Ломбардская школа
Ломба́рдская шко́ла, художественная школа в Северной Италии.
В архитектуре сложилась на протяжении 8–10 вв., сыграла решающую роль в формировании первого романского стиля в Италии. Образцом церковной архитектуры Ломбардии стала трёхнефная базилика со слабо выраженным трансептом, криптой и отдельно стоящей колокольней, с наружным декором в виде лопаток, аркатурных фризов и аркадных галерей (церкви Сант-Амброджо в Милане, основное строительство – 11–12 вв.; Сан-Микеле в Павии, 12 в.). Романская скульптура ломбардской школы, развивающаяся в тесном взаимодействии с архитектурой, отличается особой жизненной конкретностью (творчество мастеров Вилиджельмо, Б. Антелами и др.). На ломбардской почве готика получает подчёркнуто статичную интерпретацию, приобретая декоративный характер (монастырь Чертоза близ Павии, с 1396; Миланский собор, строительство начато в 1386). Постройки ломбардской школы эпохи Возрождения (архитекторы Филарете, П. А. Солари, Дж. А. Амадео) отличаются обилием декоративных вставок, подчёркивающих гладь стены. В творчестве Д. Браманте получают развитие новаторские по построению внутренние пространства архитектурной композиции.
Живопись ломбардской школы треченто и раннего кватроченто внесла существенный вклад в развитие интернациональной готики (миниатюры и рисунки Дж. де Грасси, Микелино да Безоццо), обогатив её наблюдениями за повседневной жизнью, миром животных и растений. Натуралистичность становится одной из определяющих черт ломбардской школы, которая в середине 15 в. находилась под влиянием Пизанелло, а во 2-й половине столетия – флорентийской школы и творчества А. Мантеньи. В произведениях ломбардских мастеров этого времени преобладают ясность композиции, смягчённость колорита, повышенный интерес к светотеневой моделировке (В. Фоппа, А. Бергоньоне, Брамантино, Д. Браманте). Эти черты усиливаются в эпоху Высокого Возрождения, когда основополагающим было влияние Леонардо да Винчи и его школы (Дж. А. Больтраффио, Б. Луини, Амброджо де Предис, Ф. Мельци и др.).
Во 2-й половине 16 в. из ломбардской школы выделилась самостоятельная брешианская школа, в искусстве которой соединились черты ломбардской школы и венецианской школы. На протяжении 16 в. и в эпоху барокко внутреннее единство ломбардской школы утрачивается.