Флорентийская школа
Флоренти́йская шко́ла в живописи, одна из основных художественных школ Италии эпохи Возрождения. Сформировалась в период Проторенессанса в монументальной живописи и живописи на досках под влиянием пизано-лукканской школы и византийского искусства, в тесном взаимодействии с сиенской школой и римской школой (П. Каваллини и др.). Наиболее ранним живописным проектом флорентийской школы являются мозаики флорентийского баптистерия (около 1225–1325). Первыми собственно флорентийскими художниками, наряду с плеядой анонимных мастеров, являются Коппо ди Марковальдо и Чимабуэ. Основные черты флорентийской школы кристаллизовались в живописи Джотто: интерес к убедительно переданным пространственным построениям и трёхмерному объёму, созданному с помощью светотеневой моделировки, к драматической экспрессии повествования. Эти черты были закреплены и распространены флорентийскими «джоттесками» (Таддео Гадди, Мазо ди Банко, Б. Дадди и др.). С середины 14 в. усилились тенденции к линеарности и плоскостности (Нардо ди Чьоне, отчасти А. Орканья, Андреа да Фиренце). К концу 14 в. во флорентийской школе победило направление интернациональной готики, в рамках которого возрождается интерес к натурализму отдельных деталей (Лоренцо Монако, Г. Старнина, флорентийские работы Джентиле да Фабриано).
Гуманистическое мировосприятие стало идейной основой искусства флорентийской школы Раннего Возрождения. Поворот от интернациональной готики к ценностям, утверждённым Джотто, совершился в творчестве Мазаччо, работавшего во взаимодействии с Ф. Брунеллески и Донателло. Мазаччо отказался от декоративизма своих непосредственных предшественников и вернулся к ориентации на натуру, разработке трёхмерного пространства путём последовательного применения перспективы, светотеневой моделировки объёмов, передаче физиогномической экспрессии. Под влиянием Мазаччо развивается живопись мастеров 15 в. Новаторское применение перспективы отличает живопись Фра Анджелико, Фра Филиппо Липпи, П. Уччелло, Д. Венециано, А. дель Кастаньо. Живопись флорентийской школы 15 в. имеет исследовательский и экспериментальный характер: она развивается под влиянием и в тесном взаимодействии со скульптурой своего времени, в ней вырабатываются новые формы рисунка, позволяющие изучать анатомию, физиогномику и динамику человеческой фигуры в пространстве (натурный рисунок, перспективный рисунок-чертёж), облегчить работу над монументальной живописью (картон). В рамках флорентийской школы осуществляется переход от полиптиха к алтарной картине (см. в статье Алтарный образ), внедряется новый формат тондо, развиваются станковые формы живописи: портрет, историческая и мифологическая картина, развиваются повествовательные циклы (Б. Гоццоли). Изучение нидерландской живописи позволяет мастерам флорентийской школы освоить передачу пейзажа и световоздушной среды, а во 2-й половины 15 в. использовать смешанную технику живописи (см. в статьях Масляная живопись, А. дель Верроккьо, А. дель Поллайоло). Изощрённая повествовательность и драматизм, сочетание антикизирующих мотивов и нидерландского влияния характерны для монументальной флорентийской живописи последней трети 15 в. (Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Филиппино Липпи, Пьеро ди Козимо). Творчество Леонардо да Винчи и Микеланджело, выйдя за пределы локальных границ флорентийской школы, ознаменовало собой вершину искусства Высокого Возрождения, другими представителям этой стилевой фазы во Флоренции были Фра Бартоломмео и Андреа дель Сарто. Около 1520 г. флорентийской школа становится одним из первых центров маньеризма (Я. Понтормо, Россо Фьорентино, А. Бронзино, Дж. Вазари и др.).