Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре

Флорентийская школа

Флоренти́йская шко́ла в живописи, одна из основных художественных школ Италии эпохи . Сформировалась в период в монументальной живописи и живописи на досках под влиянием пизано-лукканской школы и византийского искусства, в тесном взаимодействии с и римской школой (и др.). Наиболее ранним живописным проектом флорентийской школы являются флорентийского (около 1225–1325). Первыми собственно флорентийскими художниками, наряду с плеядой анонимных мастеров, являются и . Основные черты флорентийской школы кристаллизовались в живописи : интерес к убедительно переданным пространственным построениям и трёхмерному объёму, созданному с помощью светотеневой моделировки, к драматической экспрессии повествования. Эти черты были закреплены и распространены флорентийскими (Таддео Гадди, Мазо ди Банко, Б. Дадди и др.). С середины 14 в. усилились тенденции к и плоскостности (Нардо ди Чьоне, отчасти А. Орканья, Андреа да Фиренце). К концу 14 в. во флорентийской школе победило направление , в рамках которого возрождается интерес к натурализму отдельных деталей (, Г. Старнина, флорентийские работы ).

Гуманистическое мировосприятие стало идейной основой искусства флорентийской школы Раннего Возрождения. Поворот от интернациональной готики к ценностям, утверждённым Джотто, совершился в творчестве , работавшего во взаимодействии с и . Мазаччо отказался от декоративизма своих непосредственных предшественников и вернулся к ориентации на натуру, разработке трёхмерного пространства путём последовательного применения , светотеневой объёмов, передаче физиогномической экспрессии. Под влиянием Мазаччо развивается живопись мастеров 15 в. Новаторское применение перспективы отличает живопись , , , , . Живопись флорентийской школы 15 в. имеет исследовательский и экспериментальный характер: она развивается под влиянием и в тесном взаимодействии со скульптурой своего времени, в ней вырабатываются новые формы рисунка, позволяющие изучать анатомию, физиогномику и динамику человеческой фигуры в пространстве (натурный рисунок, перспективный рисунок-чертёж), облегчить работу над монументальной живописью (). В рамках флорентийской школы осуществляется переход от к алтарной картине (см. в статье ), внедряется новый формат , развиваются формы живописи: портрет, и , развиваются повествовательные циклы (). Изучение позволяет мастерам флорентийской школы освоить передачу пейзажа и световоздушной среды, а во 2-й половины 15 в. использовать смешанную технику живописи (см. в статьях , , ). Изощрённая повествовательность и драматизм, сочетание антикизирующих мотивов и нидерландского влияния характерны для монументальной флорентийской живописи последней трети 15 в. (, , , ). Творчество и , выйдя за пределы локальных границ флорентийской школы, ознаменовало собой вершину искусства Высокого Возрождения, другими представителям этой стилевой фазы во Флоренции были и . Около 1520 г. флорентийской школа становится одним из первых центров (, , , и др.).

Беноццо Гоццоли. Шествие волхвов. Фреска Капеллы волхвов в Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции. 1459Беноццо Гоццоли. Шествие волхвов. Фреска Капеллы волхвов в палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция. 1459–1460. Фото: Leemage / Corbis Historical / Getty Images

  • Флорентийская школа
  • Стили, движения, направления в изобразительном искусстве
  • Возрождение в Италии