Мавзолей
Мавзоле́й (от греч. Μαυσώλειον), один из видов мемориальных сооружений; монументальная надземная погребальная постройка.
Название происходит от имени Мавсола, правителя Карии, гробницей которого стал Галикарнасский мавзолей (около 350 до н. э., ныне в г. Бодрум, Турция). Как архитектурный тип мавзолей сформировался на основе гробницы, имевшей вид жилища или героона (святилища на могиле героя); погребальные сооружения таких типов возводились на территории Греции и Малой Азии начиная с архаического периода (например, памятник Гарпий в Ксанфе, около 480–470 до н. э.).
Широкое распространение мавзолеи получили в Древнем Риме, где, кроме архитектурного решения в виде храма, могли иметь цилиндрический или восьмигранный (производный от этрусских гробниц-тумулусов) план (мавзолей Цецилии Метеллы, середина 1 в. до н. э.; мавзолей Августа, 28 до н. э.; мавзолей Адриана, 130–139 н. э., ныне Замок Святого Ангела, все – в Риме; Диоклетиана в Сплите, около 300 н. э., ныне собор; и др.), а также форму пирамиды (влияние древнеегипетских мемориальных сооружений; пирамида Цестия в Риме, 18–12 до н. э., и др.). Среди древнеримских мавзолеев встречались и многоярусные сооружения (мавзолей Юлиев в Сен-Реми-де-Прованс на юго-востоке Франции, 2-я половина 1 в. до н. э.). Раннехристианские мавзолеи чаще всего представляли собой центрические ротондальные или многогранные постройки, сближаясь по архитектурному решению с мартириями (мавзолей Констанции в Риме, ныне церковь Санта-Костанца, 2-я четверть 4 в.; мавзолей Теодориха Великого в Равенне, около 526). К мавзолеям зачастую относят мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (2-я четверть 5 в.), однако в исторических источниках нет сведений о том, что постройка первоначально служила местом погребения; она возводилась как капелла Святого Лаврентия.
В Средние века в Европе мавзолеи почти не сооружались, их заменили захоронения в погребальных часовнях церквей и в криптах. С этого периода мавзолей получил распространение на исламском Востоке (хотя такие здания возводились здесь и ранее – мавзолей Кира II Великого в г. Пасаргады, 6 в. до н. э., ныне Иран), где на его форму (чаще всего квадратное в плане купольное сооружение) повлияли римско-византийские мавзолеи, зороастрийские храмы Сасанидского Ирана, в Восточной Азии – буддийские ступы. Среди примеров восточных мавзолеев – Исмаила Самани в Бухаре (конец 9 – начало 10 вв.), Айша-Биби близ г. Тараз (11–12 вв., ныне Казахстан), Тимура и Тимуридов в Самарканде (Гур-Эмир, 1-я четверть 15 в.), мавзолей Хумаюна в Дели (1562–1571), Тадж-Махал в Агре (1631–1653), Ага-Хана III в Асуане (1959). Мавзолеями традиционно называют погребальные комплексы в Восточной Азии (мавзолей Цинь Шихуанди, Танские мавзолеи в китайской провинции Шэньси и др.).
Начиная с эпохи классицизма формально ориентированные на античные образцы мавзолеи вновь возводят на Западе (мавзолей Ч. Хауарда в виде храма-толоса с куполом, на территории замка Хауард в графстве Йоркшир, 1729–1742, архитектор Н. Хоксмур; куполообразный мавзолей Александра, 10-го герцога Гамильтона в г. Гамильтон, Шотландия, 1840–1858, архитекторы Д. Гамильтон, Д. Брайс, скульптор А. Х. Ритчи), а также и в России (мавзолей-ротонда И. С. Барышникова в усадьбе Николо-Погорелое, ныне Смоленская область, 1784–1802, не сохранился; являющийся, по сути, кенотафом мавзолей «Супругу Благодетелю» в память императора Павла I в парке Павловска, 1808–1809, архитектор Ж.-Ф. Тома де Томон). В эпоху эклектики мавзолеи стали более разнообразными по формам [неороманский Королевский мавзолей (Мавзолей королевы Виктории и принца Альберта) во Фрогморе, Виндзорский парк, графство Беркшир, 1862–1871, архитекторы А. Дж. Хамберт, Л. Грунер; план в виде греческого креста].
В 20 в. в проектах мавзолеев крупных политических деятелей типология погребальных построек прошлых эпох выражена современным архитектурным языком: мавзолеи В. И. Ленина на Красной площади в Москве (деревянный, 1924, и каменный, 1930, оба – архитектор А. В. Щусев), М. К. Ататюрка «Аныткабир» в Анкаре (1944–1953, архитекторы Э. Онат, О. Арда, скульптор З. Мюридоглу), Хо Ши Мина в Ханое (1975, архитектор Г. Г. Исакович), Мао Цзэдуна в Пекине (1976–1977, архитектор Ян Тинбао и др.). Более камерные по размеру мавзолеи возводятся на некрополях, как правило, в качестве семейных склепов (например, неоклассицистический мавзолей семьи Эрлангер на Введенском кладбище в Москве, 1914, архитектор Ф. О. Шехтель).