Проторенессанс
Проторенесса́нс (Предвозрождение), начальный период итальянского Возрождения. Термин введён Я. Буркхардтом во 2-й половине 19 в. применительно к архитектуре инкрустационного стиля, в дальнейшем перенесён на всё искусство Италии 2-й половины 13 – начала 15 вв., т. е. предшествующее Раннему Возрождению. В отечественном искусствознании концепция Проторенессанса развита В. Н. Лазаревым и вызвана стремлением подчеркнуть преемственность искусства Раннего Возрождения с искусством 2-й половины 13 – начала 14 вв., а также выявить своеобразие искусства этого времени; при этом Лазарев разграничивал собственно Проторенессанс и искусство эпохи т. н. треченто (начало 14 – начало 15 вв.). В расширительном истолковании термина «Проторенессанс» его временны́е рамки принято ограничивать 1260–1410-ми гг. в скульптуре и 1280–1425 гг. в живописи. В современном зарубежном искусствознании термин «Проторенессанс» употребляется сравнительно редко. В некоторых научных школах (в частности, итальянской) Проторенессанс не выделяется в качестве самостоятельного периода, а все художественные явления этого времени рассматриваются как феномены итальянской готики.
В итальянской архитектуре данного периода господствовала готика, которая складывалась на базе цистерцианских схем, однако была отмечена чертами романской, византийской и раннехристианской традиций.
Скульпторы Никколо Пизано и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Л. Майтани, Андреа Пизано и Нино Пизано утверждали метод работы, основанный на изучении позднеантичных памятников (прежде всего саркофагов), при этом тесно связанный как с влияниями североевропейской пластики, так и с византийской иконографией. На этой базе складывался новый язык скульптуры, более свободный и выразительный по сравнению с романской пластикой. Традиция повествовательного рельефа проявилась в декорировании проповеднических кафедр, пилонов на фасадах соборов, дверей баптистериев, использовании новых схем для скульптурного декора церковного фасада (статуи в нише), переработке типа пристенного надгробия.
П. Каваллини, Чимабуэ, Джотто и другие мастера (Мастер легенды святого Франциска, Мастер Исаака), работавшие в базилике Святого Франциска в Ассизи, реформировали монументальную живопись, введя в употребление технику собственно фресковой живописи (итал. buon fresco).
Расширялись как пластические (под влиянием скульптуры и раннехристианских мозаик) возможности живописи, позволившие разрабатывать объём и пространство, так и колористические; складывался новый тип организации архитектурного пространства живописью, новые приёмы повествовательности. Живопись треченто (П. Лоренцетти и А. Лоренцетти, С. Мартини, джоттески) развивалась на базе достижений мастеров рубежа 13–14 вв.
В Тоскане получила распространение живопись на досках, которая, отталкиваясь от византийской традиции, создала собственный индивидуальный язык. Стремительно эволюционировал алтарный образ (Дуччо ди Буонинсенья, Чимабуэ, Джотто, братья Лоренцетти, Мартини и др.), преобладающей формой которого к 14 в. стал полиптих.
Итальянское искусство претерпело заметные изменения после великой чумы 1348 г. Завершился период Проторенессанса распространением интернациональной готики.