Орканья Андреа
Орка́нья Андре́а (Andrea Orcagna, Orgagna, Arcagnuolo; настоящая фамилия ди Чоне, di Cione) (около 1320, Флоренция – конец 1368, там же), итальянский художник и архитектор Проторенессанса.
Испытал влияние учеников Джотто – Мазо ди Банко и Таддео Гадди. В то же время в творчестве Орканьи наметился отход от принципов джоттесков в сторону абстрактной выразительности, который может быть связан с влиянием готического искусства и стал доминирующей тенденцией во флорентийской живописи 2-й половины 14 в.
Монументальные произведения Орканьи, одного из ведущих итальянских художников середины 14 в., сохранились во Флоренции лишь частично: фреска «Свержение тирании», посвящённая изгнанию из Флоренции герцога Афинского Вальтера Бриеннского (1343, ныне в Палаццо Веккьо), фрагменты сцен «Триумф смерти», «Страшный суд», «Ад» в церкви Санта-Кроче (1344–1345, Музей Санта-Кроче), росписи алтарной капеллы в церкви Санта-Мария-Новелла (сохранились 35 полуфигур ветхозаветных персонажей на сводах, 1348–1352), фрагмент «Тайной вечери» в церкви Санто-Спирито (1353–1354).
В живописи на досках стремился к объединению частей полиптиха единым пространством с элементами перспективы, намечая новую тенденцию в развитии алтарного образа: т. н. Полиптих Паладжио (1353, галерея Академии, Флоренция), Алтарь Строцци (1354–1357, церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция), триптих «Сошествие Святого Духа на апостолов» (1360-е гг., галерея Академии, Флоренция), т. н. Триптих святого Матфея (с 1367, закончен братом Андреа – Якопо ди Чоне, галерея Уффици, Флоренция).
В 1352 г. получил заказ на изготовление резного табернакля для живописного образа Богоматери в церкви Орсанмикеле. Задуманный как небольшое архитектурное сооружение с куполом и балюстрадой, украшенный многочисленными повествовательными и декоративными рельефами и статуями, а также инкрустированный золотом, смальтой и лазуритом, табернакль исполнялся скульпторами и резчиками под руководством Орканьи до 1359 г.
С 1357 г. участвовал в проектировании флорентийского собора. В 1358–1360 гг. занимал должность капомастро собора в Орвието, создал мозаику «Крещение Христа» на фасаде собора (в дальнейшем сильно изменена).
Братья – живописцы Нардо ди Чоне (около 1320 – 1365 или 1366) и Якопо ди Чоне (около 1340 – между 1398 и 1400), скульптор Маттео ди Чоне (около 1335 – 1390).