Морони Джованни Баттиста
Морóни Джовáнни Батти́ста (Giovanni Battista Moroni) [между 1520 и 1524(?), Альбино, ныне в провинции Бергамо, область Ломбардия – после 5.3.1578(?), там же], итальянский живописец. Крупнейший представитель школы живописи Бергамо 16 в. Получил известность в качестве портретиста.
Учился в Брешии – в мастерской Моретто, в поздних произведениях которого Морони приписывают целый ряд фигур, например в «Сошествии Святого Духа» («Пятидесятница», около 1548–1550, по другим данным, 1543–1544, Пинакотека Тозио Мартиненго, Брешиа), хотя его прямое участие в исполнении полотна не подтверждается архивными документами. В ранних произведениях Морони, особенно религиозного жанра, обнаруживается влияние цветовой гаммы Моретто.
Во 2-й половине 1540-х – начале 1550-х гг. Морони работал в Тренто, ставшем одним из главных центров католического мира во время Тридентского собора. Среди множества аристократов и прелатов, собравшихся в Тренто, Морони нашёл заказчиков для своих работ и меценатов, связи с которыми пригодились ему в дальнейшем. К этому периоду относятся алтарные картины «Благовещение» (1548, замок Буонконсильо, Тренто) и «Святая Клара» (1548, Епархиальный музей, Тренто), а также монументальные портреты Джанлодовико и Джанфедерико Мадруццо (оба – начало 1550-х гг., Художественный институт, Чикаго, и Национальная галерея искусства, Вашингтон) – племянников К. Мадруццо, князя-епископа Тренто в 1539–1567 гг.
Начиная со 2-й половины 1550-х гг. деятельность Морони всё больше сосредоточивалась в Бергамо и его окрестностях, где в начале 21 в. находится большое число произведений мастера. Тогда были написаны портрет аббатисы монастыря кармелиток Л. Альярди Вертова (1556–1557, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и «Рыцарь с турнирным шлемом» («Кавалер с раненой ногой» – предположительно, портрет Ф. Авогадро; около 1554–1558, Национальная галерея, Лондон), в которых художник противопоставляет помпезным парадным портретам Тициана строгость обстановки и непосредственность в изображении характера. Для портретов Морони характерна натуралистическая передача лиц и костюмов, психологизм в сочетании с исключительной объективностью в анализе характера изображённых персонажей, изысканный холодный колорит, иногда сводящийся к двум-трём цветам, как в портрете «Неизвестный кавалер, опирающийся на шлем» (около 1555–1556, Национальная галерея, Лондон). Благодаря точности в изображении деталей портреты кисти Морони являются ценными источниками по истории костюма 2-й половины 16 в., когда в Италии была широко распространена т. н. испанская мода. Один из шедевров Морони – «Кавалер в розовом» (портрет Дж. Дж. Грумелли; 1560, Палаццо Морони, Бергамо). В этом произведении заметны резкие хроматические контрасты и отказ от венецианской колористической гармонии в пользу металлических оттенков, характерных для современных ему брешианских мастеров. К лучшим портретам позднего периода творчества Морони относятся «Портрет девочки из семьи Редетти» (около 1570, Галерея Академии Каррара, Бергамо) и «Портной» (около 1565–1570, Национальная галерея, Лондон). В российских собраниях творчество Морони представлено «Мужским портретом» (середина 1560-х гг., Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Религиозная живопись Морони отмечена особой ясностью трактовки сюжета и простотой композиции, что соответствовало запросам Контрреформации. Морони время от времени обращался к архаическим моделям: так, он использовал композицию одной из «Мадонн» Джованни Беллини в своей алтарной картине «Мадонна с Младенцем» (около 1567, частная коллекция), исполненной для церкви монастыря Санта-Мария-делла-Рипа в Дезенцано-аль-Серио (ныне в составе г. Альбино). Он также создавал собственные композиционные приёмы, часто отклонявшиеся от канонов, как, например, в алтарном образе «Троица» (около 1555–1556, церковь Сан-Джулиано, Альбино). Морони представил Бога Отца бесплотной фигурой, намекая на нематериальный характер этой ипостаси Троицы, позади вполне натуралистически трактованной фигуры Христа, выражая тем самым идею Боговоплощения. Во многих работах на религиозные сюжеты Морони изображал «участвующих» в действии донаторов, приближая зрителя и вовлекая тем самым его в священный сюжет: «Крещение Христа с донатором» (начало 1550-х гг., частная коллекция), «Молодой кавалер, поклоняющийся Богоматери с Младенцем» (около 1560, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Работы позднего периода, например «Распятие со святыми Бернардином Сиенским и Антонием Падуанским» (конец 1560-х гг., Сан-Джулиано, Альбино), отмечены строгим и сдержанным колоритом, иногда приближающимся к монохромии.
Одна из немногочисленных работ мастера на светский сюжет – «Аллегория клеветы», созданная по литературному описанию несохранившейся работы Апеллеса «Клевета» (около 1560, Музей изящных искусств, Ним).
Живопись Морони оказала существенное влияние на Караваджо.