Морони Джованни Баттиста
Морóни Джовáнни Батти́ста (Giovanni Battista Moroni) [между 1520 и 1524(?), Альбино, ныне в провинции Бергамо, область Ломбардия – после 5.3.1578(?), там же], итальянский живописец. Крупнейший представитель школы живописи Бергамо 16 в. Получил известность в качестве портретиста.
Учился в Брешии – в мастерской Моретто, в поздних произведениях которого Морони приписывают целый ряд фигур, например в «Сошествии Святого Духа» («Пятидесятница», около 1548–1550, по другим данным, 1543–1544, Пинакотека Тозио Мартиненго, Брешиа), хотя его прямое участие в исполнении полотна не подтверждается архивными документами. В ранних произведениях Морони, особенно религиозного жанра, обнаруживается влияние цветовой гаммы Моретто.
Во 2-й половине 1540-х – начале 1550-х гг. Морони работал в Тренто, ставшем одним из главных центров католического мира во время Тридентского собора. Среди множества аристократов и прелатов, собравшихся в Тренто, Морони нашёл заказчиков для своих работ и меценатов, связи с которыми пригодились ему в дальнейшем. К этому периоду относятся алтарные картины «Благовещение» (1548, замок Буонконсильо, Тренто) и «Святая Клара» (1548, Епархиальный музей, Тренто), а также монументальные портреты Джанлодовико и Джанфедерико Мадруццо (оба – начало 1550-х гг., Художественный институт, Чикаго, и Национальная галерея искусства, Вашингтон) – племянников К. Мадруццо, князя-епископа Тренто в 1539–1567 гг.
Начиная со 2-й половины 1550-х гг. деятельность Морони всё больше сосредоточивалась в Бергамо и его окрестностях, где в начале 21 в. находится большое число произведений мастера. Тогда были написаны портрет аббатисы монастыря кармелиток Л. Альярди Вертова (1556–1557, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и «Рыцарь с турнирным шлемом» («Кавалер с раненой ногой» – предположительно, портрет Ф. Авогадро; около 1554–1558, Национальная галерея, Лондон), в которых художник противопоставляет помпезным парадным портретам Тициана строгость обстановки и непосредственность в изображении характера. Джованни Баттиста Морони. Рыцарь с турнирным шлемом (Кавалер с раненой ногой). Ок. 1554–1558.
Национальная галерея, Лондон.Для портретов Морони характерна натуралистическая передача лиц и костюмов, психологизм в сочетании с исключительной объективностью в анализе характера изображённых персонажей, изысканный холодный колорит, иногда сводящийся к двум-трём цветам, как в портрете «Неизвестный кавалер, опирающийся на шлем» (около 1555–1556, Национальная галерея, Лондон). Благодаря точности в изображении деталей портреты кисти Морони являются ценными источниками по истории костюма 2-й половины 16 в., когда в Италии была широко распространена т. н. испанская мода. Один из шедевров Морони – «Кавалер в розовом» (портрет Дж. Дж. Грумелли; 1560, Палаццо Морони, Бергамо).
Джованни Баттиста Морони. Кавалер в розовом. 1560.В этом произведении заметны резкие хроматические контрасты и отказ от венецианской колористической гармонии в пользу металлических оттенков, характерных для современных ему брешианских мастеров. К лучшим портретам позднего периода творчества Морони относятся «Портрет девочки из семьи Редетти» (около 1570, Галерея Академии Каррара, Бергамо) и «Портной» (около 1565–1570, Национальная галерея, Лондон). В российских собраниях творчество Морони представлено «Мужским портретом» (середина 1560-х гг., Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Религиозная живопись Морони отмечена особой ясностью трактовки сюжета и простотой композиции, что соответствовало запросам Контрреформации. Морони время от времени обращался к архаическим моделям: так, он использовал композицию одной из «Мадонн» Джованни Беллини в своей алтарной картине «Мадонна с Младенцем» (около 1567, частная коллекция), исполненной для церкви монастыря Санта-Мария-делла-Рипа в Дезенцано-аль-Серио (ныне в составе г. Альбино). Он также создавал собственные композиционные приёмы, часто отклонявшиеся от канонов, как, например, в алтарном образе «Троица» (около 1555–1556, церковь Сан-Джулиано, Альбино). Морони представил Бога Отца бесплотной фигурой, намекая на нематериальный характер этой ипостаси Троицы, позади вполне натуралистически трактованной фигуры Христа, выражая тем самым идею Боговоплощения. Джованни Баттиста Морони. Крещение Христа с донатором. Начало 1550-х. Частная коллекция.
Во многих работах на религиозные сюжеты Морони изображал «участвующих» в действии донаторов, приближая зрителя и вовлекая тем самым его в священный сюжет: «Крещение Христа с донатором» (начало 1550-х гг., частная коллекция), «Молодой кавалер, поклоняющийся Богоматери с Младенцем» (около 1560, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Работы позднего периода, например «Распятие со святыми Бернардином Сиенским и Антонием Падуанским» (конец 1560-х гг., Сан-Джулиано, Альбино), отмечены строгим и сдержанным колоритом, иногда приближающимся к монохромии.
Одна из немногочисленных работ мастера на светский сюжет – «Аллегория клеветы», созданная по литературному описанию несохранившейся работы Апеллеса «Клевета» (около 1560, Музей изящных искусств, Ним).
Живопись Морони оказала существенное влияние на Караваджо.