Палаццо Веккьо
Пала́ццо Ве́ккьо (Palazzo Vecchio, буквально – Старый дворец), памятник архитектуры и истории во Флоренции, музей.
Основан как Палаццо деи-Приори (здание для заседания приоров, т. е. глав городских цехов) и Гонфалоньере делла Джустиция ( место заседания верховного органа городского самоуправления). Основной объём здания возведён в 1299–1302 гг. (предположительно архитектор Арнольфо ди Камбио). Асимметрия плана и фасадов объясняется длительным процессом строительства, которое продвигалось вперёд по мере приобретения дополнительных земельных участков и продолжалось на протяжении всего 14 в. В этот период сформировался наружный облик здания: рустованные стены, прорезанные готическими окнами, горизонтальные карнизы, разделяющие фасады на ярусы, венчающие зубчатые галереи с машикулями.
В 15 в. получил название Палаццо делла-Синьория (место заседания синьории – органа городского самоуправления); архитектор Микелоццо ди Бартоломмео отреставрировал колокольню, перестроил внутренний двор, создав в нём ренессансную арочно-ордерную галерею, изменил внешний вид окон и интерьеров. От эпохи Раннего Возрождения в интерьерах сохранились деревянный резной потолок братьев Майано (1476–1481) и интарсии Франческо ди Джованни (Франчоне) (1475–1480) в Сала-делл’Удиенца, росписи Д. Гирландайо в Сала-дель-Оролоджо (Сала-деи-Джильи, 1482–1484). После изгнания Медичи архитектор Иль Кронака (С. дель Поллайоло) построил в интерьерах дворца Зал Большого Совета (1495); для росписей его интерьеров были приглашены Леонардо да Винчи и Микеланджело (создавшие картоны «Битва при Ангиари» и «Битва при Кашине»).
В 1540–1550 гг. дворец служил резиденцией герцога Козимо I Медичи и его семьи. В этот период были созданы росписи Ф. Сальвиати (1542–1545) в стиле маньеризма, ансамбль капеллы Элеоноры Толедской (художник А. Бронзино). После переезда герцогской семьи в Палаццо Питти дворец получил своё нынешнее название, в нём разместилась т. н. Гуардароба Медичеа (управление, ведавшее предметами домашней обстановки семьи Великого герцога, включая произведения искусства).
В 1555–1572 гг. Дж. Вазари провёл ряд преобразований в Палаццо Веккьо. Он декорировал внутренний двор (стукко и фрески), построил лестницу, ведущую из двора в «Салон 500», в который был превращён Зал Большого Совета. В этом зале с помощью обширной мастерской Вазари создал росписи по разработанной им самим сложной иконографической программе, красноречиво воспевавшей процветание Флоренции под властью семейства Медичи. Он спроектировал Студиоло герцога Франческо I (1570), главным украшением которого является тематически развешенная коллекция картин.
С 1871 г. Палаццо Веккьо – флорентийский муниципалитет, с 1909 г. музей. Во дворце экспонируются произведения ренессансной пластики: статуи «Юдифь и Олоферн» Донателло, «Путто с дельфином» А. дель Верроккьо, в «Салоне 500» – статуи флорентийских скульпторов 16 в. (Микеланджело, Б. Бандинелли, Джамболоньи и др.). На верхнем этаже размещается коллекция средневековых и ренессансных произведений, подаренная Ч. Лозером. Под фундаментами Палаццо Веккьо обнаружены археологические остатки древнеримского театра античной Флорентии (конец 1 – начало 2 вв.). В результате тщательных исследований в начале 2010-х гг. в Зале Большого Совета под фреской Вазари предположительно обнаружены следы фрески «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи.