Полиптих
Поли́пти́х (от греч. πολύπτυχος – состоящий из многих дощечек), многочастное произведение изобразительного искусства. К этому типу относятся диптих, триптих, тетраптих, пентаптих, а также произведения, которые включают в себя более пяти составляющих.
В Античности и раннем Средневековье полиптих – несколько навощённых дощечек для записей, скреплённых между собой. В византийском искусстве известны небольшие рельефные складни из слоновой кости, а с 11 в. – многочастные иконы-менологии (или минейные – многосоставные календарные иконы, включающие в себя циклы миниатюр с изображением святых и праздников, расположенных рядами в соответствии с литургическим календарём). В древнерусском искусстве 16–17 вв. переносные иконостасы также имели форму полиптиха – складня.
Наибольшее распространение полиптих получил как одна из форм алтарного образа в Западной Европе в эпоху Возрождения. В Италии во 2-й половине 13–15 вв. создавались живописные произведения этого типа: многоярусные, с пределлой, с богато декорированными резными рамами, укреплённые боковыми контрфорсами (нередко также декорированными), в отдельных случаях 2-сторонние (например, «Маэста́» Дуччо ди Буонинсеньи, 1308–1311, Музей собора, Сиена). Их формы имитировались в скульптурных алтарных образах (алтарь Трента Якопо делла Кверчи, 1412–1422, церковь Сан-Фредиано, Лукка и др.). В кватроченто полиптих постепенно вытеснялся алтарной картиной. Испанские и португальские ретабло также использовали эту форму. Особенность итальянских и испанских произведений этого типа – неподвижность многочастной конструкции.
В искусстве Западной и Восточной Европы 14–16 вв. преобладают полиптихи с подвижными створками и с несколькими раскрытиями, как скульптурно-живописные (Изенгеймский алтарь М. Грюневальда, 1512–1516, Музей Унтерлинден, Кольмар), так и живописные (Гентский алтарь Я. ван Эйка, 1432, собор Святого Бавона, Гент). Помимо монументальных алтарей этого типа, существовали также небольшие складни, предназначенные для личного моления. С 17 в. в европейском религиозном искусстве полиптих утратил своё значение.
Форма полиптиха была популярна среди китайских живописцев («Въезд Чжао Куанъиня в Кайфэн» авторства Ван Фу и Сун Сюя, 1749, Государственный музей Востока, Москва), японских гравёров укиё-э эпохи Эдо.
С начала 20 в. полиптих вновь приобрёл популярность и этот тип произведения часто обыгрывался в мировом искусстве. Обратившись к национальному прошлому, такие работы создавали Э. Нольде, О. Дикс (триптихи «Большой город», 1927–1928, Музей искусств, Штутгарт; «Война», 1929–1932, Альбертинум, Дрезден), М. Бекман.
Мастера 2-й половины 20 – 21 вв. (Э. Уорхол, Ж.-М. Баския, П. Сулаж, М. Ротко, Ф. Бэкон) часто использовали полиптих как значимую форму, например, чтобы акцентировать тему серийности (Э. Уорхол «Банки с супом Кэмпбелл», 1961–1962, шелкография). Различные виды полиптихов широко применяются в видео-арте (Б. Виола).