Крестово-купольная система
Кресто́во-ку́польная систе́ма, конструктивная система в восточнохристианской церковной архитектуре, соединяющая крестообразное пространство с центральным куполом. В классическом варианте пространственный крест образован четырьмя ячейками по сторонам от купола, тогда как четыре ячейки по углам (как правило, с пониженным уровнем перекрытий) завершают собой квадрат на уровне плана. Рукава креста перекрыты цилиндрическими сводами, а угловые компартименты между ними – крестовыми сводами или меньшими куполами. Принципиальным техническим элементом крестово-купольной системы являются паруса, которые позволяют соединить круг поднятого на барабан купола с квадратом, образованным четырьмя подпружными арками. Эти арки принимают нагрузку от веса купола и переходят в опоры (прямоугольные или крещатые столбы, колонны, выступы стен), образующие углы подкупольной ячейки (квадрата). Алтарь в апсиде, завершающей восточный рукав креста, может быть удлинён за счёт дополнительной пространственной ячейки и фланкирован жертвенником и дьяконником. Основной планировочный квадрат из девяти ячеек часто окружён боковыми нефами и нартексом, а на втором уровне – галереями: они сообщаются между собой, образуя двухъярусный обход.
Проблема происхождения крестово-купольной системы является спорной ввиду небольшого числа сохранившихся памятников раннего периода, отсутствия их точной датировки, а также широкого строительного ареала от Македонии до берегов Евфрата. Согласно распространённой точке зрения (О. Вульф, Г. Милле, Ш. Диль), крестово-купольный тип храма складывался на протяжении 5–9 вв. в ходе эволюции купольной базилики: некоторое время они сосуществовали, впоследствии тип купольной базилики вышел из употребления.
Сторонники «восточной» теории возникновения крестово-купольной системы (Й. Стшиговский) обнаруживали её источник в иранских четырёхстолпных храмах (типа сасанидского чахартака), после 7 в. принесённых в Армению и оттуда распространившихся по всему христианскому миру. В то же время центрические планы римских языческих мавзолеев, а позднее христианских мартириев, давали основания видеть источник такой конструкции именно в них (А. Грабар).
Крестово-купольная система в полной мере отвечала требованиям литургии и идейной символике церковного здания, описанной в сочинениях Максима Исповедника, Дионисия Ареопагита, Григория Нисского и других богословов 7–9 вв. Развитие теологии образов и окончательная победа иконопочитания в 843 г. потребовали разработки программы декорации церкви, которая отражает иерархию христианской доктрины, – как продолжения её архитектурной структуры. В зависимости от региональных социальных, эстетических или литургических соображений остававшееся неизменным центральное ядро храма крестово-купольной системы могло быть дополнено различными пристройками, менявшими его внешний облик.
На периферии Византийской империи крестово-купольные храмы строились уже в 5 в. Церковь Осиос-Давид в Фессалониках (ныне Салоники; 2-я половина 5 в.) представляет собой ранний образец типа такого храма с изолированными угловыми ячейками; подобные постройки встречаются и ранее, например церковь Пророков, апостолов и мучеников в Герасе (ныне Джараш; 461–465). Атик-Мустафа-Паша-джами (возможно, церковь Святых Петра и Марка, 9 в.) в Константинополе (ныне Стамбул) отмечает следующий этап формирования крестово-купольной системы, когда опорой купола служат стены чётко обособленных угловых ячеек.
В полной мере сложившийся тип представляла церковь Успения в Никее (ныне Изник; до 726; не сохранилась). Её ядро составлял купол, поддерживаемый равными по глубине четырьмя арками, с примыкающими к нему узкими боковыми нефами и нартексом. Торцевые стороны подкупольного квадрата были ограничены парами пилонов с аркадами в двух ярусах. В церкви Святого Климента в Анкаре (6 или 9 вв.; сохранилась в руинах) рукава креста также открывались в центральное пространство тройными аркадами, оставляя за собой неглубокие и короткие нефы как непосредственное продолжение купольного ядра, – следующий шаг к созданию единого и однородного пространства.
В соборе Святой Софии в Фессалониках (1-я четверть 8 в.) опоры, с запада разделённые на две части и вмещающие между собой узкие нефы с крестовыми сводами, несут цилиндрические своды четырёх рукавов креста, чётко артикулированные и равные по глубине. Значительно удлинённый восточный рукав завершается апсидой, фланкированной часовнями. Купол на парусах поднимается от цилиндрических сводов и опирается на низкий барабан, прорезанный двенадцатью окнами. Центральное ядро с севера и юга огибают нефы и галереи, открытые туда двойными аркадами, а с запада к нему примыкает нартекс, завершённый во втором уровне галереей.
Самостоятельной линии развития следуют крестово-купольные храмы Закавказья, распространившиеся там с 7 в. Храмы Сурб-Рипсимэ (618) и Сурб-Гаянэ в Вагаршапате (630-е гг.), Сурб-Теодорос в Багаране (624–631), собор в Аруче (669) развивают вариант вписанного греческого креста, при котором купол на высоком световом барабане переходит в паруса или тромпы (конической и оригинальной веерной формы). Стены, разделяющие рукава креста и боковые помещения, исчезают, превращаясь в подкупольные столбы сложной дифференцированной формы (Сурб-Гаяне) или квадратного сечения (Багаран). Центрическая композиция создаёт единое уравновешенное подкупольное пространство с крестообразным основанием, при котором трёхчастный алтарь оказывается слитым с наосом.
В эпоху Македонской династии (начиная со 2-й половины 9 в.) крестово-купольная система переживала дальнейшее развитие и усложнение. В этот период сложился особый тип храма «на четырёх колоннах», или со свободно стоящими опорами, ставший особенно востребованным в Константинополе. Тонкие и светлые, как правило, мраморные колонны создавали ощущение единого пространства, смысловые центры которого – апсида и светоносный барабан с венчающим его куполом (например, храм Богородицы в монастыре Липса, 908). Благодаря колоннам интерьер приобретал зальный характер, а пространства угловых ячеек сливались с пространством рукавов креста. Частью общей структуры становился и трёхчастный алтарь, согласованный с осями малых нефов. Термальные окна в торцах рукавов креста и трёхчастные окна в апсиде превращали стены в легко обозримую систему опор, наполняя пространство обильным ровным светом. Усложнилось устройство дополнительных компартиментов: нартекс и пастофории (жертвенник и дьяконник) перекрывались крестовыми сводами, а торцы пастофориев завершались апсидиолами (меньшими апсидами, часто без престола), придававшими им форму сложного тетраконха. К подобному типу столичного крестово-купольного храма относится Эски-Имарет-джами (конец 9 в.).
В ряду столичных храмов «на четырёх колоннах» Мирелейон, храм-усыпальница (920–922) императора Романа I Лакапина, отличается применением крестовых сводов в рукавах креста. Купол разделён на восемь сегментов, некогда предназначенных для размещения в них мозаик. Благодаря обилию окон (термальных в люнетах закомар, тройных с арочным завершением в двух ярусах торцевых стен и круглых во втором ярусе угловых ячеек) стена превращается в прозрачную систему опор. Приставленные к пилястрам широкие полуколонны придают фасадам необычную для средневизантийской архитектуры пластичность.
Вариантом крестово-купольной конструкции явился октагон на тромпах, где углы подкупольного квадрата перекрывались сводчатыми элементами в форме части конуса. В монастыре Неа-Мони на о. Хиос (1042–1055) весь объём наоса перекрыт широким осеняющим куполом, опирающимся на восемь лопаток, непосредственно сообщающихся со стенами. Переход от стен к куполу стал условным и обозначен лишь линией кольцевого карниза. Торцевые арки чередуются со значительно более узкими арками тромпов, задавая особый ритм больших и малых округлых ниш. Типологически родственны Неа-Мони также кафоликоны монастырей Осиос-Лукас в Фокиде (1030-е гг.), Дафни (около 1080) и, согласно предположению С. Манго, церковь Святого Георгия в Манганах в Константинополе (около 1040, не сохранилась).
Возникшая, вероятно, в Константинополе (в церкви Богоматери во Влахернах, после 572) система триконха встречается в ранней армянской архитектуре (храм Святого Георгия в Двине, 640-е гг., собор в Талине, 670–680). В эпоху Багратидов та же типология была применена в храме в Ошки (963–973). В отличие от удлинённой по оси запад – восток структуры ранних триконхов, в основе храма в Ошки – квадратная ячейка с четырьмя столбами. Восточные угловые ячейки завершаются малыми куполами. Такая же структура воспроизведена в боковых экседрах (здесь их функция неизвестна). Аналогичному типу следуют соборы в Кутаиси (1003, важная особенность плана – разделение удлинённой западной части храма на три нефа с помощью столбов) и Алаверди (около середины 11 в).
В эпоху Македонской династии складывалась каноническая система декорации интерьера крестово-купольного храма, отражавшая иерархию христианского мироустройства. Купол и своды символизировали в ней высшие сферы, поверхности стен и сводов предназначались для размещения важнейших евангельских сцен и фигур святых, а нижние уровни стен облицовывались мраморными плитами, визуально смягчавшими массу стен и столбов. Сохранившиеся образцы храмовой декорации 11 в. (кафоликоны монастырей Осиос-Лукас, Неа-Мони и Дафни), несомненно, вдохновлены константинопольскими ансамблями типа церкви Богоматери Фаросской (864, не сохранилась) или Неа (Новая церковь) императора Василия I (около 880, не сохранилась) и следовали единому, но гибкому канону. Региональные варианты декорации крестово-купольного храма представлены, например, фресками церкви Панагия-тон-Халкеон в Фессалониках (1028) и Каранлык-Килисе в Гёреме (середина 11 в).
На Афоне получил распространение своеобразный вид крестово-купольного триконха – храма типа вписанного креста «на четырёх опорах» с дополнительными конхами с южной и северной сторон, предназначенными для монастырского хора. К ней относятся кафоликоны Великой Лавры (962), монастырей Ивирона (около 980) и Ватопеда (около 980). При широко расставленных опорах купола и суженных боковых нефах пространство наоса развивается в поперечном направлении. Функциональными задачами обусловлено устройство развитой алтарной части. По Г. Милле, особенностью храмов типа афонского триконха является также особая организация западной части, включающей экзонартекс – двухэтажный или с часовнями в торцах.
В последующие столетия ядро крестово-купольной системы оставалось неизменным, а возникающие новшества касались внешнего декора и стилистической трактовки архитектурных форм. Несколько константинопольских ансамблей дают представление о развитии архитектуры в эпоху Комнинов (после 1081). В императорском монастыре Пантократора (1118–1136, ныне Зейрек-джами) – три сообщающихся между собой храма: главный южный, северный храм Богородицы (оба типа вписанного креста «на четырёх колоннах») и соединяющий их храм Архангела Михаила (до 1136), объединённые общим экзонартексом. Узкие и высокие окна и ниши, полуколонки во всю высоту стен, высокие 12-гранные барабаны подчёркивают вертикализм фасадов. Церковь Богородицы Кириотиссы (1197, ныне Календерхане-джами) – пример типа крестово-купольного храма с изолированными угловыми ячейками. Увенчанное широким куполом свободное пространство наоса наполнено светом, источник которого – широкие окна в трёх ярусах, превращающие торцовые стены в полупрозрачный каркас. Гюль-джами (возможно, церковь Святой Феодосии, конец 11 – начало 12 вв.) имеет трёхсторонний обход вокруг основного объёма, боковые рукава креста немного сокращены по сравнению с продольными. Оконные проёмы на фасадах расположены в четырёх ярусах стройными рядами, соседствуя с одинаково узкими нишами, нарочито вытянутыми по высоте. Наконец, монастырь Хора (перестройка начала 12 в., ныне Карие-джами) развивает тип компактно вписанного или атрофированного греческого креста. Мощный купол увеличенного диаметра создаёт единое светлое пространство, чётко выявляющее пространственный крест. Усечённые своды по сторонам подкупольного квадрата и отсутствие колонн – характерные черты этого типа, применявшегося в широком ареале византийских влияний от церкви Святого Аверкия (Элегми) в Вифинии (около 1162) до Святого Николая в Куршумлии (1160-е гг., ныне Сербия).
После 1261 г. крестово-купольная система оставалась ведущей в византийском зодчестве, однако характер построек изменился в сторону меньших масштабов, разработки новых деталей конструкции и декора, а Константинополь потерял роль архитектурного центра империи. Строительная активность в столице шла в уже существующих монастырях, например, в монастыре Липса, где в 1282–1304 гг. вдова императора Михаила VIII Палеолога Феодора возвела южную церковь и деамбулаторий. Парекклесион монастыря Паммакаристос (ныне Фетхие-джами) – храм «на четырёх колонках» с нартексом; его пространство узко и вытянуто вверх (малые подпружные арки сильно подняты над капителями колонн), ярусное деление артикулировано мраморными карнизами, боковые рукава креста перекрыты крестовыми сводами, а купол имеет рёберную форму. Признаком времени стала сложная декорация фасадов: профилированные арки, тройные окна, арочные и килевидные ниши, а также надписи, выложенные кирпичом.
В архитектурных центрах времени Палеологов новые вариации традиционного крестово-купольного плана создавались за счёт усложнения силуэтов, разнообразия декоративных схем и виртуозности стилистических приёмов, в том числе полихромии, подчас «переигранных» в ущерб качеству самой архитектуры (Р. Краутхаймер). В раннепалеологовской архитектуре (с 1310) и в зрелую палеологовскую эпоху (1340–1440) региональные отличия стали как никогда ранее существенными. Фрески, покрывающие стены от основания, и значительно уменьшенные оконные проёмы создавали иной образ внутреннего пространства, где тектоническое равновесие и иерархичность средневизантийских храмов отошли на второй план. Кирпичный декор фасадов, сплошь устилающий стены орнаментами, лишил их прежней структурности.
В Фессалониках, втором по значению культурном центре Византийской империи, наиболее востребованным оставался тип вписанного креста «на четырёх колоннах». В церкви Святой Екатерины (1280–1300) при традиционной крестово-купольной структуре появились новые черты: вертикализм, ступенчатость силуэта, новые декоративные мотивы, например слепые арки, двойные и тройные открытые аркады нартекса. Четыре купола, расположенные по углам нартекса, усложняют и разбивают силуэт на отдельные составляющие. Та же схема применена в церкви Святых Апостолов (около 1310–1314): четыре угловых купола (над угловыми ячейками обхода) заметно понижены по сравнению с центральным, крестово-купольный план «на четырёх колоннах» сочетается с широкой галереей, нартексом и открытым экзонартексом, а высокие барабаны и узкие профилированные ниши апсид подчёркивают вертикализм её силуэта. К тому же типу относится церковь Святого Пантелеймона (конец 13 – начало 14 вв.): колонны сильно смещены к боковым стенам, благодаря чему диаметр купола увеличен, а подкупольное пространство приобрело зальный характер.
Тип крестово-купольного октагона, сложившийся в середине 11 в., в 13 в. снова востребован в провинциях Византийской империи: церкви Панагии Паригоритиссы в Арте на севере Греции (1289–1290, первоначально церковь «на четырёх колоннах», перестроена в октогональный храм на тромпах и дополнена двумя приделами и нартексом с хорами), Святой Софии в Монемвасии (после 1287), Святых Феодоров в Мистре (1290–1296).
Особый вариант крестово-купольной системы – т. н. тип Мистры, представленный, например, храмом Одигитрии (около 1310): эта церковь, в нижнем ярусе трёхнефная базилика, на уровне хор имеет крестово-купольную структуру, по конструкции напоминая устройство церквей Святой Ирины в Константинополе после перестройки 8 в. или Святой Софии в Визе (9 в.). К тому же типу относится храм Богородицы Пантанассы в Мистре (1428).
Среди крестово-купольных памятников типа вписанного креста на территории Северной Македонии: храм Святого Климента в Охриде (1295), храм Святого Никиты в Чучере (1307–1308), Богородицы в Кучевиште (1330-е гг.), церковь Маркова монастыря близ Скопье (после 1371). Церковь Святого Георгия в Старо-Нагоричано (1160–1172, 1312–1313) перестроена из базилики в пятикупольный крестово-купольный храм, сильно вытянутый по оси запад – восток, а центральное подкупольное пространство организовано столбами сложной формы, усиленными парой колонн с запада и парой столбов с востока.
Типология компактного вписанного креста оказалась ведущей в сербcкой архитектуре рашской школы, начиная с храма Святого Николая в Куршумлии (1159–1166). Его центральный объём увенчан мощным восьмигранным куполом, поставленным на арки, непосредственно сообщающиеся со стенами. Построенный, вероятно, византийскими мастерами из плинфы в технике кладки с утопленным рядом, храм имеет удлинённую западную ячейку и развитую алтарную часть, значительно пониженные по сравнению с центральным объёмом. К той же типологии принадлежат храм в Студеницком монастыре (1196), сочетающий византийские черты (гранёный купол, окна-бифории на боковых фасадах, схема декора интерьера) и приёмы западноевропейской архитектуры (облицовка белым камнем, ломбардские аркатура и резьба, перспективные порталы), церкви Вознесения Господня в монастырях Жича (до 1212) и Милешево (между 1222 и 1228), храм Троицы в монастыре Сопочаны (около 1260 или около 1265) и др. Важная черта сербских крестово-купольных построек – удлинённость нефа по оси восток – запад за счёт развитой западной части, вмещающей обширный нартекс и особые пространства для ктиторских погребений и поминальных служб.
Пятикупольная церковь Успения в Грачанице (с 1315, тип вписанного креста) имеет пирамидально возвышающийся объём, подчёркнутый приподнятым квадратным основанием купола и двойным закомарным покрытием рукавов креста. Близкой по типологии является также церковь Богородицы Левишки в Призрене (1307).
Тип крестово-купольного триконха был вновь использован в кафоликонах монастырей Хиландар (1300–1311) и Дечаны (церковь Христа Пантократора; 1327–1335), став также ведущим в архитектуре моравской школы: церковь Лазарица (Крушевац, 1377–1378), пятиглавый храм Вознесения в монастыре Раваница (1375–1377), храмы монастырей Любостыня (Успения Богородицы; конец 14 в.) и Ресава (1406/1407–1418). Памятники близки друг другу по вертикализованному силуэту, пропорциям и декору (кирпичные орнаменты в арках, изящные прорезные розетки, фигурные рельефы и полосатая кладка).
В архитектуре Древнерусского государства крестово-купольная система – ведущий и на протяжении веков практически единственный тип, начиная с Десятинной церкви (не сохранилась), которая представляла собой трёхнефное крестово-купольное (с крещатыми столбами) сооружение с тремя апсидами, развитой двухъярусной западной частью и хорами на всём протяжении боковых нефов. Вероятно, во втором ярусе боковых нефов были устроены аркады, несколько препятствовавшие ясному прочтению крестообразного пространства рукавов креста и подчёркивавшие продольную ориентированность церкви. Такая структура сохранилась во многих древнерусских постройках 1-й половины 11 в.: в Спасо-Преображенском соборе в Чернигове, Софийских соборах Новгорода и Полоцка, а также Киева, где композиция равноконечного креста расширена двумя дополнительными нефами с хорами во втором ярусе, полностью открытыми в пространство наоса. Беспрецедентный для Византии масштаб интерьера определил сложность организации отдельных его элементов, крещатых столбов и арок, формы которых тяжеловесны и массивны, а выступы лопаток разбивают пространство на отдельные модули. Перспективы трёх рукавов креста завершаются шестью тройными аркадами в два яруса.
В древнерусской архитектуре 11–12 вв. доминировал тип вписанного креста, хотя строительный материал (белый камень) и техника (например, использование резьбы на фасадах в архитектуре владимиро-суздальской школы), отличные от прочих регионов восточнохристианского мира, создавали иной внешний и внутренний облик соборов.
Важное значение хор в связи со спецификой княжеского заказа вызвало к жизни постановку малых куполов над угловыми ячейками второго яруса (Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде, 1119–1130; собор Святого Иоанна Предтечи Ивановского монастыря в Пскове, предположительно между 1124 и 1135). В отличие от церквей Константинополя, где своды рукавов креста, как правило, значительно возвышались над угловыми компартиментами, в древнерусских постройках все части фасада равны по высоте. Это конструктивная особенность положила начало закомарному покрытию, создающему характерный ритм полукружий по периметру здания.
В архитектуре нескольких княжеств домонгольского периода особым явлением стали башнеобразные храмы типа вписанного креста. Идея пирамидально растущего объёма развивалась в них с помощью суженных пропорций интерьера, чрезвычайно высоких барабанов и трёхлопастных закомар (церковь Михаила Архангела в Свирской слободе в Смоленске, церковь Всемилостивого Спаса в Спасо-Евфросиниевском монастыре в Полоцке (предположительно между 1143 и 1161, полоцкий зодчий Иоанн; ныне Спасо-Преображенская церковь), всё более усложнённых пучковых пилястр (Васильевская церковь в Овруче, 1190-е гг., зодчий Пётр Милонег) и, наконец, тройных рядов закомар (церковь Параскевы Пятницы в Чернигове).
Ведущим типом новгородской архитектуры 14–15 вв. явились четырёхстолпные одноапсидные церкви, в которых пастофории были перенесены в восточные угловые ячейки основного планировочного квадрата. Массивные квадратные столбы, служащие опорой купола, отнесены ближе к углам здания, благодаря чему центральная подкупольная ячейка стала безусловной доминантой композиции. Перекрытые цилиндрическими сводами рукава креста соседствуют с угловыми помещениями, перекрытыми сводами в четверть окружности, что находит отражение в пирамидальном трёхлопастном завершении фасадов (церковь Спаса на Ильине улице, церковь Фёдора Стратилата на Ручью, церковь Петра и Павла в Кожевниках).