Андреа Пизано
Андре́а Пиза́но (Andrea Pisano; Андреа да Понтедера, Andrea da Pontedera) [около 1295, Понтедера, близ Пизы – 1348 или 1349, Орвието(?)], итальянский скульптор, ювелир, архитектор эпохи Проторенессанса.
Воспитан в традициях тосканского ювелирного искусства. Испытав сильное влияние Джотто, перенёс в рельеф разработанные этим мастером типы фигур, уравновешенные композиционные структуры.
Усвоение им принципов античной пластики демонстрируют южные (первоначально восточные) двери флорентийского баптистерия Сан-Джованни (1330–1336), украшенные сюжетными рельефами, вписанными в квадрифолии. В то же время в изысканной линеарности драпировок сказывается влияние Дуччо ди Буонинсеньи и знакомство с пластикой французской готики.
После смерти Джотто возглавлял строительство кампанилы собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции (1337–1341). Наряду с другими мастерами, в числе которых был и его сын Нино Пизано, участвовал в создании рельефов нижнего яруса колокольни, воплощая иконографическую программу, по своей универсальности близкую программам декорации готических порталов. Андреа приписывают сцены из Книги Бытия, фигуры т. н. основателей ремёсел, а также статую Соломона (ныне все в Музее собора во Флоренции). С его именем также связывают статую святого Стефана (1339–1340, там же) для ниши цеха торговцев тканями на фасаде церкви Орсанмикеле.
Около 1340 г. работал в Пизе (статуя «Мадонна с Младенцем» на фасаде собора и др.), в 1347 г. занял должность капомастро собора в Орвието.