Иезуиты
Иезуи́ты (Общество Иисуса, лат. Societas Jesu), католический монашеский орден, основанный Игнатием Лойолой.
История
Символической датой создания ордена иезуитов считается 15 августа 1534 г., когда в часовне Богоматери, на холме Монмартр, в Париже Игнатий Лойола и его сподвижники Франсуа Ксавье, Пьер Фавр, Диего Лаинес, Альфонсо Сальмерон, Николас Бобадилья и Симан Родригиш принесли обеты нестяжания, целомудрия и апостольского служения в Святой Земле или (если оно окажется невозможным) в других частях света, по выбору папы Римского. Обеты заканчивались словами «Ad majorem Dei gloriam» («Для вящей славы Господней»), которые стали девизом будущего ордена.
Из-за войны между Венецианской республикой и Османской империей поездка в Святую Землю не состоялась, поэтому Игнатий Лойола с соратниками в ноябре 1539 г. отправился в Рим, чтобы получить одобрение папы Римского на основание Общества Иисуса, призванного защитить Церковь от внутренних противоречий и внешних врагов. Общество Иисуса было утверждено 27 сентября 1540 г. буллой «Regimini militantis Ecclesiae» папы Римского Павла III (1534–1549); его структура определена Уставной формулой (Formula Instituti), составленной Игнатием Лойолой, который после избрания 8 апреля 1541 г. генералом ордена разработал и его пространную конституцию (численность общества изначально ограничивалась 60 членами; в 1544 г. это ограничение было отменено). Игнатий Лойола создал монашеский орден с жёсткой дисциплиной: его члены, помимо трёх обычных монашеских обетов (нестяжания, целомудрия и послушания), приносили четвёртый – безусловного повиновения папе Римскому. Игнатием Лойолой были также определены критерии приёма новых членов, предполагающие длительный новициат, а также второй срок испытания перед принятием последнего, четвёртого обета. В июле 1548 г. в бреве «Pastoralis Officii» папа Павел III утвердил составленные Игнатием Лойолой «Духовные упражнения» («Exercitia Spiritualia») – курс созерцательных практик и молитвенных размышлений, помогающих практикующим, прежде всего членам ордена, определить личные жизненные приоритеты, достигнуть духовного очищения и укрепиться на пути добродетели.
Преемники Павла III, и прежде всего папа Римский Юлий III (1550–1555), оказывая покровительство ордену, предоставляли ему права, которыми никогда не пользовался никакой другой католический монашеский орден. Иезуитам было доверено создание нового теологическо-апологетического фундамента католической Церкви, способного противостоять Реформации и внутрицерковным противоречиям. На Тридентском соборе в качестве папских теологов выступали иезуит Д. Лаинес (в 1558–1565 генерал ордена) и А. Cальмерон. Во 2-й половине 16 в. орден укрепил своё положение во Франции и Германии – основном ареале распространения протестантских идей в Европе. Тогда же первостепенное значение приобрела деятельность иезуитов в области реорганизации системы католического духовного и светского образования благодаря созданию сети иезуитских образовательных коллегий (в конце 16 в. их насчитывалось около 140). Папа Юлий III одобрил основание иезуитами в феврале 1551 г. Римской коллегии (преобразованной в дальнейшем в Григорианский университет) и вверил им Германскую коллегию, готовившую священников для служения в странах, подверженных влиянию протестантских идей. С 1571 г. иезуитам было разрешено преподавать в крупнейших европейских университетских городах. В конце 16 в. в системе образования в католических странах ведущую роль играли иезуиты. Принципы, положенные в основу иезуитской системы образования, были разработаны под наблюдением К. Аквавивы (генерала ордена в 1581–1615). К началу 17 в. общая численность ордена возросла до более чем 13 тыс. членов в 32 орденских провинциях.
Изначально приоритетным регионом осуществления служения ордена была определена Европа, раздираемая политическими и церковными противоречиями. С начала 1540-х гг. Римская курия стала направлять иезуитских миссионеров в различные регионы Азии, Африки и Нового Света: в 1542 г. – в Индию, в 1549 г. – в Японию, в 1562 г. – в Китай (Макао); в 1548 г. были основаны иезуитские миссии в Конго и Марокко, в 1550 г. – в Анголе, Мозамбике, Гвинее, в 1604 г. – в Сьерра-Леоне, в 1616 г. – на о. Мадагаскар. В 1549 г. трудами иезуитского священника М. да Нобреги духовная миссия ордена была учреждена в Бразилии (развита благодаря деятельности Ж. ди Аншиеты и А. Виейры), в 1566 г. – во Флориде, в 1567 г. – в Перу, в 1652 г. – на Гаити, в 1697 г. – в Калифорнии. Государство иезуитов 1610–1767 гг. существовало в Парагвае. В 1611 г. положено начало миссии ордена в Канаде (иезуит Ж. де Бребёф, иезуит И. Жог), в 1634 г. – в Мэриленде (на территории современных США). На Ближнем Востоке (Сирия) иезуитская миссия была открыта в 1831 г. (её центром в дальнейшем стал Бейрут и основанный там иезуитский Университет Святого Иосифа).
В 17 – 1-й половине 18 вв. иезуиты играли значительную роль в европейской политике. В Риме многие иезуиты были духовниками пап и кардиналов.
Со 2-й половины 18 в. орден подвергся гонениям со стороны европейских королевских домов: в 1760-х гг. иезуиты были изгнаны из Португалии, в 1764 г. – из Франции и в 1767 г. – из Испании. Под нажимом Бурбонов папа Римский Климент XIV (1769–1774) решил распустить орден, издав бреве «Dominus ac Redemptor Noster» (от 21 июня 1773). Он мотивировал своё решение тем, что существование ордена препятствует воцарению длительного мира в самой Церкви. Орден восстановлен после окончания наполеоновских войн папой Римским Пием VII (1800–1823) согласно его булле «Sollicitudo omnium Ecclesiarum» (от 7 августа 1814).
Наиболее тесные отношения ордена с папством установились во время понтификата папы Пия IX (1846–1878), когда иезуиты стали основной опорой курии в противостоянии нараставшей либерализации и секуляризации европейской мысли. Иезуиты играли важную роль во всех теологических дискуссиях того времени и в возрождении интереса к философской системе томизма; во время работы Первого Ватиканского собора позиции иезуитов были особенно сильны в Комиссии по фундаментальному богословию. Во время понтификата Льва XIII (1878–1903) представитель ордена принимал участие в подготовке текста папской энциклики «Rerum Novarum». В тот же период на иезуитов была возложена миссия по распространению идей неотомизма и подтверждена их главенствующая роль в сфере католического образования (так, ордену был вверен Библейский институт в Риме). Во время понтификата папы Пия XI (1922–1939) иезуиты Р. Лайбер и А. Беа принимали участие в подготовке папской энциклики «Mit brennender Sorge» (1937) вместе с кардиналом Э. Пачелли, который, став папой Римским Пием XII (1939–1958), назначил первого личным секретарём, а второго – своим духовником. Папа Пий XII прибегал к помощи иезуитов также в области экзегетики, при подготовке таких богословских текстов, как энциклика «Mystici сorporis Christi» (1943), догмата о Вознесении Девы Марии. Значительным было представительство и участие иезуитов на Втором Ватиканском соборе: в разработке подготовительных «схем», в работе различных комиссий (А. де Любак, Ж. Даниелу, К. Ранер), в качестве епископских консультантов.
Современное положение
В 21 в. орден вносит значительный вклад в работу различных ведомств Ватикана, участвует в проведении синодов и подготовке официальных документов Святого престола, активно занимается издательской деятельностью: в его ведении находится официальный печатный орган Святого престола – журнал La Civiltа̀ Cattolica.
Структура ордена и принципы его организации не претерпели особых изменений с момента его основания. 1-й, низший класс ордена – новиции; к нему относятся готовящиеся к вступлению в орден в течение двух лет, по завершении которых они приносят первые три обета. 2-й класс – схоластики; его составляют новиции, выдержавшие вступительные испытания и служащие в качестве миссионеров, помощников учителей и др. После получения философской, теологической и педагогической подготовки, рукоположения в священный сан и принесения четвёртого обета – безусловного повиновения папе Римскому – они получают постоянный статус профессов (простых монахов), которым вверяются главные орденские должности, важные миссии и посольства. Схоластики, не претендующие на получение священного сана, переходят в разряд духовных коадъюторов (католических титулярных епископов) и назначаются на должности профессоров, духовников, проповедников и т. п. Светские коадъюторы служат в хозяйственных учреждениях ордена. Во главе ордена стоит генерал, избираемый профессами из своей среды на Генеральной конгрегации. Он является пожизненным главой ордена, зависимым только от папы Римского.
Орден объединяет монашеские ассистенции (округа), управляемые ассистентами; ассистенции делятся на провинции и вице-провинции (в миссионерских странах), во главе которых стоят провинциалы, назначаемые генералом (как правило, на 3 года); в состав провинций входят орденские дома (обители) – коллегии (в случае если при них имеются учебные заведения) или резиденции. Члены ордена, со всеми орденскими учреждениями, с самого начала были выведены из-под юрисдикции местных духовных властей, включая епископа.
С октября 2016 г. генерал ордена иезуитов – венесуэльский священник А. Соса (исп. Arturo Sosa Abascal) (избран на 36-й Римской генеральной конгрегации ордена). По данным на 2022 г., орден объединяет 14 439 членов (из них 583 – новиции, 2587 – схоластики, 837 – профессы, 10432 – священнослужители). Генеральная курия ордена расположена в Риме. За 5 веков существования ордена католическая Церковь канонизировала 28 его членов (2006).
Орденская миссия в России
Первая попытка создания орденской миссии в Московской Руси была предпринята в понтификат папы Григория XIII (1572–1585), когда ко двору царя Ивана IV Васильевича Грозного была направлена миссия во главе со священником Антонио Поссевино (в неё также входили священники Джованни Паоло Кампана и Стефан Дреноцкий, схоластик А. Модестин, брат М. Мориено) (1581). Результатом миссии Антонио Поссевино стало заключение Ям-Запольского мира 1582 г. между Московским царством и Речью Посполитой. В качестве придворных проповедников и советников при дворе Лжедмитрия I и Марины Мнишек действовала значительная группа иезуитских священников во главе с К. Савицким (духовником Марины Мнишек), М. Цировским, А. Лавицким. В 1684 г. в Москве была основана миссия Богемской провинции ордена, в 1685 г. представители иезуитской миссии учредили школу для дворянских детей. После перерыва, последовавшего в 1689–1698 гг., деятельность иезуитской миссии в Москве была возобновлена в 1698 г. К 1707 г. в московской школе иезуитов насчитывалось около 30 учеников. В 1713–1719 гг. в Санкт-Петербурге действовала иезуитская обитель Литовской провинции ордена. В апреле 1719 г. последовал обусловленный требованием митрополита Стефана Яворского и обстоятельствами политического конфликта с венским двором указ императора Петра I о прекращении деятельности иезуитов в России. После упразднения ордена в Европе иезуиты, с согласия императрицы Екатерины II, продолжили свою деятельность в Российской империи, создав Белорусскую провинцию с собственным генеральным викарием. В 1777 г. основан иезуитский новициат в Полоцке; в 1800 г. иезуитам был вверен петербургский приход Святой Екатерины; в 1801 г. в Санкт-Петербурге основана иезуитская школа, преобразованная в 1806 г. в Благородный пансион (существовал до 1815). В 1812 г. в ранг академии была возведена Полоцкая иезуитская коллегия. В 1802–1815 гг. в Санкт-Петербурге находилась Генеральная курия ордена. Иезуиты миссии действовали в Риге, Саратове, Одессе, Астрахани, Иркутске, Томске и других городах. В 1815 г. указом императора Александра I иезуиты были высланы из Санкт-Петербурга с запретом проживания и в Москве; в 1820 г. последовал императорский указ, запрещавший деятельность ордена на всей территории Российской империи. С этого момента до 1990 г. иезуиты не имели возможности легального осуществления своей миссии на территории Российской империи, а потом и СССР. Миссия ордена на территории СССР, а затем и РФ была возобновлена в 1990 г.; в 1990–1992 гг. функции координатора деятельности ордена в СССР и РФ выполнял ассистент генерала ордена для Восточной Европы Б. Стечек. В 1992 г. учреждён Независимый Российский регион Общества Иисуса (объединяет также все страны СНГ; в Литве, Латвии и Эстонии образованы самостоятельные орденские провинции). В 1994 г. в Новосибирске открыт католический центр духовного развития «Иниго»; в июне 1997 г. иезуитам был передан колледж (ныне институт) философии, теологии и истории Святого Фомы Аквинского в Москве (Институт святого Фомы).
По данным на 2007 г., Независимый Российский регион Общества Иисуса объединяет 56 человек: 34 священника, 19 схоластиков, 3 брата. Курия находится в Москве.
Орден иезуитов на Востоке
Первые европейские миссионеры появились в странах Дальнего Востока – Китае, Японии, Вьетнаме и в Юго-Восточной Азии – примерно в одно и то же время, 1-й половине 16 в. Их прибытие было связано с начавшейся эпохой Великих географических открытий, сделанных мореплавателями Португалии и Испании на лучших по тому времени кораблях – каравеллах, способных совершать далёкие плавания в Мировом океане. Само миссионерство на Востоке стало важнейшей составляющей Великих географических открытий, его органической частью.
Францисканцы и доминиканцы стали первыми проповедниками христианства на земле Азии в истории Нового времени. Но их усилия были разрозненны, кратковременны, бессистемны, они не знали языка и обычаев новых стран. Для их деятельности было характерно отсутствие организации и системного метода в работе по евангелизации и проповеди. Кроме того, работе миссионеров мешала постоянная вражда между испанцами и португальцами. В итоге первым миссионерам не удалось создать значительных христианских общин, которые можно было бы рассматривать как зародыш будущей Церкви. Эта задача была успешно выполнена новым отрядом миссионеров, принадлежавших к ордену иезуитов.
Миссионеры ордена иезуитов были наследниками не только греко-римской цивилизации, но и гуманизма эпохи Контрреформации и чувствовали себя свободно среди идей и людей утончённой, образованной и рафинированной китайской и японской интеллигенции. Эти миссионеры 16 и 17 вв. также были современниками новых наук, зарождавшихся в то время в Европе (математики, химии, физики, астрономии, ботаники), и друзьями или учениками многих знаменитых учёных того времени. М. Риччи, например, был учеником иезуита Х. Шлюсселя (Клавиуса), профессора Римского колледжа, реформатора европейского календаря, известного под названием григорианского. Террентиус (Иоганн Шрек) был одним из основоположников современной ботаники и завещал другому учёному – известному математику А. Шалль фон Беллю, причисленному к классическим гуманистам, – преподать китайским учёным экспериментальные методы в науке, открытые Г. Галилеем и И. Кеплером. Террентиус и Шалль фон Белль стали авторами астрономической энциклопедии на китайском языке при последних императорах династии Мин. А. Шалль фон Белль был большим другом А. де Рода, они были сокурсниками по Римскому (латинскому) колледжу. Другой известный миссионер, К. Борри, был профессором математики в Римском колледже.
Многие образцы последних достижений науки и искусства были привезены миссионерами-иезуитами в страны Востока в 16 в. в качестве подарков правителям разных стран. Так, в 1615 г. в Китае появился недавно изобретённый в Европе телескоп. Также молодой император Канси из династии Цин получил в подарок от французского короля Людовика XIV набор астрономических инструментов. В 1602 г. М. Риччи составил знаменитый «Атлас стран планеты Земля» (Mappemonde), который он позже лично представил китайскому императору. Благодаря миссионерам латинский язык в этот период истории Нового времени выполнял функцию дипломатического языка на Дальнем Востоке. Иезуиты выступали постоянными переводчиками при китайском дворе на международных переговорах, в том числе и с Россией: текст Нерчинского договора 1689 г. был составлен и на латинском языке.
Миссионерская деятельность иезуитов охватывала Латинскую Америку, Африку, Китай, Японию, Юго-Восточную Азию и Океанию. По результатам её можно охарактеризовать как успешную: с середины 16 в. западная культура и христианство получают распространение в странах Дальнего Востока: Японии, Китае, а затем и в Юго-Восточной Азии (во Вьетнаме, Сиаме). Орден иезуитов отправлял на кораблях португальского короля из Лиссабона во вновь открытые земли своих лучших представителей, наиболее образованных людей своего времени, выдающихся научных исследователей и пламенных проповедников христианской веры. Они должны были учесть опыт и ошибки своих предшественников – доминиканцев и францисканцев – и применить иные, новые методы установления контактов и проповеди в этих землях, прежде всего в Китае.
Миссионеры-иезуиты были практически первыми и единственными, кто применил метод, получивший название «адаптация». Он предполагает, что в основе проповеди лежат поиски общих точек соприкосновения в жизни и нравах каждого народа, которые могли бы стать со временем опорой, «камнями ожидания» в восприятии нового вероучения. Другой метод, называемый методом «чистой доски» (tabula rasa), – когда проповедь христианского вероучения велась как бы на пустом, «чистом», месте, с нуля, не принимая во внимание местную культуру, верования, нравы и обычаи, – был присущ в основном испанцам в Латинской Америке (они, как правило, не принадлежали к ордену иезуитов). Последствия применения подобного метода печально известны: следы ацтеков в Мексике или инков в Перу можно найти лишь благодаря деятельности археологических экспедиций. Метод адаптации давал наиболее эффективные результаты при его применении в странах конфуцианского мира – в Китае, Японии, Вьетнаме. Методическая, планомерная евангелизация Восточной Азии началась с путешествий одного из самых знаменитых и первых посланников западной цивилизации – Франсуа Ксавье, соратника Игнатия Лойолы, назначенного папским наместником (нунцием) всей Индии (которая тогда принадлежала Португалии). Миссионеры-иезуиты развили метод адаптации до такого уровня, чтобы он мог применяться ко всем народам, входящим в орбиту влияния Китая.
Изобразительное искусство и архитектура
Придавая исключительную важность религиозным образам, воспринимая их и как помощь верующим в молитве, и как средство пропаганды веры, иезуиты внесли существенный вклад в формирование иконографии Контрреформации. По заказам иезуитов и на основе их иконографических программ работали лучшие европейские художники; их искусство способствовало утверждению театрализации и иллюзионизма как основных качеств живописи барокко.
Особое значение для иезуитов имело почитание имени Иисуса, с которым связано появление таких сюжетов, как «Торжество имени Иисуса» (свод церкви Иль-Джезу в Риме, живописец Дж. Б. Гаулли, 1678–1679) и «Поклонение имени Иисуса» (Эль Греко, 1578–1579, монастырь Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль; А. Поццо, 1700–1701, иезуитская церковь в Бамберге). В этой связи особенную важность приобрёл евангельский сюжет «Принесения во храм, во время которого происходило наречение имени Иисуса» (П. П. Рубенс, 1605, церковь Сант-Амброджо, Генуя; С. Вуэ, 1641, Лувр, Париж).
Ещё до канонизации первых святых ордена иезуитов – Игнатия Лойолы и Франсуа Ксавье – их образы появились в алтарной живописи, созданной по заказу иезуитов («Чудеса святого Игнатия» и «Чудеса святого Франциска Ксавье» П. П. Рубенса, около 1617–1618, Музей истории искусств, Вена). Впоследствии жития этих святых стали распространённым сюжетом живописи: перспективно-иллюзионистический плафон А. Поццо («Апофеоз святого Игнатия Лойолы и миссионерская деятельность иезуитского ордена») в церкви Сант-Иньяцио-ди-Лойола в Риме (1688–1694); «Чудо святого Франциска Ксавье» Н. Пуссена (1641, Лувр) и др. Популярностью пользовались эпизоды миссионерской деятельности Ксавье в Индии и Китае: крещение индийской царицы, ранее преследовавшей христиан (А. Поццо, 1701, Музей Кишцелли, Будапешт), одинокая смерть проповедника в Китае (Дж. Б. Гаулли, 1676, церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале в Риме). На рельефе «Святой Игнатий и первые святые иезуитского ордена» А. Альгарди (1629) для урны с прахом святого Игнатия в церкви Иль-Джезу в Риме изображены канонизированные иезуиты Ф. Борджиа и Станислав Костка. Сцена смерти последнего представлена в скульптурной композиции П. Легро Младшего (1702–1703) в римской церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале. Миссионерскую деятельность иезуитов в аллегорической форме отображают скульптурные группы «Религия, низвергающая ересь» (П. Легро Младший) и «Вера, сокрушающая идолопоклонство» (Ж.-Б. Теодон, обе – 1695–1699) в алтаре святого Игнатия в этой же церкви. Иезуиты подчёркивали важность мученичества во имя веры и способствовали распространению соответствующих сюжетов (сцены мученичества святых в церкви Санто-Стефано-Ротондо в Риме, художник Н. Чирчиниани).
Требования иезуитов к церковной архитектуре воплотились в церкви Иль-Джезу в Риме (1568–1584, Дж. да Виньола; фасад – 1573, Дж. делла Порта): тип храма с единственным центральным нефом (с куполом над средокрестием) оказался наиболее удобным для проповедей, а связанные между собой сквозными проходами капеллы на месте боковых нефов облегчали доступ священнослужителей к алтарям. Интерьер и фасад Иль-Джезу стали образцом иезуитского храма, которому подражали по всему миру. Так, в Новом Свете сложился особый стиль «иезуитского» барокко (см. Иезуитские миссии).