#Средневековое искусство ИталииСредневековое искусство ИталииИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегСредневековое искусство ИталииСредневековое искусство ИталииНайденo 27 статейРелигиозные сооруженияРелигиозные сооружения Сан-Паоло-фуори-ле-МураСан-Па́оло-фуо́ри-ле-Му́ра, папская базилика, одна из четырёх великих базилик Рима, памятник архитектуры. Основана императором Константином Великим в 1-й четверти 4 в. на месте погребения апостола Павла, освящена в 324 г., после чего неоднократно перестраивалась. В нефе церкви находился один из самых обширных раннехристианских циклов фресок на ветхо- и новозаветные сюжеты. В интерьере сохранились мозаики триумфальной арки (5 в.), киворий работы Арнольфо ди Камбио (1285). К церкви примыкает бенедиктинский монастырь с готическим клуатром в «стиле косматеско» (между 1220 и 1241). После пожара 1823 г. базилика реконструирована архитектором Л. Полетти. На правах экстерриториальности принадлежит Святому Престолу. Включена в список Всемирного наследия.Страны мира. Искусство и архитектура Италия. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура. С древнейших времён до 18 в.Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Ита́лии с древне́йших времён до 18 в. Первобытное искусство на территории Италии представлено памятниками палеолита, мезолита и неолита (наскальные росписи в Апулии, «Венеры палеолита» из Лигурии и Эмилии-Романьи и др.). Уникальные памятники 2-й половины 2-го тыс. до н. э. – нураги Сардинии. Крупные культурные центры 1-го тыс. до н. э. – древнегреческие колонии в Южной Италии и Сицилии, поселения культуры Вилланова и этрусков. В 5 в. до н. э. – 5 в. н. э. под их влиянием формировалось искусство Древнего Рима. На заре 1-го тыс. Италия стала одним из главных центров христианского искусства, а сеть древнеримских поселений послужила основой для развитой городской культуры в Средние века. Античное прошлое Италии определило облик архитектуры и изобразительного искусства романского стиля и Проторенессанса, подготовившего расцвет итальянской культуры в эпоху Возрождения (15–16 вв.). Интенсивное развитие самостоятельных художественных центров (Рим, Флоренция, Венеция, Милан, Болонья, Генуя, Неаполь и др.) обусловило многообразие искусства Италии. Под сильным влиянием итальянских открытий в области живописи, скульптуры, ордерной архитектуры сформировалось европейское искусство Ренессанса, барокко и классицизма 16–18 вв.Зарубежные города, агломерации. Архитектура Милан. АрхитектураАрхитекту́ра Мила́на. В Милане сохранились сооружения раннехристианского зодчества, ключевое из них – Сан-Лоренцо-Маджоре (конец 4 – начало 5 вв.; капеллы 4 – начала 6 вв.). В Средние века было начато строительство замка Висконти (со 2-й половины 14 в.; ныне Кастелло-Сфорцеско) и Миланского собора (с 1386, архитекторы С. да Орсениго, Дж. де Грасси, Ф. дельи Органи, Филарете и др.). Памятник эпохи Возрождения – комплекс монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (перестроен Д. Браманте в 1492–1497; в трапезной – фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи; комплекс включён в список Всемирного наследия), классицизма – здание театра «Ла Скала» (1776–1778, архитектор Дж. Пьермарини). В 19 – 1-й половине 20 вв. центр Милана реконструировался, были возведены масштабные пассажи (Галерея Виктора Эммануила II, 1865–1867, архитектор Дж. Менгони, и др.) и Центральный железнодорожный вокзал (завершён в 1931, архитектор У. Стаккини). Во 2-й половине 20 – 1-й четверти 21 вв. строятся высотные здания («Торре Веласка», 1956–1958, архитектурное бюро BBPR; UniCredit, 2012, архитектор С. Пелли, высота 231 м, самое высокое здание Италии), реконструируются бывшие промышленные зоны.Скульпторы Нино ПизаноНи́но Пиза́но (около 1315 – до 1368), итальянский скульптор, ювелир и архитектор Проторенессанса. Сын и ученик скульптора Андреа Пизано, вместе с которым работал во Флоренции и Пизе. Автор пристенных скульптурных надгробий (Джованни Скарлатти, 1362, Музей собора, Пиза, и др.), статуй Мадонны с Младенцем (из церкви Санта-Мария-Новелла, Флоренция, и др.).Живописцы Ченнино ЧенниниЧенни́но Ченни́ни (около 1370 – до 1427), итальянский живописец и теоретик искусства. Ученик флорентийского живописца Аньоло Гадди, в конце 14 – начале 15 вв. придворный живописец синьора Падуи Франческо II Новелло да Каррара. Ченнини приписывается ряд станковых и монументальных произведений (фрески в церкви Сан-Луккезе в Поджибонси, 1388; части полиптиха с фигурами святого епископа и святого папы Римского, 1392–1396, Берлинская картинная галерея), но прежде всего он известен как автор трактата «Книга об искусстве» (около 1400), в котором подробно описаны художественные практики рубежа 14–15 вв.Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре Венецианская школа живописиВенециа́нская шко́ла жи́вописи, одна из основных художественных школ Италии. Сложилась в Венеции в 14–18 вв. До середины 15 в. венецианская живопись развивалась под влиянием готических и византийских традиций (Лоренцо и Паоло Венециано), которые сменились эстетикой Раннего Возрождения во 2-й половине 15 в. (произведения Джентиле Беллини, Джованни Беллини, Витторе Карпаччо). Для венецианской школы периода её расцвета (1-я половина 16 в.) характерны совершенное владение выразительными возможностями масляной живописи, особое внимание к проблемам колорита (творчество Джорджоне, Тициана, П. Веронезе, Тинторетто и др.). Новый расцвет венецианской школы в 18 в. связан с именами Дж. Б. Тьеполо, А. Каналетто, Ф. Гварди и П. Лонги.Живописцы ЧимабуэЧимабу́э (около 1240 – около 1302), итальянский живописец. Представитель флорентийской школы, один из основоположников Проторенессанса в живописи. Работал во Флоренции, Ареццо, Ассизи, Пизе. Главная линия в творчестве Чимабуэ – преодоление византийской живописной традиции через монументализацию образов, наделение их большей физической конкретностью и эмоциональностью («Маэста́», последняя четверть 13 в., Лувр, Париж). Один из крупнейших новаторов монументальной живописи дученто (росписи трансепта и хора Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи, около 1288–1290/1292). Традиционно считается учителем Джотто.Архитекторы, градостроители Далле МасеньеДа́лле Масе́нье (далле Мазенье; dalle Masegne), итальянские архитекторы и скульпторы поздней готики; братья. Якобелло далле Масенье (Jacobello dale Masegne; упоминается между 1383 и 1409) и Пьерпаоло далле Масенье (Pierpaolo dale Masegne; упоминается между 1383 и 1403) учились у своего отца – венецианского каменщика Антонио далле Масенье, испытали на себе влияние тосканских мастеров, в частности Нино Пизано. Вместе возглавляли мастерскую, работали в Болонье, Мантуе и Венеции. Авторы мраморных надгробий (учёного Джованни ди Леньяно, 1383, Городской музей средневекового искусства, Болонья; Маргариты Малатеста, 1399, сохранившийся фрагмент – в Палаццо Дукале, Мантуя), алтарного образа из церкви Сан-Франческо в Болонье (1388–1392), украшенной статуями святых алтарной преграды в венецианском соборе Святого Марка (1394). Также работали в сфере архитектурного декора: создали базы пилястр на фасаде собора Сан-Петронио в Болонье (1391), оформили фасад собора в Мантуе (1395–1403, не сохранился), балкон зала Большого Совета на южном фасаде Дворца дожей в Венеции (1400). Вероятно, братья работали не только совместно, однако попытки разграничить вклад каждого из них имеют гипотетический характер. На стилистическом основании братьям приписывается ряд других работ, в том числе статуя коленопреклонённого дожа Антонио Веньера (около 1394, Музей Коррер, Венеция).Термины «Римский тип» в иконографии«Ри́мский тип» в иконогра́фии, вариант иконографии Сотворения мира: Творец в сегменте неба, под ним Святой Дух в виде голубя, нисходящий на Агнца, по сторонам от них – персонификации света и тьмы в мандорлах и медальоны со светилами. Восходит к несохранившимся фрескам римской базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (середина 5 в.) и кругу иконографически близких им памятников (фронтисписы «Атлантовских Библий», фрески Рима и Лацио 11 и 12 вв., например, в римской церкви Сан-Джованни-а-Порта-Латина). По мере удаления от иконографического образца композиция приобретала вариативность. К «римскому типу» также относят «Салернский антепендий», фрески церкви Сант-Анджело-ин-Формис (все – т. н. ближний круг; последняя четверть 11 в.) и староанглийские рукописи 11–12 вв. («дальний круг»). Термин введён Я. ван дер Мейленом (Van der Meulen J. Schoepfer, Schopfung // Lexikon der christlichen Ikonographie. Rom, 1972. [Bd.] 4. S. 101).Скульпторы Джованни ПизаноДжова́нни Пиза́но (около 1245/1250 – между 1317 и 1319), итальянский скульптор и архитектор эпохи Проторенессанса. Сын Никколо Пизано, работал вместе с ним над кафедрой в соборе Сиены (1265–1268) и над «Фонтана Маджоре» в Перудже (1277–1278). С 1290 г. занимал должность капомастро собора в Сиене. Автор проповеднических кафедр в церкви Сант-Андреа в Пистое (1298–1301) и в соборе Пизы (1302–1310). Стиль скульптуры Джованни Пизано, пронизанный драматизмом и экспрессией, сформировался под влиянием античных приёмов и черт, заимствованных из французской готики. 123