Якопо делла Кверча
Я́копо де́лла Кве́рча (Jacopo della Quercia) [около 1374, Сиена или окрестности (?) – 20.10.1438, Сиена], итальянский скульптор.
Один из самых значительных мастеров Раннего Возрождения. Работал в Лукке, Ферраре, Флоренции, Сиене и Болонье. Испытал влияние Нино Пизано и Джованни Пизано. Якопо делла Кверча – переходная фигура в истории итальянской скульптуры: он соединил в своём творчестве традиции позднеготического искусства c ренессансными приёмами и принципами, с которыми познакомился благодаря контактам с флорентийскими мастерами, прежде всего с Лоренцо Гиберти и Донателло: в 1401 г. Якопо делла Кверча принимал участие в конкурсе рельефов для врат баптистерия Сан-Джованни во Флоренции, в 1427–1430 гг. создал бронзовый рельеф и навершие для крещальной купели сиенского баптистерия, над которой работали также флорентийские скульпторы. В надгробии Иларии дель Карретто (собор Сан-Мартино, Лукка, мрамор, 1406–1408) черты бургундской погребальной пластики соседствуют с мотивом, восходящим к античным саркофагам, – рельефом с путти, несущими гирлянды. В дальнейшем позднеготические черты (алтарь Трента в церкви Сан-Фредиано в Лукке, 1412–1422) преодолевались Якопо делла Кверча благодаря усилению монументальности образов и обобщению деталей. Одно из главных произведений – скульптурное оформление фонтана Фонте-Гайя в Сиене (мрамор, 1409–1419; заменено копией; фрагменты оригинала – в Палаццо Публико в Сиене). Для поздних творений Якопо делла Кверча (рельефы портала церкви Сан-Петронио в Болонье, истрийский камень, 1425–1438) характерны пластически мощные и героические образы с акцентированным драматизмом. Работал преимущественно с камнем, но создавал также произведения из дерева и бронзы. Произведения Якопо делла Кверча высоко ценились ренессансными мастерами, в том числе Микеланджело.