Кембриджский университет
Ке́мбриджский университе́т (англ. University of Cambridge), второй по времени возникновения университет Великобритании, один из самых престижных в мире.
История
В 1209 г. трое студентов Оксфордского университета без решения церковного суда были повешены городскими властями за убийство местной жительницы. В результате конфликта часть покинувших Оксфорд преподавателей и студентов перебралась в Кембридж. Серьёзные столкновения студентов с местными жителями (1249 и 1260) привели к исходу части учёных в Нортгемптон и основанию там университета. Это учебное заведение просуществовало с 1261 по 1265 гг. и было распущено королевским указом Генриха III. В 1318 г. папа Иоанн XXII издал буллу, подтверждавшую университетский статус (лат. studium generale) Кембриджа.
Первый устав Кембриджского университета датируется приблизительно 1250 г. В 1284 г. епископ Илийский Хьюго де Балшем купил 2 здания в Кембридже близ церкви Святого Петра возле Трапингтонских ворот для проживания там 14 достойных, но бедных студентов. Таким образом было положено начало первому колледжу Кембриджского университета – Питерхаусу. В 1286 г. епископ завещал колледжу 300 марок, на которые были куплены земли к югу от церкви Святого Петра. На этой территории возведён главный зал колледжа. Устав Питерхауса копировал устав Мертона в Оксфорде.
Следующие два колледжа – Клэр (1326) и Пембрук (1347) – созданы на средства Элизабет де Клэр, внучки Эдуарда I, и Марии де Сен-Поль, вдовы Эмера де Валенса, 2-го графа Пембрука. В 1441 г. указом Генриха VI основан Королевский колледж в Кембридже, который первоначально ежегодно принимал только 70 лучших выпускников учреждённого годом ранее Итона. Согласно уставу колледжа, четверо стипендиатов должны были изучать каноническое право, по двое – астрономию, римское право, медицину, остальные – богословие. Все студенты, специализировавшиеся на богословии и каноническом праве, под страхом исключения обязаны были принять сан. До 1851 г. стипендиаты колледжа получали степень бакалавра без сдачи итоговых экзаменов университета. В 1865 г. к обучению в колледже допущены первые студенты не из Итона, а в 1873 г. такой студент впервые получил стипендию. В 1972 г. Королевский колледж стал одним из первых «старых» колледжей, открывших свои двери для обучения женщин.
По примеру своего мужа королева Маргарита Анжуйская в 1448 г. основала колледж в честь святой Маргариты Антиохийской и святого Бернарда Клервоского. В 1465 г. соперничающая с ней королева Елизавета Вудвилл, жена Эдуарда IV Йорка, перестроила этот колледж. Третьей королевой – покровительницей колледжа стала Анна Невилл, жена Ричарда III. В результате за ним закрепилось название Куинс-колледж (Колледж королев). В начале 17 в. он стал пользоваться особой популярностью у аристократов-пуритан. Территория Куинс-колледжа разделена на две части рекой Кам, через которую переброшен деревянный мост, прозванный Математическим, поскольку, согласно легенде, первоначальную его версию построил И. Ньютон без единого болта. В 1511 г., согласно завещанию леди Маргарет Бофор, матери Генриха VII Тюдора, основан колледж Святого Иоанна.
В 17 в. Кембриджский университет приобрёл славу мирового математического центра. В 1663 г. Г. Лукас, многократно избиравшийся в парламент от Кембриджского университета, оставил завещание, в котором передал университету свою богатую библиотеку, а также земли, доход от которых предписывалось использовать для оплаты труда профессора по математике. Обладатель этой почётной позиции известен как Лукасовский профессор. В своё время эту ставку занимали И. Ньютон, Ч. Бэббидж, Дж. Г. Стокс, Дж. Лармор, П. Дирак и С. Хокинг.
Старейший выпускной экзамен Кембриджа, известный как трайпос (англ. tripos; считается, что название связано с трёхногим табуретом, на котором сидели экзаменуемые), проводился именно по математике (известен с 1780). До 1909 г. экзамен длился до 8 дней и включал около 200 вопросов. По традиции, восходящей к средневековым диспутам, всех экзаменуемых называют спорщиками (англ. wrangler). Студент, показавший наилучший результат, именуется «старшим спорщиком», а для набравшего наименьшее количество баллов существовал особый приз – деревянная ложка. Известно, что на экзамене, состоявшемся в 1860-х гг., «старший спорщик» набрал 7634 балла из 17 тыс. возможных, а обладатель ложки – 237 баллов. Всего в экзамене принимало участие порядка 400 кандидатов, из которых только около 100 человек успешно его прошли. Последний задокументированный случай вручения деревянной ложки датируется 22 июня 1909 г.
В 1873 г. Сара Вудхед стала первой женщиной, сдавшей трайпос. В 1880 г. Шарлотта Скотт стала восьмым спорщиком, но не была допущена к награждению. После этого случая вплоть до 1948 г. полученные женщинами баллы считались отдельно и не включались в общий рейтинг. Так, результат Филиппы Фосетт, набравшей высший балл в 1890 г., был записан как «выше старшего спорщика». В настоящее время оценка формируется на основе письменных экзаменов, которые студенты сдают в конце каждого учебного года, а также из оценок за защищённые во время обучения курсовые работы. Титул «старшего спорщика» традиционно является одной из самых желанных математических наград для молодых людей в Кембридже, позволяя им заявить о себе как о потенциально выдающихся учёных.
Колледжи не обязаны принимать студентов по всем предметам, некоторые из них стараются сохранить полученную в прошлом репутацию специализирующихся по определённым отдельным дисциплинам. В частности, Черчилл-колледж, основанный в 1958 г. сэром У. Черчиллем, отдаёт предпочтение математикам и инженерам (в соответствии с волей самого учредителя, не менее 70 % студентов колледжа должны изучать математику, инженерию и естественные науки). Ряд колледжей демонстрируют даже идеологическую направленность: например, Королевский колледж известен своей левой политической ориентацией.
В 1869 г. английские феминистки и суфражистки Э. Дейвис и Б. Бодишон основали в Кембридже первый женский колледж – Гёртон-колледж, за которым последовали Ньюнем-колледж, учреждённый в 1871 г. Г. Сиджвиком, Э. Клаф и М. Фосетт, и Кембриджский педагогический колледж для женщин, созданный в 1885 г. и переименованный в 1949 г. в Хьюз-холл в честь его первой директрисы Э. Хьюз. Несмотря на изучение курсов и сдачу экзаменов, женщины не имели возможности получать учёные степени в Кембридже. С начала 20 в. такую возможность предоставил Дублинский университет. С 1921 г. женщинам стали вручаться дипломы, эквивалентные дипломам бакалавров искусств, однако дальнейшие ступени образования были для них недоступны. Основанный в 1964 г. аспирантский колледж Дарвина первым открыл двери для студентов обоих полов. Королевский колледж, Черчилл-колледж и Клэр стали первыми мужскими колледжами, принявшими на обучение женщин (1972). Последним их примеру в 1988 г. последовал колледж Магдалины (1428). По состоянию на 2023 г. все «старые» колледжи и 8 «новых» открыты для всех кандидатов без каких-либо ограничений. В 1973 г. женский колледж Хьюз-холл стал принимать мужчин, за ним в 1977 г. последовал Гёртон-колледж.
Однако 7 «новых» колледжей по-прежнему сохраняют ряд ограничений по приёму. Ньюнем-колледж и колледж Мюррей Эдвардс (1954) до сих пор остаются исключительно женскими – единственными в университетах Соединённого Королевства. Колледж Дарвина и Клэр-холл (1966) принимают только аспирантов. Хьюз-холл, колледж Святого Эдмунда (1896) и Вулфсон-колледж (1965) принимают студентов и аспирантов старше 21 года.
Современность
Структура университета
Кембриджский университет является коллегиальным университетом, представляет собой конфедерацию колледжей, школ, факультетов и кафедр. В 2023 г. в его состав входит 31 колледж: 16 «старых», основанных с 1284 по 1596 гг. [Питерхаус (Peterhouse,1284), Клэр-колледж (Clare College, 1326), Пембрук-колледж (Pembroke College, 1347), колледж Гонвил и Киз (Gonville & Caius College, 1348), Тринити-холл (Trinity Hall, 1350), Колледж Корпус Кристи (Corpus Christi College, 1352), колледж Магдалины (Magdalene College, 1428), Королевский колледж (King's College, 1441), Тринити-колледж (Trinity College, 1546) и др.], и 15 «новых», основанных с 1800 по 1979 гг. [Даунинг-колледж (Downing College, 1800), Фицуильям-колледж (Fitzwilliam College, 1869), Гёртон-колледж (Girton College, 1869), Хьюз-холл (Hughes Hall, 1885), колледж Мюррей Эдвардс (Murray Edwards College, 1954), Вулфсон-колледж (Wolfson College, 1965), Робинсон-колледж (Robinson College, 1979) и др.]. Колледжи имеют свой устав, внутренние правила и традиции, своих представителей в Совете университета. Большинство принимают студентов как на бакалавриат, так и в аспирантуру.
В дополнение к университетскому обучению на академических факультетах и отделениях колледжи организуют для своих студентов учебные занятия в небольших группах (супервизии) с экспертами в различных областях. В каждом колледже есть библиотека, общая комната, предназначенная для общения и свободного времяпровождения студентов и одновременно являющаяся местом нахождения комитета студенческого союза колледжа. Колледжи предоставляют возможности для занятий спортом, прежде всего традиционными для Кембриджа теннисом и греблей. Во многих есть собственные спортивные сооружения. В университете более 700 различных клубов и обществ по интересам.
В состав Кембриджского университета входят 6 школ, каждая из которых объединяет факультеты и другие подразделения в определённых направлениях: искусств и гуманитарных наук; гуманитарных и социальных наук; биологических наук; технологий; клинической медицины; физических наук. В каждой школе действует совет, состоящий из представителей всех её подразделений. Каждая школа представлена в Генеральном совете университета.
Главой университета является канцлер (ректор), который избирается пожизненно Сенатом, он может созывать собрания Регентской палаты и председательствовать на них, разрешать спорные вопросы по апелляциям, также его церемониальная обязанность – присвоение почётных степеней. С 2011 г. канцлер Кембриджского университета (108-й в истории университета) – Дэвид Сейнсбери, лорд Сейнсбери из Тервилля, политик, бизнесмен и меценат, выпускник и почётный член Королевского колледжа.
Вице-канцлер осуществляет академическое и административное руководство университетом, с 1992 г. это штатная должность. Вице-канцлер назначается Советом на срок до 7 лет, играет ведущую роль в формировании академической политики университета прежде всего через наём старшего академического персонала, а также представляет университет перед правительством и крупными инвесторами и дарителями. 1 июля 2023 г. 347-м вице-канцлером избрана профессор Дебора Прентис, которая до этого была ректором Принстонского университета.
Руководящим органом университета, состоящим из представителей академического, старшего научного и административного персонала и колледжей, является Регентская палата. Ей подотчётен Совет – главный исполнительный и директивный орган, который включает 16 избранных членов академического сообщества, 4 внешних представителей и 3 студентов. Канцлера и высших должностных лиц университета избирает Сенат, в который входят все обладатели магистерской степени Кембриджского университета и действующие члены Регентской палаты. Консультирование университета по образовательной политике осуществляет Генеральный совет, который состоит из представителей всех факультетов и образовательных подразделений университетских школ.
Кроме школ и колледжей в Кембриджском университете действуют другие подразделения: университетская библиотека [1410-е гг.; одна из крупнейших в мире исследовательских библиотек, фонд которой содержит более 8 млн книг, рукописей, карт и других объектов, собранных более чем за 600 лет, на более чем 2 тыс. языках; является библиотекой обязательного экземпляра, т. е. имеет право запрашивать все публикации в Великобритании и Ирландии (с 1710); включает цифровую библиотеку (2010), содержащую открытые коллекции документов, рукописей, карт и др.], Институт непрерывного образования (основан в 1873, предлагает более 250 курсов, охватывающих различные академические дисциплины и предметные области), Академия постдока (организация, которая помогает выпускникам докторантуры реализовать свой потенциал). Издательство Кембриджского университета (1534) – старейшее в мире, имеет представительства в 40 странах. В списке издательства более 50 тыс. авторов из более 100 стран, более 420 наименований академических журналов, а также многочисленная учебная литература и монографии; является старейшим в мире издателем Библии. В состав Университета входят также Ботанический сад (1762, насчитывает более 8 тыс. видов растений, включает дендрарий) и 8 музеев: Седжвикский музей наук о Земле (1728), Музей Фицуильяма (1816, более 500 тыс. произведений искусства и исторических экспонатов), Зоологический музей (1865), Музей антропологии и археологии (1884), Музей классической археологии (1884, одна из крупнейших в мире коллекций гипсовых слепков греческой и римской скульптуры), Музей истории наук Уиппла (1944), Галерея современного искусства Кеттлс-Ярд (передана Кембриджскому университету в 1966 четой коллекционеров Дж. и Х. Ид), Полярный музей (2010).
Обучение
В университете обучается более 20 тыс. студентов (на январь 2022), численность персонала составляет свыше 12 тыс. Обучение платное, студенты из Великобритании могут взять государственный кредит, университет и колледжи также предоставляют различные стипендии. Университет предлагает программы обучения на уровне бакалавриата, магистратуры и докторантуры, а также разнообразные курсы последипломного образования. Обучение ведётся на английском языке, при поступлении в Кембриджский университет неанглоязычные студенты должны предоставить сертификат об уровне знания языка. Для некоторых специальностей существуют возрастные ограничения, например, для поступления на медицинские специальности необходимо достижение возраста 18 лет. Большинству абитуриентов при поступлении на бакалавриат необходимо выполнить письменный или устный тест и пройти собеседование. Абитуриенты также предоставляют ведомость оценок по предметам, заверенную школой, колледжем или университетом. При поступлении в аспирантуру требуется предоставить диплом о предыдущем уровне образования и пройти собеседование.
Методы обучения в Кембриджском университете схожи с методами обучения в Оксфордском университете – наряду с традиционными лекциями, семинарскими занятиями, лабораторными работами в соответствии с курсом, организовано индивидуальное обучение в малых группах со специалистами в определённой области.
Научно-исследовательская деятельность
Кембриджский университет регулярно входит в пятёрку лучших университетов мира по версии QS World University Rankings, конкурируя с Массачусетским технологическим институтом (США), Стэнфордским университетом (США), Гарвардским университетом (США), Калифорнийским университетом в Беркли (США), Оксфордским университетом (Великобритания). По версии Times Higher Education в 2024 г. занимает 2-е место среди университетов Европы и 5-е место среди университетов мира, а по версии Academic Ranking of Word Universities (ARWU) в 2023 г. – 1-е место среди университетов Европы и 4-е место среди университетов мира.
Кембридж стал первым университетом в Великобритании, вокруг которого был создан научный парк (1970). Однако академические учёные долгое время не поддерживали его организацию, опасаясь, что это приведёт к ущемлению академических свобод, поэтому в Кембридже до 1990-х гг. не предлагалось ни одной программы по управлению бизнесом. Однако близость научно-исследовательской базы университета привлекала сюда высокотехнологичный бизнес. К началу 1990-х гг. в Кембридже было сосредоточено уже около 1,2 тыс. компаний. Преобладали интернет- и телекоммуникационные компании. С конца 1990-х гг. начался рост биотехнологического сектора. В 1990 г. открылся Институт управленческих исследований имени Джаджа (ныне Школа бизнеса Джаджа), в 1994 г. – Центр бизнес-исследований. Занимавший в 1996–2003 гг. пост вице-канцлера сэр Алек Броерс (ныне лорд Броерс) развернул полномасштабное сотрудничество с промышленными компаниями. Политика вице-канцлера способствовала привлечению в университет дополнительного финансирования, необходимого для сохранения лидирующих позиций в науке. Кембриджский технологический кластер, часто называемый «Кремниевым болотом», привлекает ведущие мировые компании, среди которых Amazon, Apple, AstraZeneca и др. В 1997 г. при участии университета основана сеть Cambridge Network – членская организация, базирующаяся в технологическом кластере Кембриджа. Объединяет людей из бизнеса и научных кругов для встреч и обмена идеями, сотрудничества. Организует различные мероприятия, обучение, публикует вакансии, каталог участников сети. Идея предпринимательства нашла поддержку и у студентов, создавших в 1999 г. Союз предпринимателей Кембриджского университета, который организует и проводит различные конкурсы по созданию бизнес-планов. В 2006 г. Кембриджский университет объединил Центр предпринимательства, Фонд решения сложных задач, Центр корпоративных связей и Центр трансфера технологий в единую структуру под названием «Кембридж Энтерпрайз», которая занимается созданием и управлением бизнес-инкубатора, обучением предпринимательству, предоставлением стартовых инвестиций, а также защитой принадлежащих университету прав интеллектуальной собственности.
В Кембриджском университете действуют междисциплинарные исследовательские центры: Кембриджский центр исследований, основанных на данных (C2D3, проводит исследования в области анализа, понимания и использования науки о данных и искусственного интеллекта); Кембриджский центр исследований рака (Сancer Research UK, проводит исследования в области профилактики, диагностики и лечения рака); Кембриджский кардиологический центр (Cambridge Cardiovascular); Научно-исследовательский институт охраны природы (Conservation Research Institute, проводит междисциплинарные исследования по сохранению биоразнообразия и социального контекста, в котором люди взаимодействуют с природой); Центр энергетических междисциплинарных исследований (Energy IRC, проводит исследования в области энергетики); Центр инженерной биологии (EngBio IRC, проводит исследования на стыке биологии, инженерии, компьютерных наук, дизайна и биоэтики); виртуальный центр «Кембриджская глобальная продовольственная безопасность» (Cambridge Global Food Security, продвигает междисциплинарный подход к решению задачи обеспечения всех людей в любое время доступом к достаточному количеству безопасных и питательных продуктов); Инфекционный центр (Cambridge Infectious Diseases, виртуальный центр по исследованию инфекционных заболеваний), Языковой центр (Cambridge Language Sciences) и др. В ноябре 2023 г. путём интеграции Центра будущего интеллекта Леверхалма (CFI), Центра искусственного интеллекта, вдохновлённого человеком (CHIA), и Центра изучения экзистенциального риска (CSER) создан Институт технологий и человечности, который, объединив историков, философов, компьютерных экспертов и специалистов по робототехнике, занимается изучением возможностей и проблем, которые создают для человеческого общества и окружающей среды технологические преобразования, а также исследованиями в области искусственного интеллекта, в том числе разработкой наборов инструментов для этического искусственного интеллекта, и др. В университете издаётся научно-исследовательский журнал Horizons («Горизонты»).
В разное время в Кембриджском университете учились и работали: Дж. Гарвард (благотворитель, в честь которого назван Гарвардский университет в США), А. К. Гейн (основатель Университета Видьясагар, Бенгалия), Ч. Дарвин, Дж. К. Максвелл, философы Ф. Бэкон, Б. Рассел, Л. Витгенштейн; поэты Дж. Мильтон и Дж. Байрон; экономисты А. Маршалл и Дж. М. Кейнс, физики П. Дирак, С. Хокинг, П. Блэкетт; премьер-министры Великобритании Г. Дж. Пальмерстон, У. Питт Младший и др.
Среди выпускников и преподавателей Кембриджского университета с 1904 г. – 121 лауреат Нобелевской премии: Ф. Г. Хопкинс (1929, по физиологии и медицине); Ф. Сенгер (1958, 1980 по химии совместно с У. Гилбертом); Н. Ф. Мотт (1977, по физике совместно с Ф. Андерсоном и Дж. Х. Ван Флеком); Р. Стоун (1984, по экономике); Дж. А. Миррлис (1996, по экономике совместно с У. Викри); А. К. Сен (1998, по экономике); Р. Дж. Эдвардс (2010, по медицине) и др. По состоянию на 2019 г. выпускники Кембриджа, преподаватели и исследователи получили 11 премий Филдса и 7 премий Тьюринга.
Архитектура университета
Бо́льшая часть зданий университета расположена на берегах реки Кам. К числу наиболее известных сооружений принадлежат построенные в перпендикулярном стиле Большая церковь Святой Марии (1478 – около 1520) и ставшая символом Кембриджского университета часовня Королевского колледжа (1446–1515, строительство начато при Генрихе VI, завершено при Генрихе VIII; является первым образцом «церкви-фонаря» в Англии, перекрыта веерным сводом, интерес представляют также витражи фламандских и английских мастеров 16 в.), включающая элементы перпендикулярного стиля часовня Тринити-колледжа, выстроенная в русле тюдоровской готики (1554–1567), классицистические Сенатский дом для проведения церемонии выпуска студентов (1722–1730, архитектор Дж. Гиббс) и Музей Фицуильяма (завершён в 1848, архитекторы Дж. Базеви, Ч. Р. Кокерелл), Обсерватория в неогреческом стиле (строилась с 1822, архитектор Дж. К. Мид), Теннисный клуб Кембриджского университета (1866, архитектор У. М. Фосетт; расширен в 1890, архитектор У. С. Маршалл), Зоологическая лаборатория в стиле необарокко (бывшее здание Школы медицины; 1900–1904, архитектор Э. Ш. Прайор), университетская библиотека (главный корпус, 1931–1934, архитектор Дж. Г. Скотт), здания исторического (1964–1968, архитектор Дж. Стерлинг), юридического (1996, архитектор Н. Фостер) и педагогического (2005, архитектурное бюро Building Design Partnership) факультетов, Новая библиотека Магдален-колледжа (2021, архитектурное бюро Níall McLaughlin Architects), исследовательский центр компании AstraZeneca (2015–2021, архитектурное бюро Herzog & de Meuron). К числу архитектурных памятников также относится Новый мост Сент-Джонс-колледжа в стиле неоготики (т. н. мост Вздохов; 1831, архитектор Г. Хатчинсон).