#Возрождение в Италии
Возрождение в Италии
Тег

Возрождение в Италии

Возрождение в Италии
Найденo 46 статей
Микеланджело. Пьета. 1497–1499. Собор Святого Петра, Ватикан
Страны мира. Искусство и архитектураСтраны мира. Искусство и архитектура
Италия. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура. С древнейших времён до 18 в.
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Ита́лии с древне́йших времён до 18 в. Первобытное искусство на территории Италии представлено памятниками палеолита, мезолита и неолита (наскальные росписи в Апулии, «Венеры палеолита» из Лигурии и Эмилии-Романьи и др.). Уникальные памятники 2-й половины 2-го тыс. до н. э. – нураги Сардинии. Крупные культурные центры 1-го тыс. до н. э. – древнегреческие колонии в Южной Италии и Сицилии, поселения культуры Вилланова и этрусков. В 5 в. до н. э. – 5 в. н. э. под их влиянием формировалось искусство Древнего Рима. На заре 1-го тыс. Италия стала одним из главных центров христианского искусства, а сеть древнеримских поселений послужила основой для развитой городской культуры в Средние века. Античное прошлое Италии определило облик архитектуры и изобразительного искусства романского стиля и Проторенессанса, подготовившего расцвет итальянской культуры в эпоху Возрождения (15–16 вв.). Интенсивное развитие самостоятельных художественных центров (Рим, Флоренция, Венеция, Милан, Болонья, Генуя, Неаполь и др.) обусловило многообразие искусства Италии. Под сильным влиянием итальянских открытий в области живописи, скульптуры, ордерной архитектуры сформировалось европейское искусство Ренессанса, барокко и классицизма 16–18 вв.
Архитекторы, градостроители
Фиораванти Аристотель
Фиорава́нти Аристо́тель (около 1415, по другим данным, около 1420 – после 1486), итальянский архитектор и инженер. Работал в Болонье, Риме, Венеции, Ломбардии (при дворе миланского герцога Франческо Сфорца), Венгрии (по приглашению Матьяша Хуньяди). В 1475 г. прибыл в Москву по приглашению Ивана III Васильевича для строительства Успенского собора (1475–1479) в Московском Кремле; занимался также организацией пушечного двора (1475) и чеканкой монет (1475–1483). Участвовал в походе Ивана III на Новгород (1477–1478).
Аристотель Фиораванти. Успенский собор Московского Кремля. 1475–1479
Живописцы
Пьеро делла Франческа
Пье́ро де́лла Франче́ска (между 1415 и 1420 – 1492), итальянский живописец и теоретик искусства. Один из крупнейших и наиболее влиятельных мастеров Раннего Возрождения. Индивидуальный стиль Пьеро сформировался под влиянием флорентийской и нидерландской живописных школ. В числе первых итальянских художников осуществил переход от темперной живописи к смешанной технике с использованием масляных красок. Работал во многих центрах ренессансного искусства, создал одни из лучших своих работ в Ареццо (фресковый цикл «История животворящего Креста» в алтарной капелле церкви Сан-Франческо, 1452–1464) и Урбино при дворе герцога Федерико да Монтефельтро («Бичевание Христа», предположительно середина 1450-х гг., Национальная галерея Марке, Урбино; «Мадонна с Младенцем, предстоящими святыми и Федерико да Монтефельтро», 1472–1474, Пинакотека Брера, Милан). Автор математических трактатов.
Пьеро делла Франческа. Мадонна с Младенцем, предстоящими святыми и Федерико да Монтефельтро. 1472–1474
Периоды (эпохи) в культуре
Возрождение
Возрожде́ние, или Ренессанс, широкое умственное и художественное движение 14–16 вв., давшее название имеющей мировое значение эпохе в истории культуры стран Западной и Центральной (католической, латинской) Европы позднего Средневековья и раннего Нового времени. Термин «Возрождение» встречается уже у современников, однако в общем историко-культурном значении он вошёл в обиход лишь в 19 в. Ренессанс выразился в стремлении к духовному, нравственному и общественному обновлению (возрождению) человека и человечества посредством обращения к культуре Античности и её переосмысления. Для эпохи Возрождения характерны антропоцентризм (интерес к изучению феномена человека в широком смысле), внимание к светской культуре. Мировоззрение и систему духовных ценностей Ренессанса называют гуманизмом. Наиболее известные деятели эпохи Возрождения: Ф. Петрарка, Дж. Бокаччо, К. Салютати, Л. Валла, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Дж. Вазари, Ф. Брунеллески, А. Палладио, У. Шекспир.
Рафаэль. Афинская школа. Фреска в Станце делла-Сеньятура, Папский дворец (Ватикан). Между 1508 и 1511
Живописцы
Тициан
Тициа́н (между 1485 и 1490 – 1576), итальянский живописец Высокого и Позднего Возрождения, крупнейший представитель венецианской школы. С 1516 г. официальный художник Венецианской республики. Один из ведущих мастеров портрета в 16 в. [«Портрет мужчины с голубым рукавом» (около 1510, предполагаемый портрет Дж. Барбариго, Национальная галерея, Лондон), Автопортрет, 1562, Прадо, Мадрид], новатор в области алтарной живописи («Мадонна Пезаро», 1519–1526, церковь Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, Венеция), аллегорической и мифологической картины («Любовь земная и Любовь небесная», 1514, Галерея Боргезе, Рим; «Вакх и Ариадна», 1520–1523, Национальная галерея, Лондон), обладатель уникальной живописной манеры.
Тициан. Автопортрет. Ок. 1562
Живописцы
Морони Джованни Баттиста
Морóни Джовáнни Батти́ста [между 1520 и 1524(?) – не ранее 1578], итальянский живописец. Крупнейший представитель школы живописи Бергамо 16 в. Учился в Брешии – в мастерской Моретто, влияние которого ощутимо в ранних произведениях Морони, особенно религиозного жанра. Во 2-й половине 1540-х – начале 1550-х гг. работал в Тренто, начиная со 2-й половины 1550-х гг. – в Бергамо и его окрестностях. Получил известность в качестве портретиста: «Кавалер в розовом» (портрет Дж. Дж. Грумелли; 1560, частное собрание, Бергамо), «Портной» (около 1565–1570, Национальная галерея, Лондон). Религиозная живопись отмечена особой ясностью трактовки сюжета и простотой композиции, что соответствовало запросам Контрреформации. Творчество Морони оказало существенное влияние на Караваджо.
Джованни Баттиста Морони. Портной. 1565–1570
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Венецианская школа живописи
Венециа́нская шко́ла жи́вописи, одна из основных художественных школ Италии. Сложилась в Венеции в 14–18 вв. До середины 15 в. венецианская живопись развивалась под влиянием готических и византийских традиций (Лоренцо и Паоло Венециано), которые сменились эстетикой Раннего Возрождения во 2-й половине 15 в. (произведения Джентиле Беллини, Джованни Беллини, Витторе Карпаччо). Для венецианской школы периода её расцвета (1-я половина 16 в.) характерны совершенное владение выразительными возможностями масляной живописи, особое внимание к проблемам колорита (творчество Джорджоне, Тициана, П. Веронезе, Тинторетто и др.). Новый расцвет венецианской школы в 18 в. связан с именами Дж. Б. Тьеполо, А. Каналетто, Ф. Гварди и П. Лонги.
Тициан. Вакх и Ариадна. 1520 или 1522 – 1523
Живописцы
Поллайоло Антонио дель
Поллайо́ло Анто́нио дель (между 1426 и 1432 – 1498), итальянский ювелир, скульптор, рисовальщик, гравёр и живописец эпохи Возрождения. Брат художника П. дель Поллайоло. Разрабатывал мотивы экспрессивного движения и выразительных возможностей человеческой пластики, выступил предшественником мастеров Высокого Возрождения (гравюра «Битва десяти обнажённых», около 1460–1465 или 1470–1475; скульптура «Геракл и Антей», 1470–1480, Уффици, Флоренция). Автор надгробий папы Сикста IV (1484–1493) и папы Иннокентия VIII (совместно с братом Пьеро, 1492–1498; оба в соборе Святого Петра, Ватикан).
Антонио дель Поллайоло. Битва десяти обнажённых. Ок. 1460–1465 или 1470–1475
Живописцы
Моретто
Море́тто (около 1498 – 1554), итальянский живописец. Один из крупнейших представителей брешианской школы живописи. В его творчестве соединились черты ломбардской и венецианской школ, влияние искусства Центральной Италии. Автор произведений на религиозные сюжеты («Святая Иустина Падуанская с донатором», около 1530, Музей истории искусств, Вена; «Христос и ангел», около 1550, Пинакотека Тозио Мартиненго, Брешиа) и портретов («Неизвестный с песочными часами», около 1520–1525, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Портрет кавалера» (1526, Национальная галерея, Лондон).
Моретто. Христос и ангел. Ок. 1550
Живописцы
Мантенья Андреа
Манте́нья Андре́а (1430 или 1431 – 1506), итальянский живописец, гравёр. Представитель Раннего Возрождения на Севере Италии. Искусство Мантеньи отмечено гуманистической образованностью, знанием Античности, использованием смелых перспективных построений и ракурсов, иллюзионистических эффектов (росписи Камеры-дельи-Спози в замке Сан-Джорджо в Мантуе, 1465–1474). В резцовой гравюре сочетал чёткость пластических форм с мягкой штриховкой (7 листов «Битва морских божеств», около 1485–1488).
Андреа Мантенья. Мадонна с Младенцем и ангелами. Алтарь Сан-Дзено. 1456–1459
1
2
3
4
5