Мантенья Андреа
Манте́нья Андре́а (Andrea Mantegna) (1430 или 1431, Изола-ди-Картуро, ныне Изола-Мантенья, провинция Падуя – 13.9.1506, Мантуя), итальянский живописец, гравёр. Представитель Раннего Возрождения на Севере Италии.
С 1442 г. ученик падуанского живописца Ф. Скварчоне (впоследствии усыновившего Мантенью), знатока и коллекционера античных памятников, который обучил художника латинскому языку и привил ему интерес к римским древностям. Другим определяющим фактором в художественном становлении Мантеньи стало знакомство с находящимися в Падуе и Венеции произведениями мастеров флорентийской школы: Донателло (с его бывшим ассистентом Никколо Пиццоло Мантенью связывали партнёрские отношения), Филиппо Липпи, Паоло Уччелло, Андреа дель Кастаньо. Покинув в 1448 г. мастерскую Скварчоне, Мантенья попал и в круг влияния венецианского семейства Беллини, в особенности Джованни Беллини (в 1452 или 1453 Мантенья женился на его сестре Николозии).
Росписи капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе (1448–1457, разрушены в 1944, сохранились частично) со сценами из жизни святых Иакова и Христофора продемонстрировали художественную программу Мантеньи: «лягушачья» перспектива (di sotto in su) с точкой схода за нижним краем картины придала особую монументальность фигурам и их архитектурному окружению; сложные и разнообразные ракурсы фигур наделили композицию мощной динамикой; античные сооружения, статуи, рельефы и надписи были воспроизведены с археологической точностью. Эти приёмы стали характерными и для дальнейших произведений Мантеньи, в которых евангельские сюжеты помещались в среду, наполненную античными цитатами: «Моление о чаше» (около 1459, Национальная галерея, Лондон), «Святой Себастьян» (1459, Музей истории искусств, Вена), «Святой Себастьян» (1480, Лувр, Париж).
Мантенья положил начало развитию ренессансного алтарного образа в Северной Италии. Если в «Алтаре святого Луки» (1453–1454, Пинакотека Брера, Милан) Мантенья преобразовал традиционную форму венецианского полиптиха с золотым фоном, создав ритмическое чередование чёрных и розовых одеяний святых, объединив фигуры нижнего регистра мраморной платформой, показанной в перспективном сокращении, и представив полуфигуры верхнего регистра с точки зрения снизу вверх, то в «Алтаре Сан-Дзено» (1456–1459, церковь Сан-Дзено-Маджоре, Верона) он создал новый тип алтарного образа. Его форма и структура, вероятно, восходят к бронзовому алтарю Донателло в падуанской базилике Святого Антония. Рама в формах классической архитектуры включена в живописную композицию; все части алтарного образа объединены общим пейзажно-архитектурным пространством, а за размещёнными в нём фигурами прочитываются многочисленные детали, перенесённые из античных рельефов. Ещё один новый живописный тип религиозной композиции – в форме полуфигурной повествовательной сцены – Мантенья создал в «Принесении во храм» (около 1455, Государственные музеи, Берлин): фигуры представлены в поясном срезе и на абстрактном фоне, как в алтарях, но в то же время, подобно рельефу, объёмно выступают в пространство зрителя.
С 1460 г. Мантенья – придворный художник герцогов Гонзага в Мантуе. Здесь выполнил ряд портретов: кардинала Лудовико Тревизана (Медзарота, 1459, Государственные музеи, Берлин), Франческо Гонзага (1461, музей Каподимонте, Неаполь), «Мужской портрет» (галерея Питти, Флоренция), которым придал позы и величие древнеримских портретных бюстов. Крупнейшим проектом, осуществлённым в Мантуе, стали росписи Камеры-дельи-Спози («комнаты супругов») – парадной спальни в замке Сан-Джорджо (1465–1474), скромный интерьер которой был преобразован средствами иллюзионистической живописи. Свод, украшенный портретами римских цезарей, в центре раскрывается иллюзорным окулусом, в котором видны небо и заглядывающие внутрь зрители. На северной стене над камином – идеализированный портрет герцога, окружённого домочадцами и слугами; на западной стене – сцена встречи герцога Лудовико с сыном, кардиналом Франческо Гонзага, на фоне городского пейзажа, составленного из античных зданий. Многочисленные иллюзионистические детали стирают границы между реальным и живописным пространством, предвосхищая росписи Корреджо. Североитальянская традиция светских росписей обрела здесь новую жизнь благодаря ренессансным художественным средствам. По заказу Гонзага была выполнена также серия «Триумфы Цезаря» (около 1485–1506, королевская коллекция, Хэмптон-корт, Лондон) – девять холстов на тему завоевания Галлии Юлием Цезарем, написанных на основе древнеримских литературных источников, которые дополнены воображением художника.
Монументальная манера письма уступила место тонкому рисунку и ювелирной изощрённости исполнения в работах со сложной гуманистической программой, созданных для студиоло Изабеллы д’Эсте: «Парнас» (1495–1497) и «Афина, изгоняющая пороки из сада добродетели» (1499–1502, обе – Лувр). Этими же качествами отличалась и «Мадонна победы» (1495–1496, Лувр), написанная в честь победы Франческо Гонзага над французскими войсками при Форново, – монументальный алтарный образ выполнен с тщательностью миниатюры.
Написанные в поздний период творчества религиозные образы отмечены драматическим впечатлением, которое достигалось благодаря гиперболизации отдельных приёмов: резким перспективным сокращениям, подчёркнуто натуралистической трактовке внешнего облика персонажей и др. («Мёртвый Христос» около 1483, Пинакотека Брера, Милан; «Се Человек», около 1500, музей Жакмар-Андре, Париж; и др.).
Мантенья внёс свой вклад в развитие гравюры: помимо работ, созданных резчиками по его рисункам, сохранились собственноручно выполненные мастером произведения в новой технике резцовой гравюры на меди необыкновенно крупного формата («Битва морских божеств», около 1485–1488; «Вакханалии», «Положение во гроб» и др.), которые копировались ещё при жизни художника. Гуманистическая образованность, знание античности, смелые эксперименты с перспективой определили значение Мантеньи как одного из крупнейших ренессансных художников Северной Италии.