Иконоборчество
Иконобо́рчество (греч. εἰϰονομαχία), религиозно-политическое движение в Византии 8–9 вв., основывающееся на отрицании священного статуса икон и их церковного почитания.
Противники икон указывали на ветхозаветный запрет создания изображений для поклонения (Исх 20:4). С особой силой вопрос о допустимости изображений в христианстве встал в начале 8 в., когда некоторые епископы Малой Азии (Константин Наколийский, Фома Клавдиопольский) выступили против почитания икон. В 726 г. император Лев III Исавр издал официальное распоряжение об удалении икон из общественных мест; среди прочих было уничтожено изображение Христа на дворцовых воротах Халка в Константинополе. В 730 г. за отказ признать доктрину иконоборчества был смещён патриарх Герман Константинопольский. Началось уничтожение икон в храмах. Предполагается, что в тот период движение носило ограниченный характер.
Наиболее последовательным противником иконоборчества был преподобный Иоанн Дамаскин. В «Трёх защитительных Словах против порицающих святые иконы или изображения» он говорит, что значение икон для верующих заключается в том, что они напоминают о священном образе. Ветхий Завет не знал Бога вочеловечившегося и телесного, поэтому люди не нуждались в изображениях, но поскольку Бог во плоти явился и с людьми общался, христиане имеют право изображать видимого Бога. Однако изображать только Христа, не изображая его воинства, всё равно что лишить земного царя его войска.
В 741–743 гг. в Византии разразилась гражданская война, в ходе которой претендент на престол Артавазд поддержал иконопочитателей (иконодулов), тогда как сын Льва III Константин V Копроним выступил за продолжение политики отца. С его победой иконоборчество превратилось в официальную доктрину Византийской империи. Римская курия выступила против иконоборчества, что стало причиной разрыва церковного общения между Римом и Константинополем; в качестве ответных мер византийские императоры вывели из юрисдикции Римской кафедры все принадлежавшие Византии территории, входившие в диоцез Иллирик, а также Южную Италию и Сицилию.
Император Константин V лично занимался разработкой богословия иконоборчества: он отстаивал тезис о том, что изображение земного телесного облика Спасителя, божественная природа которого неописуема, приводит к недопустимому разрыву его двух природ. В 754 г. был созван церковный собор в Иерии (пригород Константинополя), осудивший почитание икон как «идолопоклонство». Единственным истинным церковным образом Христа были признаны хлеб и вино, используемые в Евхаристии. Осуждению подверглись только иконы, почитание мощей святых и реликвий допускалось.
Репрессии против иконопочитателей достигли пика в 760-х гг., когда в Константинополе было закрыто много монастырей, поддерживавших иконопочитание; казнено несколько противников иконоборчества. В 768/769 г. были удалены все иконы из хранилищ собора Святой Софии в Константинополе. Иконоборчество привело к массовому бегству монахов-иконопочитателей из центров империи в отдалённые районы, в том числе в Южную Италию, Каппадокию, Крым. Иконоборческие настроения получили значительное распространение в армии. Со смертью императора Константина V интенсивность иконоборчества снизилась. Однако в царствование императора Льва IV Хазарина была казнена группа чиновников, обвинённых в иконопочитании. В правление малолетнего императора Константина VI и его матери Ирины политика византийского правительства резко изменилась в сторону поддержки иконопочитания. В 786 г. под руководством патриарха Тарасия Константинопольского в столице созван церковный собор для осуждения иконоборчества, но он был сорван военными. В 787 г., после роспуска мятежных отрядов, в Никее открылся 7-й Вселенский собор. Он осудил иконоборчество и утвердил доктрину иконопочитания. Её догматическими основаниями служат учение о воплощении и вочеловечении Бога Слова, а также чёткое различение между поклонением (προσϰύνησις), которое распространяется на многие священные предметы, в том числе иконы, и служением (λατρεία), подобающим только Богу. Кроме того, доступные чувствам образы признаны необходимыми для назидания в богословии и церковном предании.
После поражения и гибели в Болгарии императора Никифора I в армии вновь усилились настроения против иконопочитания, в котором многие видели причину военных неудач империи. Император Лев V Армянин, стремясь укрепить своё положение на престоле, решил восстановить иконоборчество. В 815 г. был низложен патриарх-иконопочитатель Никифор Константинопольский и в храме Святой Софии в Константинополе состоялся новый собор, подтвердивший определения собора в Иерии.
В течение последующих 30 лет императоры официально поддерживали иконоборчество; при императоре Феофиле и патриархе Иоанне VII Грамматике активизировались запреты на создание и использование икон, подверглись наказанию многие иконопочитатели [Евфимий Сардский, Феодор Начертанный (ум. около 840)]. Поражение Феофила в войне с арабами (838) подорвало статус иконоборчества в военной среде. В 843 г. его вдова – императрица Феодора, правившая при малолетнем Михаиле III, окончательно восстановила иконопочитание. На Поместном соборе в Константинополе были подтверждены определения 7-го Вселенского собора, Иоанн Грамматик был низложен и на кафедру поставлен иконопочитатель Мефодий Константинопольский. Это событие вошло в историю под названием «Торжество Православия».
Истоки появления иконоборчества в Византии остаются предметом дискуссии. Оно может быть связано как с возрождением богословских споров времён поздней Античности, так и с влиянием вероучений иудаизма и ислама. Иконоборчество рассматривается как духовный кризис византийского общества, вызванный серьёзными территориальными потерями империи в 7 в. в результате арабских завоеваний. Различные попытки объяснить иконоборчество как явление социальной борьбы (противостояние интересам государства, Церкви, армии, монашества) не получили признания: позиции общественных сил и государственных институтов Византии в эпоху иконоборчества не претерпели существенных перемен.
В сфере искусства и храмовой декорации последователи иконоборчества использовали изображения креста как символа Спасителя (церковь Святой Ирины в Константинополе). Храмы и рукописи украшались растительными мотивами и архитектурными сюжетами, представлявшими образ Небесного Царства.