Поллайоло Антонио дель
Поллайо́ло Анто́нио дель (Antonio del Pollaiolo, Pollaiuolo, Pollajuolo; настоящее имя Антонио ди Якопо д’Aнтонио Бенчи, Antonio di Jacopo d’Antonio Benci) (между 1426 и 1432, Флоренция – около 4.2.1498, Рим), итальянский скульптор, рисовальщик, живописец, ювелир, гравёр.
Брат художника Пьеро дель Поллайоло и ювелира Сильвестро дель Поллайоло (около 1434 – около 1470). Учился в ювелирной мастерской: известно о его пребывании (1457–1459) в боттеге флорентийского ювелира Милиано Деи, о сотрудничестве с Мазо Финигуэррой; возможно, ранее работал у Л. Гиберти.
Мастерская А. дель Поллайоло (работала с 1464) создавала многочисленные кадила, канделябры, реликварии, распятия, доспехи для турниров. Свидетельством высокого ювелирного мастерства А. дель Поллайоло являются серебряный крест (выполнен совместно с флорентийским ювелиром Бетто ди Франческо Бетти, около 1457–1459, Музей собора, Флоренция) и в особенности рельеф «Рождество Иоанна Крестителя» (1477–1480) для серебряного алтаря флорентийского баптистерия (алтарь ныне – в Музее собора, Флоренция). В этом рельефе создана развёрнутая повествовательная сцена в традициях монументальной живописи этого времени с передачей глубокого перспективного пространства, наполненного узнаваемыми современными деталями интерьера и оживлёнными фигурами. Такой же развитой повествовательностью отличается и созданный по рисункам Поллайоло цикл из 27 вышитых сцен для литургических одеяний служителей баптистерия (около 1466–1480), посвящённый житию святого Иоанна Крестителя. Приписываемый Поллайоло терракотовый «Бюст молодого воина» (около 1460, Национальный музей Барджелло, Флоренция) считается моделью для неосуществлённого бронзового бюста.
В зрелый период А. дель Поллайоло достиг универсализма, характерного для флорентийских мастеров кватроченто, в основе которого лежало владение рисунком. Этот универсализм позволял разрабатывать одни и те же художественные проблемы в разных видах искусства. Центральной темой в творчестве мастера стала передача экспрессивного движения. Опираясь на опыт А. дель Кастаньо и др., А. дель Поллайоло исследовал выразительные возможности пластики человеческого тела, выступая предшественником мастеров Высокого Возрождения. В основе ранних скульптурных и графических образов Поллайоло лежит резкий, часто разорванный контур, с помощью которого очерчиваются сложные позы и передаётся динамика фигур: рисунки «Геракл и гидра» (около 1460, Британский музей, Лондон), «Пленник перед судьёй» (Британский музей), «Адам» и «Ева» (оба около 1470–1480, Кабинет рисунков и гравюр, Уффици, Флоренция), фрагмент фрески «Танец обнажённых» (около 1460-х – 1470-х гг., Вилла Ла-Галлина в Арчетри, близ Флоренции) и др. Этими же качествами отмечен и перовой рисунок – проект конного монумента Франческо Сфорца (1-я половина 1480-х гг., Метрополитен-музей, Нью-Йорк), на котором вздыбленный конь попирает фигуру поверженного пленника. Рисунок с восходящей по диагонали пронизанной пафосом триумфа композицией предвосхищает будущие эскизы Леонардо да Винчи к этому памятнику. В резцовой гравюре «Битва десяти обнажённых» (около 1460–1465 или 1470–1475) выразительные контуры дополняются беспрецедентно тщательной разработкой мускулатуры. Передача мускульного напряжения и гипертрофированная трактовка анатомической структуры тела выходят на первый план в деревянном «Распятии» (церковь Сан-Лоренцо, Флоренция, около 1470–1480), а также в щите с изображением Милона Кротонского (дерево, раскрашенный гипс, Лувр, Париж).
А. дель Поллайоло находился под покровительством Лоренцо Медичи Великолепного; вероятно, по его заказу созданы статуэтки на мифологические сюжеты, выполненные в кабинетном формате и предполагающие рассматривание с близкого расстояния: «Геракл и Антей» (около 1475–1480, Барджелло), фигурки Геракла (около 1490, Государственные музеи, Берлин; собрание Фрик, Нью-Йорк). Эти же темы повторяются в небольших по размеру живописных произведениях: «Геракл и гидра», «Геракл и Антей» (1470–1480, обе – Уффици), «Геракл и Деянира» (1470-е гг., Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен), которые являются отголосками несохранившейся живописной серии из трёх картин на тему подвигов Геракла для Палаццо Медичи, выполненной Антонио совместно с братом Пьеро.
Традиционно Антонио приписывалось много других живописных работ, однако современные исследователи склоняются к мнению, что бо́льшая их часть выполнена его братом Пьеро или, возможно, братьями совместно. В этом сотрудничестве Антонио отвечал за разработку рисунка, как в алтарных образах «Казнь святого Себастьяна» (1475, Национальная галерея, Лондон) и «Святые Винсент, Иаков Старший и Евстахий» (1466–1468, для Капеллы кардинала Португальского в церкви Сан-Миньято-аль-Монте во Флоренции, ныне в Уффици). «Вознесение святой Марии Магдалины» (около 1460, Музей алтарного образа Поллайоло, Поджибонси близ Сиены) – одна из немногих работ, которые по-прежнему приписывают Антонио.
Братья принадлежали к поколению флорентийских художников, которые осваивали нидерландскую технику масляной живописи. Вышеупомянутое «Вознесение святой Марии Магдалины» выполнено в смешанной технике; алтарные образы «Казнь святого Себастьяна» и «Святые Винсент, Иаков Старший и Евстахий» написаны маслом. Новая техника помогла вписать динамичные фигуры с выразительными контурами в панорамный пейзаж нидерландского типа, насыщенный множеством повествовательных подробностей, и добиться особой интенсивности цвета.
В 1484 г. А. дель Поллайоло вместе с братом Пьеро переехал в Рим, где создал два папских надгробия: Сикста IV (1484–1493, Гроты Ватикана, собор Святого Петра) в виде монументальной напольной плиты, а также пристенное надгробие Иннокентия VIII (совместно с Пьеро, 1492–1498, собор Святого Петра), включающее два изображения папы: лежащее тело усопшего на саркофаге и сидящую фигуру в динамичной позе с благословляющим жестом, что придаёт надгробному памятнику триумфальное звучание. Если памятник Иннокентию VIII традиционно представляет папу среди кардинальных и теологических добродетелей, то монумент Сикста IV представляет сложную гуманистическую и аллегорическую программу на тему семи свободных искусств. Оба произведения выполнены в бронзе, сочетают в себе монументальность с ювелирной тщательностью разработки форм. Отходя от сложившегося в Риме Раннего Возрождения типа папского надгробия, они предвосхищают проекты Микеланджело для надгробия папы Юлия II.
Творчество А. дель Поллайоло во многих аспектах подвело итог искусству Раннего Возрождения во Флоренции, послужив важной основой для мастеров следующего поколения.