Флорентийская мозаика
Флоренти́йская моза́ика, разновидность мозаики, в которой изображение складывается из крупных шлифованных пластин, вырезанных по контуру рисунка из полудрагоценных камней (агат, халцедон, яшма, лазурит и др.). Известная в Древнем Риме под латинским названием opus sectile, эта техника была возрождена во Флоренции в 1588 г. под патронажем великого герцога Тосканского Фердинанда I из рода Медичи на мануфактуре Opificio delle pietre dure (итал., буквально – «мастерская по обработке полудрагоценных камней»; ныне реставрационный центр и музей). В 16–19 вв. эта техника широко использовалась в Европе для декорирования предметов декоративно-прикладного искусства (алтарные престолы, столешницы, шкафы-кабинеты, шкатулки, реликварии), интерьеров (капелла Принцев – усыпальница Медичи в церкви Сан-Лоренцо, Флоренция, 1604 – 19 в., архитекторы Дон Джованни Медичи, М. Ниджетти). В России флорентийская мозаика использовалась с середины 18 в., однако её налаженное производство началось только в середине 19 в. на Петергофской гранильной фабрике благодаря обучавшемуся в Италии мастеру И. В. Соколову, с конца 19 в. велось на гранильной фабрике в Екатеринбурге, со 2-й половины 20 в. – на Колыванском камнерезном заводе имени И. И. Ползунова. В советском и российском искусстве используется для создания монументальных панно в общественных интерьерах, включая станции метрополитена, и в станковых произведениях.