Тинторетто
Тинторе́тто (Tintoretto, буквально – маленький красильщик; настоящие имя и фамилия Якопо Робусти, Jacopo Robusti) (1518 или 1519, Венеция – 31.5.1594, там же), итальянский живописец.
Родился в семье красильщика тканей; возможно, подлинная фамилия отца Комин (Comin). Недолго учился у Тициана; испытал также влияние мастеров римской школы (Микеланджело, Рафаэля, Джулио Романо), чьи работы были ему известны главным образом по гравюрам. В дальнейшем руководствовался собственной художественной программой: «рисунок Микеланджело, колорит Тициана». Работал в Венеции. Ранние работы (преимущественно росписи фасадов дворцов) не сохранились; станковые произведения («Святой Георгий», 1543–1544, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Обращение Савла», около 1545, Национальная галерея искусств, Вашингтон; «Христос омывает ноги ученикам», 1547, Прадо, Мадрид) демонстрируют близость маньеризму (сложные архитектурные фоны, театрализованная игра света, активные позы, яркий колорит). Работал преимущественно по заказам скуол (религиозных братств мирян): полотно «Святой Марк, спасающий раба» (1548, ещё три сцены, 1562–1566) для Скуола-Гранде-ди-Сан-Марко (ныне в Галерее Академии, Венеция, и Пинакотеке Брера в Милане), росписи стен и плафонов (1564–1567 и 1575–1587) для Скуола-Гранде-ди-Сан-Рокко. В этих работах Тинторетто драматизирует все сцены, создавая мистическую обстановку с помощью ракурсов, мощного кьяроскуро, тяготеющего к монохромности колорита. Индивидуальностью отличался творческий метод Тинторетто, создававшего скульптурные модели будущих живописных композиций из глины и воска в особых ящиках. Часто использовал тёмные фоны, а также чёрный подготовительный рисунок и выделение контуров фигур чёрным. Основываясь на поздней живописи Тициана, Тинторетто выработал собственную манеру письма с открытыми мазками, производящую впечатление спонтанной и неоконченной. Исполнял также многочисленные алтарные образы и т. н. латерали (картины для боковых стен алтарных капелл) для церквей (Мадонна-дель-Орто, Сан-Джорджо-Маджоре, Сан-Тровазо, Санто-Стефано, Санта-Мария-делла-Салюте и др.). Важнейшим государственным заказом для Тинторетто стали росписи во Дворце дожей после пожаров 1574–1577 гг. – в залах Дель-Антиколледжо (1577), Дель-Колледжо (1581–1584), Сената (1584), Большого Совета (в том числе монументальная сцена «Рай», после 1588), которые выполнялись при участии мастерской, включавшей его сына Доменико (1560–1635) и дочь Мариетту (около 1554 – около 1590). Писал также портреты (дожа А. Мочениго, около 1570, галерея Академии, Венеция; М. Гримани, около 1576–1583, Музей Прадо, Мадрид) и мифологические картины («Венера, Марс и Вулкан», около 1551, Старая пинакотека, Мюнхен; «Происхождение Млечного пути», 1575, Национальная галерея, Лондон). Творчество Тинторетто оказало значительное влияние на дальнейшее развитие венецианской школы и на формирование искусства Эль Греко.