#Искусство и архитектура Древнего Рима
Искусство и архитектура Древнего Рима
Тег

Искусство и архитектура Древнего Рима

Искусство и архитектура Древнего Рима
Найденo 18 статей
Микеланджело. Пьета. 1497–1499. Собор Святого Петра, Ватикан
Страны мира. Искусство и архитектураСтраны мира. Искусство и архитектура
Италия. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура. С древнейших времён до 18 в.
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Ита́лии с древне́йших времён до 18 в. Первобытное искусство на территории Италии представлено памятниками палеолита, мезолита и неолита (наскальные росписи в Апулии, «Венеры палеолита» из Лигурии и Эмилии-Романьи и др.). Уникальные памятники 2-й половины 2-го тыс. до н. э. – нураги Сардинии. Крупные культурные центры 1-го тыс. до н. э. – древнегреческие колонии в Южной Италии и Сицилии, поселения культуры Вилланова и этрусков. В 5 в. до н. э. – 5 в. н. э. под их влиянием формировалось искусство Древнего Рима. На заре 1-го тыс. Италия стала одним из главных центров христианского искусства, а сеть древнеримских поселений послужила основой для развитой городской культуры в Средние века. Античное прошлое Италии определило облик архитектуры и изобразительного искусства романского стиля и Проторенессанса, подготовившего расцвет итальянской культуры в эпоху Возрождения (15–16 вв.). Интенсивное развитие самостоятельных художественных центров (Рим, Флоренция, Венеция, Милан, Болонья, Генуя, Неаполь и др.) обусловило многообразие искусства Италии. Под сильным влиянием итальянских открытий в области живописи, скульптуры, ордерной архитектуры сформировалось европейское искусство Ренессанса, барокко и классицизма 16–18 вв.
Периоды (эпохи) в культуре
Древний Рим. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Дре́внего Ри́ма, история художественной культуры Древнего Рима. Древнеримское искусство опиралось на художественное наследие Древней Греции и италийские традиции (в особенности этрусские). Ключевым достижением для развития архитектуры было изобретение римского бетона, благодаря которому стало возможно использование монолитно-оболочечной конструкции и характерных для неё арок, сводов и куполов. Сложились новые типы архитектурных сооружений (курия, вилла, амфитеатр, термы, триумфальная арка и др.); строились мощёные дороги, акведуки, мосты. Особое место в древнеримском искусстве занимали скульптурный портрет, а также рельефы, оформлявшие памятники архитектуры и саркофаги. В декоративной живописи Древнего Рима были распространены настенная роспись и мозаика. Декоративно-прикладное искусство представлено торевтикой, глиптикой, медальерным искусством и т. д. В истории древнеримского искусства выделяются следующие периоды: Царский период (8–6 в. до н. э.), эпохи Республики (ранний – 5–3 вв. до н. э., и поздний периоды – 2–1 вв. до н. э.) и Империи (ранний – 27 до н. э. – 235, и поздний периоды – 284–476).
Рим. Форум
Произведения скульптуры
«Бельведерский торс»
«Бельведе́рский торс», фрагмент мраморной античной статуи 1 в. до н. э. из коллекции Ватиканских музеев, один из лучших образцов мировой скульптуры. Первое упоминание «Бельведерского торса» относится к 1430 г., между 1530 и 1536 гг. он вошёл в состав папской коллекции античных находок. Назван по своему историческому месту экспозиции – двору Бельведерского дворца в Ватикане. «Торс» предположительно считают изображением Геракла или Аякса Теламонида. С момента обнаружения эту скульптуру неоднократно изучали и изображали художники (Микеланджело, П. П. Рубенс и др.).
Бельведерский торс. 1 в. до н. э.
Инженерные сооружения
Пон-дю-Гар
Пон-дю-Гар, древнеримский акведук на юге Франции. Расположен в департаменте Гар, в 20 км к северо-востоку от г. Ним. Переброшен через реку Гардон. Построен предположительно в середине 1 в. при императоре Клавдии как часть 50-километрового акведука, снабжавшего Ним водой из источника Фонтен-д’Эр близ г. Юзес. Будучи шедевром древнеримского зодчества, этот мост-акведук включён в список Всемирного наследия.
Пон-дю-Гар. Франция. Середина 1 в.
Термины
Лоратные одежды
Лора́тные оде́жды (от лат. lorum, греч. λῶρος – пояс, ремень, впоследствии консульский и императорский шарф), одеяния, включающие в себя лор – широкую тканевую ленту, расшитую орнаментальными и фигуративными изображениями из драгоценных камней, жемчуга, золотых нитей и др., которую оборачивали вокруг плеч и бёдер, спуская один конец спереди от округлого ворота и перекидывая второй через левую руку. В Древнем Риме и в Византии лор – элемент облачения консула и императора. В христианской иконографии лоратные одежды стали атрибутом Христа как Царя Небесного и ангелов как его служителей.
Резная пластина с изображением Христа, благословляющего императора Константина VII Багрянородного на царство. Византия. Ок. 945
Музеи, галереи
Национальный археологический музей в Неаполе
Национа́льный археологи́ческий музе́й в Неа́поле, одно из важнейших в мире собраний античных памятников. Основан в 1777 г. неаполитанским королём Фердинандом IV как универсальный музей, с 1958 г. носит современное название. В основе коллекции памятники, найденные в результате археологических раскопок в Помпеях, Геркулануме, Стабиях, Боскореале, Казерте, и ряд частных коллекций. В экспозиции представлены античная скульптура, галерея портретных бюстов древнеримских императоров, мозаики и фрески из жилых домов и общественных зданий Помпей, Геркуланума и Стабий, собрание гемм и камей, надписей, античных произведений из стекла, бронзы, керамики, слоновой кости, серебра, нумизматическая коллекция, памятники древнеегипетского искусства, археологические находки первобытного периода.
Джованни Винченцо Казале. Национальный археологический музей, Неаполь. 1585
1
2