Моретто
Море́тто (Il Moretto, с итал. буквально – Арапчонок; Моретто да Брешиа, Moretto da Brescia; настоящие имя и фамилия Алессандро Бонвичино, Alessandro Bonvicino) (около 1498, Брешиа – между 9.11 и 22.12.1554, там же), итальянский живописец. Крупнейший, наряду с Дж. Романино и Дж. Савольдо, представитель брешианской школы живописи.
В индивидуальной манере Моретто органически соединились характерный для ломбардской школы натурализм и венецианская традиция колористического богатства с мягкой светотеневой моделировкой. Он, по всей видимости, симпатизировал местным контрреформационным движениям и в результате стал одним из наиболее ярких выразителей новых религиозных идеалов своего времени. Это проявилось прежде всего в использовании простых и легко читаемых форм, сдержанной колористической гаммы. Стиль, выработанный Моретто, стал своего рода альтернативой маньеризму.
Происходил из семьи художников; очевидно, начатки художественного образования получил дома. Ранние работы Моретто отражают влияние местного мастера Ф. Феррамолы, с которым он сотрудничал при работе над створками органа для церкви Санта-Мария-ин-Вальвендра в Ловере (кисти Моретто принадлежат створки с изображением святых Фаустина и Джовитты, 1516), а также Дж. Романино (алтарная картина «Святой Рох с предстоящими святыми», около 1517–1518, Пинакотека Тозио Мартиненго, Брешиа), Тициана и В. Фоппы. В связанных между собой тематически ранних картинах «Христос в пустыне с животными» (около 1515–1520, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и «Христос благословляет Иоанна Крестителя в пустыне» (около 1520–1523, Национальная галерея, Лондон) уже заметно тяготение к статичной композиции и медитативному, слегка меланхоличному характеру изображений. Схожий эмоциональный строй пронизывает и работы Моретто в Капелле дель-Сакраменто в церкви Сан-Джованни-Эванджелиста в Брешии, где он работал в 1521–1524 гг. одновременно с Романино и для которой выполнил монументальные полотна «Тайная вечеря», «Пророк Илия и ангел», «Сбор манны», «Евангелист Лука», «Евангелист Марк» и серию «Пророки». К этому же десятилетию относятся некоторые из выдающихся портретов, созданных Моретто: «Неизвестный с песочными часами» (около 1520–1525, Метрополитен-музей) и «Портрет кавалера» (1526, Национальная галерея, Лондон), один из самых ранних в итальянской живописи портретов в полный рост. В этих работах заметно влияние Л. Лотто и северных мастеров, прежде всего А. Дюрера. Несколько особняком стоит посмертный «Портрет Джироламо Савонаролы» (1524, Музей Кастельвеккьо, Верона).
В творчестве Моретто проявилось также влияние живописи Центральной Италии; из-за обилия классицизирующих черт художника называли «брешианским Рафаэлем». В этом отношении его творчество находит аналогии с работами «феррарского Рафаэля» – Гарофало. К наивысшим проявлениям классицизирующей поэтики в творчестве Моретто можно отнести картину «Святая Иустина Падуанская с донатором» (около 1530–1534, Музей истории искусств, Вена) и «Алтарный образ святой Ефимии» (1526–1530, Пинакотека Тозио Мартиненго, Брешиа). Особое место в творчестве Моретто занимает алтарный образ «Явление Богоматери глухонемому Филиппо Виотти» (около 1534, Паломническая базилика в Пайтоне, провинция Брешиа), созданный как документальное свидетельство чудесного исцеления глухонемого юноши в августе 1532 г.
С конца 1530-х гг. Моретто всё реже обращался к нарративным композициям, предпочитая им статичные решения, основанные на строгой симметрии и иерархии элементов: алтарные картины «Христос с орудиями страстей и святыми Космой и Дамианом» (около 1540, церковь Санти-Косма-э-Дамиано, Марментино), «Христос с орудиями страстей, Евхаристией и святыми Варфоломеем и Рохом» (около 1545, церковь Сан-Бартоломео, Кастенедоло) и др. При этом каждая из картин Моретто обладает собственным колоритом, часто базирующимся на тончайших нюансах отдельных тонов и их сопоставлениях.
С конца 1540-х гг. качество отдельных работ, вышедших из мастерской Моретто, снизилось, что связано со всё бо́льшим вовлечением в их создание его учеников (самый крупный среди них – Дж. Б. Морони), тогда как собственные произведения Моретто позднего периода сохраняли исключительно высокий уровень исполнения, о чем свидетельствуют «Портрет молодого человека» (изображён Ф. Мартиненго Чезареско; около 1540–1545, Национальная галерея, Лондон) или «Христос и ангел» (около 1550, Пинакотека Тозио Мартиненго, Брешиа). Натурализм живописи Моретто, как и творчество Романино, Савольдо, Морони и мастеров кремонской школы живописи, стал в конце 16 в. отправной точкой для обновления художественного языка европейского изобразительного искусства: преодоления маньеризма и сложения эстетики барокко (так, Караваджо изучал в юности произведения Моретто и других ломбардских мастеров).
В российских коллекциях творчество Моретто представлено ранней «Мадонной с Младенцем» (Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва) и поздней «Аллегорией веры» (около 1540, Эрмитаж, Санкт-Петербург).