Джованни Пизано
Джова́нни Пиза́но (Giovanni Pisano) (около 1245/1250, Пиза – между 1317 и 1319, Сиена), итальянский скульптор эпохи Проторенессанса.
Сын Никколо Пизано, работал в мастерской отца. Испытал также заметное влияние Арнольфо ди Камбио. Индивидуальный почерк Джованни Пизано различим с 1260-х гг., когда вместе с отцом и Арнольфо ди Камбио он работал над рельефами сиенской проповеднической кафедры (1265–1268) и над скульптурой Большого фонтана («Фонтана Маджоре») в Перудже (1277–1278). После 1278 г. вернулся в Пизу, где переработал проект отца для 2-го яруса аркад баптистерия и создал фигуры святых для пинаклей и тимпанов вимпергов. Уже в них проявились черты преувеличенной экспрессии, заимствованной из французской готики.
В 1284–1297 гг. работал в Сиене (с 1290 капомастро собора). Разработал скульптурный декор нижней части фасада, создав первый в Италии фасад с единой иконографической программой и новый тип фасадного декора, основанный на мотиве статуи в нише. Кафедра в церкви Сант-Андреа в Пистое (1298–1301) воспроизводит тип кафедры пизанского баптистерия, но мастер добился большего единства архитектурных и скульптурных элементов, а также слияния античных и готических приёмов для создания пронизанных драматизмом композиций («Избиение младенцев» и др.). В рельефах существенно усложнена ритмическая структура, умножено число фигур; использованы яркие светотеневые эффекты.
Вернувшись в Пизу, Джованни занял должность капомастро собора, для которого создал восьмигранную кафедру (1302–1310) – самое пластичное из произведений такого рода, созданных им и его отцом (кафедра демонтирована в 1599–1601 и собрана вновь в 1926). Многогранная форма кажется круглой за счёт слегка выпуклого профиля граней парапета; одна из почти круглых статуй кариатид, персонифицирующих Добродетели, – «Умеренность» – создана по образцу найденной в те годы в Сиене античной статуи типа «Венеры стыдливой» (утрачена).
С именем Джованни Пизано связан целый ряд статуй «Мадонны с Младенцем», самой известной из которых является монументальное произведение для Капеллы Скровеньи в Падуе (1305–1306). Последняя работа Джованни – созданное в 1311 г. в Генуе надгробие Маргариты Брабантской, супруги Генриха VII Люксембургского (фрагменты – в музее Сант-Агостино, Генуя).
Джованни Пизано, наряду с Никколо Пизано и Арнольфо ди Камбио, совершил прорыв в итальянской пластике, отошёл от условного линейно-орнаментального романского языка, вернув скульптуре объём и пластичность и многократно расширив её возможности, чем создал предпосылки для расцвета этого вида искусства в Тоскане в 15 в.