Монсу Дезидерио
Монсу́ Дезиде́рио (итал. Desiderio Monsù; настоящие имя и фамилия Франсуа де Номе, франц. François de Nomé) (около 1593, Мец – после 1644, Неаполь), живописец неаполитанской школы, французского происхождения.
Родился в Лотарингии. Около 1602 г. переехал в Рим, где учился у фламандского пейзажиста Б. Лауверса. С 1610 г. жил в Неаполе. Внёс существенный вклад в формирование фантастического пейзажа и архитектурного каприччио, создав наиболее ранние и значительные их образцы. Интерес художника к причудливым формам, визионерским интерпретациям пространства и архитектуры объясняется его знакомством с наследием интернационального маньеризма, а также с творчеством Ж. Калло. Фундаментальными для становления стиля Монсу были влияния нидерландского мастера Х. Фредемана де Фриса, одного из основателей жанра архитектурного пейзажа, и итальянского живописца Ф. Наполетано. В Италии художественный язык мастера обогатился изысканной палитрой, динамичной и контрастной светотеневой моделировкой. Отличительные черты живописи Монсу – вибрирующий мазок, характерные светло-серые и битумные тона; в изображениях неповторимо причудливых сооружений угадываются сильно переработанные образцы романской и готической архитектуры Северной Европы, соседствующие с античными руинами или ренессансными постройками, а также с современной мастеру архитектурой барокко. Среди излюбленных мотивов – башни, лестницы, шпили, мосты, лоджии и фасады дворцов, монументальные надгробия. Художник часто изображал пожары и крушение зданий, с особенным мастерством передавая момент обрушения колонн и карнизов.
Среди исследователей распространено мнение, что сюжеты в его картинах имеют второстепенное значение и полностью подчиняются декоративной логике композиции. Тем не менее в своих работах мастер выбирает такие темы, которые возможно раскрыть во всём богатстве смысловых и эмоциональных нюансов именно через передачу элементов пейзажа, прежде всего архитектурного. Выбор сюжетов в работах мастера – как религиозного, так и классического содержания – никогда не бывает банальным; зачастую художник обращался к редким темам или же придавал более распространённым мотивам необычную интерпретацию: «Святой Георгий побеждает дракона» (1622, коллекция графов фон Харрах, Рорау, Австрия), «Давид в храме» (около 1620–1624, Музей Вюрцбургского университета), «Фантастические руины со святым Августином и младенцем» (1623, Национальная галерея, Лондон). К шедеврам мастера следует отнести «Вид Неаполя» (около 1620, частная коллекция) – сравнительно редкий в его творчестве пример топографической ведуты, в которой точность передачи вида города сопровождается исключительно драматической трактовкой грозового освещения, и каприччио «Царь Аса, разрушающий идолов», или «Взрыв в храме» (Музей Фицуильяма, Кембридж), в котором с исключительным правдоподобием изображён момент взрыва и крушения архитектурных элементов, что типично для репертуара мастера.
Датированных работ мастера сохранилось немного; относительно времени создания большинства его работ у исследователей нет согласия. Среди произведений Монсу: «Каприччио с делающими зарисовки художниками» (начало 1630-х гг., частная коллекция; ранее аукцион «Кристис», Лондон, торги 30 сентября 2005, лот 85), «Мученичество святой Екатерины» (около 1620, Городская художественная галерея, Саутгемптон), «Разрушение идолов» (Каподимонте, Неаполь), «Соломон в храме» (Музей земли Нижняя Саксония, Ганновер), «Интерьер собора» (около 1621, Музей изобразительных искусств, Будапешт), «Интерьер церкви» (1621, частная коллекция, ранее аукцион «Сотбис», Лондон, торги 25 июня 1969, лот 96), «Мученичество святого Януария» (1622, Художественный музей Северной Каролины, Роли), «Надгробие» (1618, частная коллекция), «Путник у ворот города» (1620-е гг., Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Троянский конь» (Музей изящных искусств, Руан), «Архитектурное каприччио с Товией и Ангелом» (частная коллекция); «Агриппина отбывает из Рима с прахом Германика» (Галерея Канессо, Париж).
В прошлом кисти Д. Монсу приписывались произведения ещё двух живописцев, работавших в Италии: уроженца Меца – Дидье Барра (около 1590 – около 1647 или после 1652), который использовал имя Дезидерио Монсу в качестве псевдонима, и Франческо Дезидерио (Дезидери; 1592 – после 1640). Проблема идентификации художников и атрибуции их работ была разрешена неаполитанским историком искусства Р. Кауза только в 1956 г. (Causa. 1956).
Влияние творчества Д. Монсу оказалось ценным для «романтической» линии в развитии европейского пейзажа, которую можно противопоставить классицистической (одним из главных представителей последней был другой работавший в Италии уроженец Лотарингии – К. Лоррен). Фантазийные и драматические мотивы работ Монсу важны для формирования языка пейзажей С. Розы. Воздействие работ Монсу также прослеживается в тональных «аккордах» и форсированных ракурсах архитектурных пейзажей Л. Коккоранте. В общей поэтике произведений живописца много общего с творчеством Дж. Б. Пиранези. Работы Монсу высоко ценились мастерами сюрреализма.