Роза Сальватор
Ро́за Сальвато́р (Salvator Rosa; Сальваторe Роза; Salvatore Rosa) (20.6.1615 или 21.7.1615, Аренелла, близ Неаполя – 15.3.1673, Рим), итальянский живописец, рисовальщик, график, поэт.
Неаполитанский период
Родился в семье землемера Вито Антонио де Розы (ум. 1621) и Джулии Грека, происходившей из семьи художников (отец и брат – живописцы Вито и Паоло Греко). Имел двух братьев и сестру Джованну, которая в 1632 г. вышла замуж за художника Франческо Фраканцано (1612–1656). Отец, желая, чтобы сын стал священником или юристом, отдал Сальватора в иезуитскую коллегию конгрегации Сомаска в Неаполе. После ранней смерти отца дети остались на попечении деда по материнской линии. Сальватор получил хорошее гуманитарное образование, но, следуя своим склонностям, стал брать уроки живописи.
В 17 в. Неаполь был крупным художественным центром, где заказчиками произведений искусства выступали испанские вице-короли, итальянская аристократия и католическая церковь. Здесь в разное время работали представители болонского академизма (Г. Рени, Доменикино, Дж. Ланфранко), караваджисты (с 1616 Х. де Рибера, Дж. Б. Караччоло и др.) и художники из заальпийских стран (П. Брейгель Старший, П. Бриль, Г. Вальс и др.). Влияние последователей Караваджо, в особенности Риберы, было определяющим для развития неаполитанской школы живописи 1-й половины 17 в., оказавшей на становление творчества Розы значительное влияние.
В 1632 г. Роза учился в мастерской своего шурина Ф. Фраканцано, караваджиста, ученика Риберы, а затем попал в мастерскую к А. Фальконе, мастеру батальных сцен, также последователю Риберы. Ранние биографы Розы писали, что и он был учеником Риберы (Baldinucci.1974. P. 439) (дата первого издания: 1681–1728), однако современным исследователям не удалось подтвердить этот факт с абсолютной уверенностью. В большой боттеге А. Фальконе Роза познакомился с Д. Гарджулло, прозванным Микко Спадаро, автором панорамных пейзажей с видами окрестностей Неаполя, а также с А. и О. ди Лионе, К. Копполой. Вместе со своим учителем Фальконе молодые художники, используя нестандартную для 17 в. основу для живописи, писали масляными красками на бумаге с натуры в сельской местности или на морском побережье (Rosa. 2003. P. 119), однако ни одна из этих работ не сохранилась до наших дней. Самая ранняя датированная картина Розы – «Битва» (1637, частное собрание) – отмечена влиянием А. Фальконе.
В 1635 г. Роза уехал в Рим, сохранив тесные связи с родным городом (например, в 1637 он на некоторое время вернулся в Неаполь из-за болезни).
Работа в Витербо и Риме
В Риме Роза был представлен неаполитанскому кардиналу Ф. М. Бранкаччо (c 1638 епископ Витербо) – одному из многих представителей римского духовенства, которые поддерживали художников. По его заказу Роза написал «Неверие Святого Фомы» для церкви Санта-Мария-дель-Орационе-э-Морте (1638, Городской музей, Витербо) – первый и один из немногих своих алтарных образов. Произведение подвергалось неоднократной реставрации и поновлениям, что сильно исказило его облик и обеднило художественное решение. В Витербо (1638–1639) Розой была также написана караваджистская по стилю и колориту работа «Святой Иероним» для церкви Сан-Венанцио в Фабриано (ныне находится там же).
В 1639 г. Роза вернулся в Рим и снял дом в квартале художников на Виа-дель-Бабуино между Пьяцца дель-Пополо и Пьяцца ди-Спанья. Отказавшись от привычной для Италии формы личной зависимости от патрона, он стал работать на рынок через посредников. Над входом дома Роза повесил четыре картины в качестве рекламы своего ремесла: батальную сцену, два пейзажа, один из которых изображал гавань, и жанровую композицию. Мастер также представлял картины на ежегодных городских смотрах: 19 марта, на праздник святого Иосифа, братство художников Congregazione dei Virtuosi выставляло свои картины в портике Пантеона, 24 августа, в день святого Варфоломея, проводилась выставка во дворе церкви Сан-Бартоломео-деи-Бергамаски, а 29 августа, в честь святого Иоанна Крестителя, устраивали экспозицию картин в церкви Сан-Джованни-Деколлато. Роза в разные годы принимал участие в каждой из этих выставок.
Творчество Розы в Риме типологически разнообразно. Художник получал заказы на большие религиозные и мифологические композиции. Так, в 1638 г. он выполнил крупноформатное полотно «Титий» (не сохранилось), драматически представлявшее замученного орлом великана, а в 1639 г. – масштабную картину «Мученичество святого Варфоломея» (cобрание графов Гаррах, Рорау, Австрия). В этих работах проявилось влияние Караваджо и его последователей. Интересу к камерным жанровым сценам способствовало знакомство с искусством бамбоччанти: «Ловцы кораллов» (около 1637, Художественный музей г. Колумбия, штат Южная Каролина), «Игроки в карты» (Национальная галерея старого искусства, Палаццо Барберини, Рим). Роза также не оставил работу в батальном жанре («Битва», 1637, частное собрание; «Сражение», 1637–1660, Галерея Боргезе, Рим).
Контакты с художественным кругом Рима, прежде всего с мастерами из заальпийских стран (в Риме работали фламандец П. Бриль, голландцы К. ван Пуленбург, Б. Бренберг, Х. ван Сваневельт, немцы А. Эльсхаймер, Г. Вальс, с 1630-х гг. – французы К. Лоррен, Г. Дюге, Н. Пуссен), позволили Розе существенно расширить свои представления о возможностях пейзажного жанра. С этого времени в творчестве художника стали преобладать композиции, в которых изображение природы занимало доминирующее положение. В ранних пробах – «Нападение бандитов» (имение Ноул-хаус, Севенокс, графство Кент), «Пейзаж с путниками, спрашивающими дорогу» (около 1640, частное собрание) – трактовка пейзажа сравнима с театральной декорацией, а жанровые сцены – с сюжетами из спектакля, как и в картинах художников-бамбоччанти. Однако созданные уже летом 1640 г. для герцога Модены Франческо I д'Эсте (из рода Эсте) картины («Руины в скалистом ландшафте», Музей искусств, Кливленд; «Эрминия», «Сцена в гавани», обе – Галерея Эсте, Модена) продемонстрировали интерес к передаче многопланового пространства, движения света и воздуха, что несомненно стало результатом не только знакомства с опытом современников, но и штудирования натуры.
Жизнь художника была тесно связана с городской культурой и местными обычаями. В 1639 г. он принял участие в римском карнавале, который проводился ежегодно за две недели до начала Великого поста. Мастер появился в маске героя комедии дель арте Паскариелло, называя себя «синьор Формика» (от итал. formica – муравей). Роза и его друзья ходили по улицам Рима, раздавали медицинские рецепты и баночки с лекарствами от выдуманных ими болезней, пародируя таким образом действия шарлатанов. Тексты рецептов сочинил известный в 17 в. комедиограф Джованни Бриччо.
В Риме дом Розы стал центром притяжения для поэтов, писателей и актёров, а также площадкой для сценических постановок, прежде всего комедий. В 1639 г. в виноградниках Миньянелли около Порта-дель-Пополо на окраине Рима художник открыл театр. Дж. Б. Пассери писал, что на одном из представлений были задеты чувства и честь Дж. Л. Бернини (Passeri. 1934. P. 395–400.). Последовавший скандал, возможно, побудил Розу принять приглашение Джованни Карло Медичи, младшего брата великого герцога Тосканы Фердинанда II и одного из самых значительных меценатов 17 в., и осенью 1640 г. уехать из Рима во Флоренцию.
Флорентийский период
Во Флоренции члены дома Медичи сохраняли свою славу покровителей искусств. Так, Козимо II Медичи (великий герцог Тосканский в 1609–1621) собрал круг значительных мастеров – Дж. Б. Караччоло, А. Джентилески, Ф. Наполетано, Ж. Калло. Многие из них покинули герцогство при преемнике Козимо, Фердинанде II Медичи (великий герцог Тосканский в 1621–1670). Тем не менее по заказу Дж. К. Медичи художник Пьетро да Кортона, работавший на два города – Флоренцию и Рим, расписал интерьеры Палаццо Питти (1636). Сама же флорентийская школа к 17 в. (наиболее крупные представители в это время – К. Дольчи и Ф. Фурини) находилась в кризисе. В сложившейся ситуации прибывший во Флоренцию Роза на десятилетие сделался главным художником герцогства. Хотя в 1641–1645 гг. он преимущественно работал для Дж. К. Медичи, художник сохранил своё независимое положение: снял жилье на Виа-дель-Моро близ церкви Санта-Мария-Новелла и имел возможность продавать свои картины другим коллекционерам.
В 1638 г. Дж. К. Медичи получил звание главнокомандующего флотом Испании в Средиземном море. По этому случаю Роза, предварительно посетив гавань в Ливорно, где стоял флот, выполнил две композиции с изображением порта (обе – 1641, Палаццо Питти, Флоренция). Эти две крупноформатные работы (233 × 399 см и 234 × 395,5 см) утвердили его в качестве мастера большой формы и ведущего пейзажиста. Его работы, основанные на образцах идеального римского пейзажа, отличаются хорошим знанием натуры, основанным на внимательном изучении видов морского побережья, особенностей природы, конструкции кораблей, а также жизни моряков. Роза мог использовать рисунки и гравюры Ф. Наполетано с изображением судов, однако реальные наблюдения самого художника имели ключевое значение в пространственном решении пейзажа в целом.
В 1642 г. по заказу своего патрона художник написал ещё две парные работы большого формата: «Диоген и Александр» и «Призвание Цинцинната» (обе – 231 × 260 см, имение Элторп, графство Нортгемптоншир). Античные истории, перенесённые в лесной пейзаж, были призваны проиллюстрировать добродетели владельца картин – умение довольствоваться малым, как Диоген Синопский, и быть готовым в любой момент прийти на помощь отечеству, как Луций Квинкций Цинциннат, не требуя почестей и славы. Все четыре произведения Розы украшали главный зал для приёмов в доме Дж. К. Медичи на Виа-делла-Скала. Также в 1640-х гг. художник выполнил для своего покровителя небольшие фрески – пейзажные декорации четырёх люнетов в камерном зале в Палаццо Питти, где он сотрудничал с Пьетро да Кортоной.
В дальнейшем Роза не обращался к фреске, т. к. его больше привлекало разнообразие возможностей работы маслом, эксперименты с размером, композицией и цветом в станковой живописи. Роза написал большое количество пейзажных композиций разного формата и разной тематики по заказам флорентийской элиты: «Пейзаж с путешественниками, спрашивающими дорогу» (около 1641, коллекция Д. Маона, выставлена в Национальной галерее, Лондон), «Грот с каскадом» (1640), «Пейзаж с мостом» (1645–1649), «Морской пейзаж с башней» (после 1645; все три – Палаццо Питти), «Гористый пейзаж» (около 1650, имение Холкхэм-холл, графство Норфолк) и др. Художник наполнял пейзажи собственными наблюдениями: в Тоскане он наслаждался долгим летом, путешествовал по сельской местности, бывал на виллах в Монтеруфоли и Барбайано. В его картинах появились характерные мотивы: расщеплённые, потрескавшиеся стволы старых деревьев, обвитые лозой и плющом, силуэты обломанных веток, торчащих на фоне неба, уступы скал, нависающие над маленькими фигурками путников, мощные каменные плиты, скальные арки, покрытые мхом валуны. Отказываясь от горизонтальных и вертикальных построений в пользу диагональных ритмов, Роза активнее придавал пространству глубину и динамику. В композициях пейзажей, сочетавших открытые и закрытые пространства, перепады рельефа, оставалось всё меньше театральности и искусственности планов и создавалось ощущение естественного движения воздуха и непосредственного переживания дикой природы.
В творчестве Розы 1640-х гг. новое развитие получил и батальный жанр. Композиции на темы сражений приобрели популярность благодаря успеху большой «Битвы между христианами и турками» (1642, Палаццо Питти, 234 × 350 см), которая была написана по заказу Фердинанда II Медичи. Художник изобразил широкую панораму военного действия, массы сражающихся конных и пеших воинов под стенами города. Это не точное представление конкретного военного действия, а скорее обобщённый образ – вне исторического времени и определённой географии. Слева на картине – автопортрет художника с надписью на щите «SARO» (анаграмма имени художника или утверждение «я буду»).
Во Флоренции заказчиками и покровителями Розы были не только Медичи, отношения с которыми становились всё более прохладными из-за свободолюбивого нрава и независимого положения художника. Придворная жизнь его тяготила, и он нашёл свой круг среди представителей образованной элиты. Его друзьями стали писатели Дж. Б. Риччарди, Л. Липпи, П. Сальветти, Ф. Роваи, математик и физик Э. Торричелли, филологи К. Дати и В. Киментелли, композитор А. Чести и др. Все они стали членами «Академии ушибленных» (итал. Accademia dei Percossi) – учёного сообщества, встречи которого проходили в доме Розы. Посетители художника были поклонниками его живописи, а сам он принимал участие в интеллектуальных дискуссиях и театральных представлениях, которые устраивались в его доме. Общением с «академиками» были навеяны новые сюжеты работ художника, объединённые идеями стоицизма: на парных картинах «Философская роща» (около 1641–1643, Палаццо Питти) и «Кратет, бросающий деньги в море» (около 1641–1643, частное собрание) соответственно изображены Диоген, выбрасывающий свою чашу, тем самым отказываясь от всего своего и так скудного имущества, и его ученик, также избавляющийся от материальных благ.
В 1640-е гг. Роза также создал ряд портретов и т. н. голов (итал. teste). Среди них «Автопортрет», считавшийся ранее изображением друга художника Дж. Б. Риччарди (около 1647, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и аллегории: «Ложь» («Античный поэт»; 1640-е гг., Палаццо Питти), парные «Лукреция как аллегория Поэзии» (около 1641, Музей «Уодсворт Атенеум», Хартфорд, штат Коннектикут) и «Философия» (около 1645, Национальная галерея, Лондон). «Ложь», ранее считавшаяся автопортретом Розы, представляет собирательный образ художника как сурового критика человеческой глупости: молодой человек, пристально вглядывающийся в зрителя, опирается на каменную плиту с латинской надписью: «Молчи, если только твоя речь не лучше молчания». Картина Розы «Ложь», возможно, связана с его же стихотворением «С лица снимаю своего румяна я и краски». Женский образ, в котором прежде видели изображение возлюбленной художника Лукреции, ещё дважды появился в аллегориях «Поэзия» и «Музыка» (обе – около 1641, Национальная галерея старого искусства, Палаццо Барберини, Рим).
Во Флоренции Роза открыл для себя жанр дьяблерий, или стрегонерий (от итал. diablerie, stregonerie – дьявольщина, колдовство), – макабрических изображений сцен ворожбы, бесовщины. В картине «Искушение Святого Антония» (1640–1649, Палаццо Питти) фантастическое существо, нависающее над фигурой святого, – цитата из графических работ Ф. Наполетано, в том числе из его цикла гравюр «Различные скелеты животных». В репертуаре Розы появились и сцены шабашей ведьм – чаще всего ночные, с эффектами мистического освещения, всполохами огня, контрастно расцвеченные: например, четыре тондо с одинаковым названием «Сцены колдовства» (около 1645–1649, Музей искусств, Кливленд). Чрезвычайно выразительно одноимённое полотно из Национальной галереи в Лондоне (около 1646), которое представляет уродливых ведьм, монстров, скелеты на фоне чёрного угрожающего неба. Они несут младенцев для жертвоприношения, творят заклинания на восковых фигурках и окуривают голову повешенного трупа. В этих работах сильнее всего проявилось влияние культуры Северного Возрождения, в частности немецкого искусства 16 в., образы которого прочно и непротиворечиво вошли в широкий и разнообразный художественный репертуар Розы наравне с итальянскими источниками.
Возвращение в Рим
Вероятно, в 1648 г. Роза побывал в Венеции, где мог видеть работы живописцев местной школы – Тициана, Тинторетто и Веронезе. В 1649 г., устав от ограничений флорентийского двора и провинциальной на тот момент атмосферы Тосканы, Роза вернулся в Рим сложившимся мастером. Здесь он жил до конца своих дней. Роза снял дом на Страда-Феличе (современная Виа-Систина), стал активно работать над большими композициями по собственному замыслу независимо от заказа и представлял их на выставках. Коллегами-соперниками Розы в дискуссиях о стиле, спорах о главенстве рисунка или цвета в живописи, разгоревшихся в Риме в середине 17 в., стали Пьетро да Кортона, Н. Пуссен, К. Лоррен, Г. Дюге, П. Теста, П. Ф. Мола и др.
О растущем статусе художника в 1650-х гг. можно судить по тому, что в 1650 г. он был приглашён в Вену для работы на эрцгерцога Фердинанда III Габсбурга, а в 1652 г. – в Стокгольм к королеве Кристине (эти предложения Роза отклонил). Во Францию отправилось монументальное полотно «Героическая битва» (1652, Лувр, Париж, 214 × 351 см), выполненное по заказу короля Людовика XIV. В начале 1661 г. Роза продал три картины («Иона, проповедующий ниневитянам», «Кадм, основывающий Фивы», «Порт», все – Государственный музей искусств, Копенгаген) королю Дании Фредерику III, высоко оценившему работы Розы, притом что тот предпочитал украшать свои замки в Копенгагене и его окрестностях преимущественно картинами нидерландских художников.
В 1652 г. Роза написал историческую картину «Смерть Марка Атилия Регула» (Музей изящных искусств Виргинии, Ричмонд), изображающую гибель древнеримского консула в плену у карфагенян. Многофигурная композиция в пейзаже включает цитаты из живописных произведений Джулио Романо и Пуссена.
Введение не распространённых среди предшественников Розы сюжетов, как и высокий живописный уровень исполнения, стали отличительными чертами позднего творчества художника в Риме. Большой успех имела работа «Погружённый в размышления Демокрит» (1650–1651, Государственный музей искусств, Копенгаген, 344 × 214 см), представленная в 1651 г. в Пантеоне, на экспозиции по случаю праздника святого Иосифа. В основу сюжета положен рассказ Гиппократа (Гиппократ. Сочинения. [Ч.] 3. Москва, 1941. С. 323–332) о посещении им Демокрита в Абдере, где он застал последнего в тенистой беседке с книгой на коленях, темой которой были меланхолия и безумие. Вокруг философа лежали туши анатомированных животных, в телах которых он искал источник происхождения психической болезни. Роза изобразил Демокрита в пейзаже на фоне обломанных веток деревьев (на одной из них сидит большая сова), через которые просвечивает серебристое небо, освещённое луной; философ окружён черепами и костями животных среди античных погребальных урн, саркофагов и статуй. По своей сути это большая композиция ванитас, выраженная через соединение романтического пейзажа и воображаемого портрета античного философа. Через год Роза написал композицию тех же размеров «Диоген выбрасывает свою чашу» (Государственный музей искусств, Копенгаген) и продал обе картины как парные.
Тема «суеты сует» прозвучала столь же выразительно в картине «Бренность человеческого бытия» (около 1656, Музей Фицуильяма, Кембридж), написанной после гибели малолетнего сына и родных художника во время вспышки чумы на юге Италии. На картине изображена молодая женщина, сидящая боком к зрителю на земной сфере, с венком из роз на голове и ребёнком на коленях. Над ними распростёр свои крылья скелет – ангел смерти, помогающий младенцу написать на развёрнутом свитке: «Сonceptio culpa, nasci pena, labor vita, necesse mori» (лат. «зачатие – грех, рождение – боль, жизнь – труд, смерть – необходимость»). В этой живописной эпитафии всё символизирует смерть и бренность земного бытия: урна для праха, герма, сова, нож, два путто: один с факелом, другой – выдувающий мыльные пузыри, и др.
Ещё одна живописная аллегория едва не стала для художника роковой. В 1659 г. на ежегодной выставке в день памяти святого Иоанна Крестителя Роза представил картину «Аллегория Судьбы» (около 1658–1659, Музей Гетти, Лос-Анджелес, 200,7 × 133 см). Поводом для её создания стало недовольство мастера художественной политикой папы Римского Александра VII: в её приоритете оказывались монументальные росписи, заказы на которые распределялись между узким кругом художников – протеже папского двора (в их числе – Пьетро да Кортона). На картине златовласая полуобнажённая богиня Судьбы щедро одаривает земными богатствами из рога изобилия тех, кто меньше всего этого заслуживает, – толпу зверей (среди них кабан, осёл, баран, бык), топчущих ногами палитру художника и венец поэта. За критику папы Римского Розу пытались привлечь к суду инквизиции, от которого его спас М. Киджи, брат Александра VII.
Однако, несмотря на этот конфликт и ревность коллег, круг заказчиков и покровителей художника в 1660-х гг. расширялся, а Роза продолжал раскрывать свои возможности как автор крупноформатных композиций, темы для которых он черпал из древней истории. В 1662 г. в Пантеоне он показал две работы: «Пифагор и рыбаки» (Государственные музеи, Берлин, 131,5 × 188 см) и «Пифагор, выходящий из подземного царства» (Художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт, штат Техас, 131,2 × 189 см). На первой древнегреческий философ побуждает рыбаков отпустить пойманных рыб, объясняя им теорию переселения душ. На второй Пифагор выходит из царства Аида, где в течение года общался с тенями Гомера и Гесиода, и повествует об увиденном ожидающей его толпе взволнованных слушателей. На фоне выразительных пейзажей (морского и лесного соответственно) художник изобразил единый, будто скульптурный, фриз задрапированных фигур, наподобие классических композиций Пуссена. Однако, в отличие от современника, в своих картинах Роза живописными средствами создал единую световоздушную среду, объединив цветом фигуры и пейзаж.
Роль пейзажа как объединяющего начала стала главной и в таких его парных работах, как «Демокрит и Протагор» (185 × 128 см) и «Одиссей и Навзикая» (194,5 × 144 см; обе – 1663–1664, Эрмитаж, Санкт-Петербург); «Святой Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне» (Музей искусства, Сент-Луис, штат Миссури) и «Святой Филипп, крестящий евнуха» (Музей искусств Крайслер, Норфолк, Виргиния; обе – около 1660, 200,7 × 121,9 см).
В 1650-х и 1660-х гг. Роза создал свои наиболее известные пейзажные композиции: романтически взволнованный «Пейзаж с Меркурием и дровосеком» (около 1663, Национальная галерея, Лондон), величественные «Пейзаж с Иоанном Крестителем, указывающим на Христа в пустыне» и «Пейзаж с Крещением Христа» (оба – около 1655, Художественная галерея и музей Кельвингроув, Глазго), прозрачный и лирический «Речной пейзаж с Аполлоном и сивиллой Кумской» (около 1657–1658, Собрание Уоллес, Лондон), драматический пейзаж с нависающими скалами и контрастным освещением в картинах «Горный пейзаж с охотниками и солдатами» (1652, Лувр), «Нахождение Моисея» (1660–1665, Институт искусств, Детройт), «Разбойники на скалистом побережье» (1655–1660, Метрополитен-музей) и др. Роза черпал вдохновение во время своих путешествий за пределы Рима: в письмах друзьям он ярко описывал впечатления от дикой необжитой природы, мощи водопада или захватывающего дух горного ландшафта (Rosa. 2003).
В поздний период в работах Розы снова, как в ранние годы, проявилась караваджистская стилистика: интерес к большому формату, крупнофигурным композициям, сложным динамичным ракурсам, активной игре светотени. Однако изменилась живописная трактовка пейзажа: строение пространства ещё более усложнено (ранее нейтральный фон структурирован планами), линии смягчены, вибрируют контуры форм, в колорите преодолена тяга к локальным и декоративным пятнам цвета.
Примерно половина произведений позднего периода была написана Розой на религиозные сюжеты. Тематика работ для римской церкви Санта-Мария-ин-Монтесанто на Пьяцца дель-Пополо связана с прообразами Воскресения: «Святой Иеремия, освобождённый из ямы», «Даниил во рву львином», «Воскрешение Лазаря», «Товий и ангел» (все четыре – после 1662; при Наполеоне I вывезены во Францию, ныне в Музее Конде, Шантийи). Динамичную композицию и сложное цветовое решение имеют алтарные образы «Успение Богоматери» (около 1661, церковь Святого Фомы Аквинского, Париж) и «Мадонна Всепомощница» (1661–1662, Пинакотека Брера, Милан). В 1669 г. художник впервые получил официальный заказ от Римско-католической церкви и написал алтарный образ «Мученичество Святых Космы и Дамиана» для храма Сан-Джованни-деи-Фьорентини в Риме (ныне находится там же).
Во 2-й половине 1660-х гг. в картинах Розы вновь появились фантастические и макабрические сцены. Их сюжетной основой стали произведения Вергилия («Сон Энея», 1660–1665, Метрополитен-музей), Овидия («Ясон и дракон», около 1665–1670, Музей изобразительных искусств, Монреаль) и ветхозаветные истории («Саул у Аэндорской волшебницы», 1668, Лувр; «Иона и кит», частная коллекция).
Графика
Роза был рисовальщиком, одинаково виртуозно владевшим пером и кистью в работе тушью. В подготовительных рисунках для картин часто лист становился пространством для свободного передвижения фигур, наслоения их друг на друга, совмещения нескольких мгновений действия («Эмпедокл», Государственный музей искусств, Копенгаген; «Воскресение», Британский музей, Лондон; «Сон Энея», Лувр; «Фортуна», Музей Виктории и Альберта, Лондон и др.).
Сохранилось большое количество гравюр Розы. К печатной графике художник прибегал в разные периоды своего творчества, начав гравировать, вероятнее всего, в 1630-х гг. Самые известные офорты датируются началом 1660-х гг.; в них Роза воспроизводил композиции своих картин («Демокрит в раздумьях», «Аполлон и сивилла Кумская» и др.) или экспериментировал с новыми образами («Падение гигантов», 1663).
Литературные сочинения
Роза также известен как поэт. Автор стихотворений («Жалобы Сальватора Розы», 1647; русский перевод С. Е. Раича) и сатирических поэм (почти все они созданы в период с 1639 по 1654), в которых осуждал подражательность и следование моде в литературе («Поэзия»), призывал художников быть сведущими в науках, изучать историю, эпоху, где разворачивается действие их произведений («Живопись»), критиковал расточительность музыкантов («Музыка»), прославлял Мазаньелло и высмеивал безрассудство солдат-наёмников, которые сражались и гибли за королей («Война»), разоблачал лицемерие и другие пороки («Вавилон», «Зависть»). Сочинения были изданы в 1695 г., после смерти художника, и сразу же внесены в Индекс запрещённых книг. На его стихи Ф. Лист написал «Канцонетту Сальватора Розы» (из фортепианного цикла «Годы странствий»; слова выписаны над нотами, воспроизводятся во всех изданиях).
Сочинял драмы, в которых выступал как актёр.
Восприятие современниками и изучение наследия мастера
Творчество Розы было чрезвычайно важным для художественной жизни Италии и остальной Европы как при жизни, так и после смерти мастера. Художники цитировали пейзажные решения и детали из его живописных работ, включали в свои произведения фигуры из его офортов как готовые сюжетные и формальные мотивы. Уже при жизни Розы другими мастерами делались копии его картин. Среди его наиболее известных последователей: художники Дж. Гизольфи, А. Локателли, Дж. П. Панини. Стиль Розы в начале 18 в. в Италии был развит М. Риччи и А. Маньяско, а в дальнейшем – английскими романтиками.
Художественные критики также по достоинству оценили живопись художника. Д. Дидро в его пейзажах отмечал особую живописность в передаче природы: «Перенесите Сальваторе Розу в страны льдов, близкие к полюсу, и гений его их украсит» (Дидро. 1980. С. 492). Неравнодушными к особой живописности его произведений были английские поэты и писатели (У. Вордсворт, В. Скотт, Х. Уолпол, П. Б. Шелли).
Благодаря сохранившимся письмам (более 100 – членам семьи Маффеи из Вольтерры в 1641–1661, более 250 – другу Дж. Б. Риччарди в Пизу в 1650–1673), а также биографиям авторства его современников – Дж. Б. Пассери и Ф. Бальдинуччи Роза вошёл в историю искусства как человек со сложным характером, но в то же время как незаурядная личность и выдающийся живописец.
В 18 в. вышли две биографии художника: в 1736 г. – Л. Пасколи с опорой на сведения Ф. Бальдинуччи, в 1742–1743 гг. – неаполитанского художника Б. де Доминичи. На основе вымышленных Доминичи (Dominici. 2008) (дата первого издания: 1743) фактов из жизни С. Розы укоренились мифы о свободолюбивом художнике, общавшимся с бандитами, участнике восстания Мазаньелло в Неаполе в 1647 г. против испанского владычества и члена «батальона Смерти», созданного художниками-неаполитанцами. После того как С. Морган закрепила их в своём двухтомном сочинении (Morgan. 1824), Роза превратился в идеального романтического героя, благородного преступника, байронического бунтаря, врага тирании. Э. Т. А. Гофман в своей новелле «Синьор Формика» сделал Розу персонажем, презиравшим угодничество, лесть и стяжательство, а в опере К. Гомиса «Сальватор Роза» на либретто А. Гисланцони (1874, театр «Карло Феличе», Генуя) художник наравне с Мазаньелло боролся за освобождение народа от угнетения испанским правительством. В 20 в. многие легенды были опровергнуты, однако привычка видеть в Розе enfant terrible своего времени закрепилась, что до сих пор мешает объективному восприятию произведений мастера.