Контрреформация
Контрреформа́ция, комплекс мер по реорганизации структуры и институтов Римско-католической церкви, упорядочению отдельных положений её вероучения, принятых в середине 16 – 17 вв. в целях противодействия распространению реформационных идей и становлению новых церквей. Термин «Контрреформация» введён в 19 в. Л. фон Ранке.
Контрреформации предшествовали попытки Церкви осуществить ряд второстепенных реформ (постановления V Латеранского собора 1512–1517; буллы папы Льва X, «Проект исправления церкви», разработанный в 1536–1537 комиссией кардинала Г. Контарини), которые, однако, не имели успеха. Пытаясь противодействовать реформационному движению, папство первоначально прибегало к анафемам и интердиктам, обращалось за помощью к светским властям Священной Римской империи.
В 1540-х гг. Римская курия отвергла идеи радикального обновления католицизма. С этого времени контрреформация определяла все основные стороны жизни Римско-католической церкви.
Большая роль в осуществлении Контрреформации отводилась новым монашеским орденам и религиозным конгрегациям – иезуитам, камальдулам (основана в 11 в. как ветвь бенедиктинцев, реорганизована в середине 16 в.), капуцинам, театинцам (1524), урсулинкам, братьям милосердия (1540, ликвидирован в 1790), варнавитам, сомаскам (1540), ораторианцам. Общим для этих орденов было возвращение к строгой аскезе, пастырская, образовательная и благотворительная деятельность в миру.
В 1542 г. для борьбы с религиозным инакомыслием в Риме создана «Святая конгрегация» с неограниченной властью в делах веры и юрисдикцией, распространявшейся на все католические государства. Деятельность инквизиции дополнялась строжайшей книжной цензурой. В 1543 г. кардинал Дж. Карафа запретил печатать любые сочинения без дозволения инквизиторов, надзиравших также за торговлей книгами и их пересылкой. Первые каталоги запрещённых книг были составлены по инициативе местных церковных властей в городах Лёвен, Париж, Венеция, Флоренция и Милан. В 1559 г. в Риме издан «Индекс запрещённых книг», обязательный уже для всех католических государств. В 1564 г. папа Пий IV (1560–1565) издал его переработанный вариант – Тридентский индекс. В него вошли в том числе некоторые одобренные ранее Церковью книги и даже «Проект исправления церкви», одним из составителей которого был сам Карафа. Законы о книжной цензуре предусматривали инквизиционное преследование издателей, торговцев, а также частных лиц за чтение, хранение и распространение запрещённых книг.
Окончательная консолидация сил Контрреформации произошла на Тридентском соборе (1545–1563), признавшем право папы Римского на неограниченную власть над католической Церковью, а также закрепившем всю догматическую основу и организационную структуру Римско-католической церкви. Были подтверждены авторитет церковного Предания (наряду со Священным Писанием), аутентичность латинского перевода Библии, уточнены догматические учения о первородном грехе, оправдании, церковных таинствах, чистилище, почитании святых, их мощей и икон. Тем самым были закреплены вероисповедные разногласия с протестантами.
Общая реформа управления, декларированная собором, предусматривала правила назначения и определяла круг обязанностей прелатов, предписывала усиление епископского надзора за подопечным духовенством, реорганизацию соборных капитулов и монашеских орденов. Вводились меры против злоупотребления церковным имуществом, а также злоупотреблений, связанных с индульгенциями, воспрещались непотизм, симония, сосредоточение в одних руках нескольких бенефициев. По окончании собора папа Пий IV утвердил его постановления, сохранив за собой исключительное право их толкования (январь 1564).
В середине 16 в. Римско-католическая церковь взяла курс на повсеместное восстановление католицизма, активно вмешиваясь в борьбу различных общественных сил. В наследственных владениях Габсбургов и верхненемецких княжествах она поддерживала государей в их противостоянии с сословиями; в Англии, Ирландии и Франции покровительствовала антиправительственной католической оппозиции; в валлонских провинциях Нидерландов – дворянству и крестьянам; в рейнских землях – зажиточным горожанам. Главным политическим союзником Церкви в проведении политики Контрреформации стала абсолютистская власть как в крупных государствах Европы – Испании, Португалии, Священной Римской империи, Франции, так и в мелкодержавных владениях Южной Германии и Италии. Контррефомация не имела успеха в Скандинавии, где Римско-католическая церковь полностью утратила свои позиции, а также в Англии и Шотландии.
Контрреформация оказала значительное влияние на культуру Возрождения, прежде всего в Италии. Преследуя любые отступления от католических догматов и проявления вольнодумства в светском обществе, Церковь в то же время широко использовала достижения ренессансной культуры.