Этруски
Этру́ски (лат. Etrusci; туски, Tusci; тиррены, греч. Τυρσηνοί, Τυρρηνοί; самоназвания – расены, Rasenna, Raṡna), древний народ, населявший в 1-м тыс. до н. э. северо-запад Аппенинского полуострова (историческая область Этрурия, в основном современная Тоскана) между реками Арно и Тибр. В период своего политического и экономического расцвета цивилизация этрусков простиралась северо-восточнее (город Марцаботто, к югу от современной Болоньи, порт Спина на Адриатическом море, южнее реки По) и южнее (Пренесте, Веллетри, Сатрик в области Лаций) этих границ. Со временем объектами этрусской колонизации стали Южная Италия, острова Сардиния и Корсика.
История этрусков
Данные письменных источников об этрусках отрывочны и скудны, поэтому информацию о них исследователи извлекали главным образом из результатов археологических раскопок. Суть «загадки этрусков» заключается в том, что происхождение, язык и точное время появления этого народа в Италии остаются малоизвестными. Начиная с Античности существуют разные теории об этрусском этногенезе: нордическая, восточная, автохтонная. В начале 21 в. наиболее плодотворным представляется взгляд на этногенез этрусков как на сложный процесс, в котором принимали участие местные компоненты, а также прибывшие морем с Востока, скорее всего из Малой Азии. Этот процесс, по-видимому, следует отнести к началу 1-го тыс. до н. э. Археологические памятники, соотносимые с этрусками, датируются не ранее 8 в. до н. э., их связь с предшествующей культурой Вилланова – предмет дискуссий.
К старейшим городам этрусков относятся: Вейи, Клузий, Перузия, Популония, Тарквинии, Вульчи, Цере. Формально городами изначально управляли цари, которых в 6 в. сменили магистраты, фактически же власть принадлежала аристократам – лукумонам, в распоряжении которых находились земли и значительные материальные средства, наряду с рабами и клиентами. В 7–6 вв. до н. э. в Этрурии существовала конфедерация в составе 12 городов (Арреций, Вейи, Велатрий, Ветулония, Вольсинии, Вульчи, Клузий, Куртун, Перузия, Рузеллы, Тарквинии, Цере) с центром в Вольсинях (там находилось святилище верховного бога этрусков – Вольтумны, или Вертумна).
Политикой этого «двенадцатиградья» (позднее возникли ещё два – в Северной и Средней Италии) руководил совет лукумонов (из 12 членов совета 1 был главным). Если один из членов конфедерации выбывал из её состава (например, вследствие военного разгрома), его место занимал другой город. Так, после разрушения римлянами города Вейи (396 до н. э.) членом «двенадцатиградья» стала Популония. Конфедерация могла в случае необходимости выставить многочисленное пешее ополчение; лукумоны сражались на колесницах во главе собственных дружин. Располагая внушительным морским флотом, этруски торговали со многими странами Востока, в том числе с Египтом и Финикией.
Экономическое соперничество явилось основной причиной военных конфликтов между этрусками и греческими городами Южной Италии. В 535 г. до н. э. этруски, заключив союз с Карфагеном, после кровопролитной морской битвы при Алалии изгнали греков с Корсики. К тому времени их власть простиралась на Лаций и Кампанию; расширялось влияние в Северной Италии. К 616 – 510/509 гг. до н. э. античная традиция относит правление в Риме этрусской династии. В 6 в. до н. э. могущество этрусков достигло апогея. Вскоре началось ослабление этрусской мощи. Этрускам пришлось одновременно бороться с греками, римлянами, галлами (кельтами). Параллельно обострилась социальная борьба в этрусских городах, которые к тому же постоянно враждовали друг с другом. В 524 г. до н. э. этруски потерпели поражение от греков в Кампании; в 510/509 г. до н. э., согласно преданию, римляне изгнали из своего города последнего представителя этрусской династии, царя Тарквиния Гордого. К концу 6 в. уменьшилось влияние этрусков в Лации и на севере Италии. На юге греки в 482 г. закрыли Мессинский пролив для этрусских кораблей, в 474 г. разгромили этрусков близ Кум. Наступил закат этрусского морского владычества (талассократии). К концу 5 в. этруски потеряли Корсику и Эльбу, были вытеснены самнитами из Кампании. В 396 г. после 10-летней осады римским диктатором Марком Фурием Камиллом были взяты и разрушены Вейи. В 1-й половине 4 в. до н. э. Рим покорил Южную Этрурию. Этруски были побеждены римлянами в войне 296–294 гг. до н. э., в 283 г. до н. э. потерпели от них поражение у Вадимонского озера В 265/264 г. до н. э. с падением Вольсиний завершилось римское завоевание Этрурии (и в целом Апеннинского п-ова). К началу нашей эры этруски были полностью ассимилированы римлянами.
Основой хозяйства этрусков были земледелие (выращивали зерновые, оливки, виноград и др.) и ремесло. Особенных успехов они добились в металлургии (медь и олово) и металлообработке. Об уровне развития ремесла у этрусков свидетельствует, в частности, наличие у них ремесленных коллегий. Этрусские мастера умели изготавливать зубные коронки и протезы из слоновой кости, крепившиеся с помощью золотых мостов, овладели техникой зернения, одним из их достижений является керамика буккеро. Этрусские инженеры осушали болота, строили дороги и мосты.
В основе религиозных воззрений этрусков лежали культ мёртвых с человеческими жертвоприношениями и вера в существование духов и демонов. Верховным богом считался Вертумн. Следом за ним шла триада: Тиния, Уни и Менрва. Из числа остальных божеств Фуфлунс позднее отождествлён римлянами с Вакхом-Дионисом, Марис – с Марсом, Аплу – с Аполлоном, Турмс – с Гермесом и т. д. Особым авторитетом пользовалась гаруспицина – искусство гадания по печени жертвенных животных.
На развитие этрусской культуры огромное влияние оказывали сначала древние цивилизации Востока, затем – греческого мира. В свою очередь, культура этрусков (наряду с греческой) существенно повлияла на формирование римской культуры.
Изобразительное искусство и архитектура
Города этрусков, ставшие первыми на Апеннинском п-ове, как правило, строились в удалении от моря на высоких скалистых плато, окружались каменными стенами, в том числе циклопической кладки, с фланкированной башнями аркой ворот; имелись общественный центр, святилища, мощёные улицы, жилые кварталы с регулярным планом, водопроводы и другие сооружения. Жилая архитектура развивалась от жилища восточного типа, близкого бит-хилани, до развитого типа атриумного дома. Дворцово-культовые комплексы (регии) в Аквароссе, Мурло, Веллетри и Риме имели перистильный двор с храмом и алтарём, окружённые прочими помещениями.
Храмовая типология этрусков (храм с 3 целлами и глубоким портиком, с одной целлой и аулами, 3-целловый в антах, простиль, амфипростиль, периптер) распространялась и на Лаций. Комплекс древнейшего святилища состоял из ограды с одним входом, храма, алтаря и площадки для гаданий, нередко также природных фетишей (камни, источники и др.). К середине 6 в. для гаданий использовался глубокий портик однофасадного храма, помещавшегося у задней стены ограды священного участка на высоком подиуме с лестничным маршем, отмечавшим ось главного входа (Пирги, Портоначчо в Веях, Каничелла в Вольсиниях). Храмы украшались живописью и скульптурой.
Этруски создали собственный архитектурный ордер – тосканский ордер. Достижением инженерии стало изобретение клинчатой арки, применявшейся при строительстве мостов и городских ворот (мост в Вульчи, ворота Вольтерры и Перусии). Использовалось терракотовое убранство кровли. В храмах и региях (в Аквароссе, Мурло и Риме) акротериальные статуи (часто ярко раскрашенные) помещались на гребне крыши, на вершине и концах фронтона (огромная квадрига Юпитера, венчавшая Капитолийский храм в Риме). Порой статуи располагались вдоль карниза: храм в Цере (Черветери; конец 6 в. до н. э.) и др.
Для этрусков характерны погребальные сооружения двух типов: тумулус (каменное круглое в плане здание с погребальными камерами, перекрытое ложным сводом; некрополь в Черветери) и скальная или полускальная гробница с фасадом в виде колонного портика или портала (Витербо, некрополь в Пьян-ди-Мола).
Изобразительное искусство этрусков развивалось под влиянием ближневосточной и древнегреческой культур. В т. н. ориентализирующий период (8–7 вв. до н. э.) появились монументальная скульптура из камня и терракоты, торевтика и керамика, расписанная в т. н. этрусско-коринфском стиле. В изделиях из слоновой кости и драгоценных металлов прослеживается влияние Ближнего Востока, прежде всего Сиро-Палестинского региона.
В период архаики (6 – начало 5 вв. до н. э.) ведущим видом изобразительного искусства стала скульптура: монументальные рельефы и статуи из терракоты украшали фасады многочисленных храмов (Вейи), дворцов (Мурло) и даже жилых домов (Акваросса). Под влиянием греков из Коринфа развивались центры металлургического производства (Вульчи, Вольсинии и другие города Центральной Италии; например, бронзовая скульптура «Капитолийская волчица», 1-я четверть 5 в. до н. э., Капитолийские музеи, Рим). Особую группу составляет погребальная пластика, ставшая позднее основой для искусства скульптурного портрета, однако крышка «Саркофага супругов» из Черветери с терракотовыми фигурами возлежащей четы (2-я половина 6 в. до н. э., Национальный этрусский музей «Этру», Вилла Джулия, Рим) демонстрирует обобщённые образы: раскосые миндалевидные глаза и «архаические улыбки» выдают восточногреческое влияние. К этому времени относятся росписи гробницы «Авгуров», «Охоты и рыбной ловли» в Тарквиниях, отличающиеся динамикой композиции и эффектным силуэтным рисунком, напоминающим росписи этрусских и древнегреческих ваз.
В эпоху классики (5–4 вв. до н. э.) продолжилось развитие в орбите древнегреческого искусства: бронзовые статуи «Химера из Ареццо» (Археологический музей, Флоренция) и Марса из Тоди (Ватиканские музеи), крышка урны с фигурой возлежащего юноши из коллекции Кампана (Эрмитаж, Санкт-Петербург), терракотовый горельеф «Крылатые кони» (Археологический музей, Тарквинии) и другие произведения отличает высокий уровень художественного мастерства. Рисунки бронзовых цист из Пренесте и многочисленных зеркал, фрески из гробниц «Триклиния», «Леопардов», «Катафалка» и «Чудовища» в Тарквиниях демонстрируют высокую степень освоения рисунка, интерес к изображению окружающей среды и пространства. Период эллинизма (3–1 вв. до н. э.) – время последнего расцвета искусства этрусков, передающего своё наследие быстроразвивающейся древнеримской культуре; среди достижений скульптурного портрета – бронзовые голова мальчика, статуя Авла Метелла (оба – в Археологическом музее, Флоренция), бюст т. н. Брута (Капитолийские музеи, Рим).
Художественная культура этрусков, наряду с древнегреческой, послужила основой для италийских архитектуры и изобразительного искусства: так, дворцы-регии, храмы и святилища, атриумные дома и купольные гробницы, наряду с инженерными сооружениями и принципами городской планировки этрусков, перешли в архитектуру, а скульптурный портрет – в изобразительное искусство Древнего Рима.