Тег

Маньеризм в Италии

Маньеризм в Италии
Найденo 12 статей
Архитекторы, градостроители
Джакомо да Виньола
Джа́комо да Виньо́ла (1507–1573), итальянский архитектор и теоретик архитектуры, живописец, график Позднего Возрождения. Работал под покровительством семейства Фарнезе, пап Римских Павла III, Юлия III, Пия IV. Ввёл в архитектурную практику тип центрической церкви с овальным планом (Сант-Андреа-ин-Виа-Фламиниа, около 1551 – 1553 или 1554). В его работах, существенно повлиявших на римское строительство 2-й половины 16 в., отразились принципы маньеризма (Вилла Капрарола, с 1559) и эстетика Контрреформации (церковь Иль-Джезу в Риме, 1568–1584, завершена архитектором Дж. делла Порта).
Джакомо да Виньола. Церковь Сант-Андреа-ин-Виа-Фламиниа, Рим. Ок. 1551 – 1553 или 1554
Страны мира. Искусство и архитектура
Италия. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура. С древнейших времён до 18 в.
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Ита́лии с древне́йших времён до 18 в. Первобытное искусство на территории Италии представлено памятниками палеолита, мезолита и неолита (наскальные росписи в Апулии, «Венеры палеолита» из Лигурии и Эмилии-Романьи и др.). Уникальные памятники 2-й половины 2-го тыс. до н. э. – нураги Сардинии. Крупные культурные центры 1-го тыс. до н. э. – древнегреческие колонии в Южной Италии и Сицилии, поселения культуры Вилланова и этрусков. В 5 в. до н. э. – 5 в. н. э. под их влиянием формировалось искусство Древнего Рима. На заре 1-го тыс. Италия стала одним из главных центров христианского искусства, а сеть древнеримских поселений послужила основой для развитой городской культуры в Средние века. Античное прошлое Италии определило облик архитектуры и изобразительного искусства романского стиля и Проторенессанса, подготовившего расцвет итальянской культуры в эпоху Возрождения (15–16 вв.). Интенсивное развитие самостоятельных художественных центров (Рим, Флоренция, Венеция, Милан, Болонья, Генуя, Неаполь и др.) обусловило многообразие искусства Италии. Под сильным влиянием итальянских открытий в области живописи, скульптуры, ордерной архитектуры сформировалось европейское искусство Ренессанса, барокко и классицизма 16–18 вв.
Микеланджело. Пьета. 1497–1499. Собор Святого Петра, Ватикан
Графики
Вилламена Франческо
Вилламе́на Франче́ско (Francesco Villamena) (1564–1624), итальянский гравёр, рисовальщик, коллекционер. С 1590 г. работал в Риме. Известен как мастер резцовой гравюры. Исполнил в этой технике как авторские портретные (кардинал Д. Тоски, 1604) и религиозные (серия «Жизнь святого Франциска», 1594) композиции, так и копии с произведений Рафаэля, Ф. Бароччи, Дж. Романо и других художников. Жанровые сюжеты, сценки из жизни простолюдинов и бродяг в его гравюрах, в которых реалистичность и детализация соседствовали с гротеском, оказали влияние на искусство Ж. Калло. Для творческого метода Вилламены характерны тщательная прорисовка контуров и выделение резкой светотенью объёмов персонажей первого плана; играя на контрасте с решённым в едином тоне задним планом, художник добивался динамичности в восприятии своих произведений.
Вилламена Франческо. Джаминьано Кальдоростаро, продавец жареных каштанов, плачет, держа в руке бочонок. 1597–1601
Живописцы
Бронзино Аньоло
Бронзи́но А́ньоло (1503–1572), итальянский живописец и поэт. Главный придворный художник флорентийского герцога Козимо I Медичи, один из крупнейших представителей живописи зрелого маньеризма. Ученик Я. Понтормо. Наиболее ярко проявил себя как портретист, повлияв на развитие флорентийского придворного портрета 16 в. (портрет Уголино Мартелли, около 1536–1538, Государственные музеи, Берлин; портрет Козимо I в доспехах, 1540-е гг., Уффици, Флоренция). Изящество, изысканная холодность работ Бронзино, использование языка аллегорий отражают эстетические предпочтения замкнутой и иерархичной придворной культуры Флоренции 16 в.
Аньоло Бронзино. Портрет Элеоноры Толедской с сыном. Ок. 1545
Живописцы
Рафаэль
Рафаэ́ль (1483–1520), итальянский живописец, рисовальщик и архитектор, один из крупнейших мастеров Высокого Возрождения, наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Работал в Перудже в мастерской Перуджино (с 1500), Флоренции (1504–1508), Риме (1508–1520). Творчество Рафаэля прошло путь от лирических образов умбрийской школы к монументальному гармоничному стилю Высокого Возрождения и экспрессивности образов, предвосхитившей маньеризм. Один из самых влиятельных художников в истории искусства.
Рафаэль. Автопортрет. 1506
Термины
Figura serpentinata
Figura serpentinata (итал. змеевидная фигура), концепция S-образной фигуры в художественной теории Позднего Возрождения. Разработана Дж. П. Ломаццо в «Трактате о живописи», который приписал Микеланджело слова «…всегда необходимо делать фигуру пирамидальной, змеевидно изогнутой…» и далее самостоятельно развил эту идею: объяснил её преимущества («величайшая грация и лёгкость… заключается в том, что она кажется движущейся, – то, что художники называют неистовством [furia] фигуры»), уподобил её языку пламени («И для передачи этого движения нет более подходящей формы, как форма пламени огня…») и описал композиционные приёмы её создания ( «…фигура должна передавать форму буквы S в прямом или опрокинутом… виде») (Ломаццо Д. П. Трактат о живописи. Книга 1. Глава 1 // Мастера искусства об искусстве. Москва, 1937. Т. 1. С. 291–292). Концепция figura serpentinata сложилась под влиянием эллинистической пластики, в первую очередь скульптурной группы «Гибель Лаокоона и его сыновей», отразив приёмы, использовавшиеся в итальянской скульптуре Позднего Возрождения («Победа» Микеланджело, около 1532–1534, Палаццо Веккьо; «Похищение сабинянок» Джамболоньи, 1582, Лоджия деи-Ланци; оба произведения – во Флоренции). Такой тип фигур встречался и в других видах изобразительного искусства того периода. Содержание термина было расширено и концептуально осмыслено в искусствознании 20 в., что сыграло важную роль в разработке различных концепций маньеризма. Иногда понятие «figura serpentinata» применяется для описания скульптурных произведений других эпох.
Микеланджело. Победа. Ок. 1532–1534
Термины
Брешианская школа живописи
Брешиа́нская шко́ла жи́вописи, одна из художественных школ Северной Италии. Выделилась в середине 16 в. из ломбардской школы, синтезировав характерный для неё интерес к натурализму с колористическим богатством венецианской школы. В итальянской историографии часто объединяется со школой Бергамо. У истоков брешианской школы лежит творчество В. Фоппы, работавшего помимо Брешии в Милане, Ферраре и других художественных центрах на рубеже 15–16 вв. К «промежуточному поколению», связывающему Фоппу с представителями школы середины 16 в., относятся Ф. Феррамола, В. Чиверкьо и Паоло да Кайлина Младший (Иль Джоване). На искусство Высокого Возрождения в Брешии (творчество Дж. Дж. Савольдо, Дж. Романино и Моретто) повлияло творчество Тициана, Л. Лотто, римских и заальпийских художников. Новый пик в развитии школы пришёлся на конец 17 – начало 18 вв. благодаря «живописцам реальности» А. Чифронди и Дж. Черути.
Моретто. Святая Иустина Падуанская с донатором. Ок. 1530–1534
Направления, стили, жанры в литературе
Петраркизм
Петрарки́зм, традиция усвоения лирического языка и стиля Ф. Петрарки в европейской поэзии 15–16 вв. Для стиля петраркистов характерны поиски визуального образа красоты в литературе, попытки соединить поэзию и живопись, акцент на декоративности, черты маньеризма; предпочтение отдаётся книге стихов. Из Италии распространился во Францию (К. Маро, М. Сев, Ж. дю Белле, П. де Ронсар), Англию (Ф. Сидни, Э. Спенсер, У. Шекспир), Испанию (Х. Боскан Альмогавер, Г. де ла Вега), Португалию (Ф. ди Са ди Миранда, Л. ди Камоэнс).
Литература
1
2