Пасхалий I
Пасха́лий I (лат. Paschalis I) (ум. 11.02.824, Рим), папа Римский (с 24 января 817), святой Римско-католической церкви.
Происходил из семьи римлян неясного социального статуса, отца звали Боноз, мать –Теодора. В римской церкви Санта-Прасседе сохранились 2 надписи, в которых мать Пасхалия I упоминается с титулом «episcopa» (епископесса). Поскольку нет сведений, что Боноз был епископом, исследователи предполагают, что появление у Теодоры такого титула связано с избранием её сына папой Римским (возможно, она была одной из благотворительниц церкви Санта-Прасседе или возглавляла группу живших при храме благочестивых дев и вдов).
Пасхалий получил образование в школе при Латеранском дворце. Вероятно, при папе Римском Льве III (понтификат 795–816) был рукоположен сначала в субдиакона, затем во пресвитера, а позже поставлен аббатом монастыря Cвятого Стефана (Санто-Стефано-Маджоре, ныне церковь Санто-Стефано-дельи-Абиссини) при Ватиканской базилике. Пасхалий не только организовал там монашескую жизнь, но и активно участвовал в приёме паломников, заботился о больных и тайно раздавал милостыню бедным, что сделало его известным в Риме.
После кончины папы Стефана IV (V) (понтификат 816–817) Пасхалий I был единодушно избран папой Римским (24 января 817) и на следующий день получил епископское посвящение. Заняв Римскую кафедру, он добился от франкского императора Людовика Благочестивого привилегии (т. н. Pactum Hludovicianum, 817), в которой император подтверждал претензии папы на значительную часть территории Италии (включая острова и территории, ранее находившиеся под властью Византийской империи и лангобардов); папе гарантировалась полнота административной и судебной власти, за исключением тех случаев, когда он сам обращался за помощью к императору или когда жители Папской области жаловались императору и искали у него защиту; после кончины папы гражданам Рима гарантировалась свобода выборов нового понтифика.
Пасхалий I повысил выплаты священникам, много жертвовал беднякам, выкупал пленных христиан у арабов. Когда в 817 или 818 г. начался пожар в римском квартале Борго, где располагались дома для приёма паломников из Англии (schola Saxonum), Пасхалий I босой прискакал верхом на лошади среди ночи и до утра молился о прекращении огня. Поскольку в результате пожара были полностью уничтожены дома для паломников и повреждён портик Ватиканской базилики (дальше огонь не распространился), он взял на себя расходы по восстановлению зданий и по организации питания паломников.
Больше всего Пасхалий I известен своими масштабными работами по строительству церквей и их украшению мозаиками (значительная часть сохранилась до настоящего времени). В частности, в Ватиканской базилике (возле амвона, напротив входа в confessio апостола Петра) был устроен алтарь во имя епископов Римских (пап) Сикста II (понтификат 257–258) и Фабиана (понтификат 236–250; их мощи были перенесены Пасхалием I из римских катакомб Каллиста). В юго-восточном углу трансепта той же базилики, возле входа в капеллу Святой Петрониллы, был построен ораторий во имя мучеников Прокесса и Мартиниана, стражников Мамертинской тюрьмы, согласно церковному преданию – обращённых в христианство апостолом Петром. Этот роскошно украшенный ораторий задумывался Пасхалием I как собственный мавзолей (памятник, получивший позднее название «капелла под органом», был уничтожен при папе Римском Юлии II); сохранилась только порфировая урна в северном трансепте нового собора Святого Петра, где ныне находится алтарь во имя мучеников Прокесса и Мартиниана).
Полностью была перестроена древняя титульная церковь Санта-Прасседе, с изменением её местоположения (прежнее строение, пришедшее в упадок, подвергалось реконструкции ещё при папе Римском Адриане I в 783–784). Роскошные мозаики, выполненные по образцу мозаик церкви Cвятых Космы и Дамиана на Форуме, украсили апсиду, её арку и триумфальную арку. Технические и композиционные особенности церковного здания и мозаик указывают на то, что по заказу Пасхалия работали те же артели, что и для папы Льва III. При церкви был основан греческий монастырь, а внутри базилики построена капелла во имя римского мученика пресвитера Зинона (капелла Сан-Дзено) с усыпальницей Теодоры, матери Пасхалия I (вероятно, по модели древнеримских языческих и раннехристианских мавзолеев). Столь же богато была украшена построенная Пасхалием I на месте древней диаконии базилика Санта-Мария-ин-Домника (к 21 в. сохранилась только мозаика апсиды, остальные элементы возведённого при Пасхалии I здания скрыты за позднейшими перестройками).
По повелению Пасхалия I был перестроен в базилику раннехристианский комплекс Санта-Чечилия-ин-Трастевере. Также был реорганизован монастырь Cвятых Сергия и Вакха рядом с Латеранским дворцом, возле акведука Клавдия, и перестроена алтарная часть церкви Санта-Мария-Маджоре (был приподнят уровень пола пресвитерия, сделаны новые ступени, епископская кафедра передвинута вглубь апсиды, установлена алтарная преграда).
С деятельностью Пасхалия I связан новый этап в развитии почитания римских мучеников. По папскому приказу мощи многих святых были перенесены с пригородных кладбищ в храмы внутри городских стен. Так, согласно посвятительной надписи в базилике Санта-Прасседе, в 817 г. в церковь перенесли мощи 2300 мучеников. Важным для самого Пасхалия I и последующей традиции стало обретение в 821 или 822 г. мощей мученицы Цецилии, особо почитавшейся в Риме. Согласно Liber Pontificalis, Пасхалий I обрёл (эксгумировал) её мощи и поместил их в новопостроенной базилике (ныне церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере) вместе с мощами её мужа, мученика Валериана, его брата, Тибуртия, и обращённого ими стражника тюрьмы, Максима, а также с мощами епископа Римского (папы) Урбана I (понтификат 222–230) и епископа Римского (папы) Луция I (понтификат 253–254); при этом голова Цецилии была отделена от тела и хранилась отдельно, в специально построенной капелле. Однако многие детали этой истории, прежде всего местонахождение мощей, противоречат «Мученичеству святой Цецилии», а указание на разделение мощей Цецилии вступает в противоречие со свидетельством 16 в. о том, что под алтарём церкви находилось её нетленное тела в целости (это запечатлено в мраморной скульптуре С. Мадерно в алтарной части церкви Санта-Чечилия).
Сохранились созданные по повелению Пасхалия I три богато украшенных реликвария с посвятительными надписями (обнаружены в начале 20 в. в римской церкви Санкта-Санкторум, ныне хранятся в музеях Ватикана, где выставлены в капелле Мученика Петра). Поскольку в надписях говорится о приношении этих даров Деве Марии, возможно, они были изготовлены для базилик Санта-Мария-ин-Домника или Санта-Мария-Маджоре.
Деятельность Пасхалия I по украшению церквей и распространению почитания мощей была тесно связана с его борьбой против иконоборчества. В 817–818 гг. к папе за поддержкой обращался византийский церковный деятель Феодор Студит. Папа осудил действия византийского императора-иконоборца Льва V Армянина (правил в 813–820) и направил ему послание, которое император проигнорировал. В 821 г. папа направил ещё одно послание («догматический томос») новому императору – Михаилу II Травлу (правил в 820–829). Возможно, оно побудило Михаила II начать переговоры с франкским императором Людовиком Благочестивым о возможности иконопочитания. Пасхалий также осудил деятельность сторонника иконоборчества в Северной Италии епископа Клавдия Туринского.
В 822 г. по просьбе императора Людовика Благочестивого Пасхалий I наделил Эббона, архиепископа Реймсского, полномочиями папского легата для организации христианской миссии в Дании. На Пасху 823 г. в Ватиканской базилике состоялась императорская коронация сына Людовика, Лотаря I, который затем выступил арбитром в земельном споре папы с аббатством Фарфа. Пасхалий I проиграл спор и был вынужден признать привилегии аббатства.
Вероятно, за время понтификата у Пасхалия I появились противники среди влиятельных римских аристократов, чьи интересы были ущемлены в процессе активного расширения папских владений. Когда Лотарь I после императорской коронации уехал в Павию, знатные сторонники профранкской партии в Риме были ослеплены и казнены. Пасхалий I отрицал свою причастность к казням и попытался добиться отмены императорского расследования. Когда же представители императора прибыли в Рим, Пасхалий I очистил себя от обвинений клятвой, что сделало дальнейшее расследование невозможным, хотя убийцы из числа папских слуг (т. н. familia Sancti Petri) были схвачены. В итоге император Людовик Благочестивый счёл, что дело улажено, тем более что папа тяжело заболел и вскоре скончался. Согласно Liber pontificalis, Пасхалий I был погребён в Ватиканской базилике. Франкские источники сообщают, что римляне противились погребению, которое состоялось только благодаря вмешательству нового папы – Евгения II.
Память Пасхалия I как святого отмечалась с 16 в. в Ватиканской базилике и в базилике Санта-Чечилия-ин-Трастевере 14 мая (основания для этого неизвестны). Под этой же датой кардинал Цезарь Бароний внёс его имя в Римский Мартиролог. В 1963 г. день памяти перенесли на 11 февраля (дату кончины).