Джакомо да Виньола
Джа́комо да Виньо́ла, Виньола [Giacomo da Vignola; Vignola; настоящие имя и фамилия Якопо (Джакомо) Бароцци, Iacopo (Giacomo) Barozzi] (1.10.1507, Виньола, Эмилия-Романья – 7.7.1573, Рим; похоронен в Пантеоне), итальянский архитектор и теоретик архитектуры, живописец, график Позднего Возрождения.
Согласно первым биографам Виньолы Дж. Вазари и И. Данти, в юности он учился живописи в Болонье, но, не преуспев, обратился к изучению архитектуры и перспективы (Vasari. 1856. P. 131; Danti. 1682. P. vii). На смену художественной специализации его могли вдохновить архитекторы Б. Перуцци и С. Серлио, которые в 1520-х гг. находились в Болонье. Вероятно, Виньола работал в мастерской Перуцци: его имя фигурирует в числе ассистентов, указанных на обратной стороне одного из рисунков мастера (MS. A., fol. 104v, Уффици, Флоренция). Возможно, в это время Виньола уже создавал архитектурные проекты: ему приписывается восьмигранная в плане трёхъярусная голубятня (1536) в замке Рокка-Изолани (Минербио близ Болоньи). Единственное раннее произведение Виньолы, которое упоминается в источниках (Vasari. 1856. P. 132), – это эскизы для интарсий (исполнены Фра Дамиано да Бергамо) с перспективными архитектурными видами, созданные по заказу папского наместника в Болонье Франческо Гвиччардини (занимал пост в 1531–1534).
В конце 1530-х гг. Виньола отправился в Рим, где поначалу участвовал в архитектурных проектах как рисовальщик. В 1538 г. задействован в возведении двора Бельведер и в проектировании собора Святого Петра в качестве ассистента Якопо Мелегино – архитектора из Феррары, работавшего, в свою очередь, вместе с А. да Сангалло Младшим (Vasari. 1856. P. 132). В это же время Виньола принят в Витрувианскую академию в Риме – сообщество интеллектуалов, организованное гуманистом Клаудио Толомеи. Члены академии готовили к публикации текст трактата Витрувия, дополненный подробными комментариями и большим количеством иллюстраций. Хотя этот проект не был осуществлён, благодаря ему Виньола занялся проведением тщательных измерений всех античных зданий Рима (Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Москва, 2008. С. 881), систематически исследовал текст Витрувия и познакомился с влиятельными заказчиками – в марте 1541 г. папа Римский Павел III назначил его главным архитектором базилики Сан-Петронио в Болонье.
Перед тем как занять этот пост, Виньола должен был исполнить ранее взятые на себя обязательства, связанные с другим проектом. По предложению Ф. Приматиччо он возглавил работы по созданию бронзовых копий с десяти знаменитых античных скульптур из папской коллекции в Ватикане для украшения замка в Фонтенбло по заказу французского короля Франциска I. С лета 1541 г. до окончания процесса в 1543 г. Виньола находился во Франции, где руководил работами по отливке статуй (из них сохранились только пять – «Аполлон Бельведерский», «Спящая Ариадна», «Афродита Книдская», бюст императора Коммода в образе Геркулеса и «Лаокоон»). В королевской учётной книге Виньола был записан живописцем. По сообщению Данти, Виньола создавал для Приматиччо перспективные рисунки, которые тот использовал в процессе создания живописной декорации дворца Фонтенбло (Danti. 1682. P. viii). Согласно Вазари, во Франции Виньола занимался также архитектурными проектами (Vasari. 1856. P. 132), однако какими именно, неизвестно.
1540-е гг. Первые большие проекты
С сентября 1543 г. Виньола находился в Болонье как главный архитектор базилики Сан-Петронио (наравне с местным мастером Я. Рануцци). Его основная задача состояла в создании нового фасада для этой готической церкви. Виньола раскритиковал проекты других мастеров, в том числе Рануцци, и через некоторое время представил свои варианты, из которых два сохранились (Музей базилики Сан-Петронио, Болонья).
В них в качестве основы архитектурной композиции выступает классическая ордерная система. Готические элементы (стрельчатые окна, вимперги с ажурной резьбой и пинакли) подчинены витрувианской логике. В 1545 г. Виньола показывал свои эскизы Павлу III во время поездки в Рим и, согласно Данти, тогда же получил письменную рекомендацию от Джулио Романо (Danti. 1682. P. viii). Однако в том же году совет, заведовавший строительными работами в базилике (итал. fabbrichieri), не одобрил его план, а из-за критики Рануцци в свой адрес Виньола был вынужден защищать свою работу публично. Несмотря на то что в итоге проект фасада Виньолы был отвергнут и остался неосуществлённым, архитектор продолжал руководить строительными работами до июля 1549 г.
В Болонье Виньола также занимался проектами частных и общественных сооружений: Палаццо Бокки (начат в 1545, не окончен), главный портал Палаццо Комунале (1547) и мост через реку Самоджа на Виа-Эмилия (2-я половина 1540-х гг., не сохранился). В мае 1548 г. подписал контракт на проведение работ по восстановлению Канале-Навиле – части судоходного пути, соединяющего Болонью с рекой По (проект разрабатывался, предположительно, с середины 1540-х гг.; работы, вероятно, продолжались по чертежам Виньолы после 1549/1550). Этот успешно осуществлённый замысел в области гражданской инженерии предполагал создание канала (6 км) от Кьюза-ди-Казалеккьо до Кортичеллы через Болонью. Виньоле принадлежат также проекты трёх шлюзов и городского порта на этом пути.
1 февраля 1549 г. Виньола был удостоен болонского гражданства, однако у него уже не было причин оставаться в городе. Ещё в ноябре того же года со смертью Павла III архитектор лишился папской поддержки на строительной площадке Сан-Петронио. Кроме того, по утверждению Вазари, Виньола получил слишком скромную награду за свою работу над Канале-Навиле (Vasari. 1856. P. 133). В конце 1549 г. или в начале 1550 г. он покинул Болонью и отправился в Рим.
1550-е гг.
Обосновавшись в Риме, около 1550/1551 г. Виньола получил должность папского архитектора при дворе Юлия III (Vasari. 1856. P. 133) и по рекомендации Алессандро Манцуоли, единомышленника членов распавшейся к тому моменту Витрувианской академии, стал главным архитектором кардиналов Рануччо и Алессандро Фарнезе – внуков Павла III, детей его внебрачного сына, первого герцога Пармы и Пьяченцы Пьера Луиджи Фарнезе. В 1550–1552 гг. Виньола руководил работами по возведению монументальной гробницы Павла III, спроектированной архитектором и скульптором Гульельмо делла Порта. В начале 1550-х гг. кардинал Рануччо как главный владелец незавершённого Палаццо Фарнезе нанял Виньолу для завершения строительства. В течение двух десятилетий Виньола проделал большую работу по оформлению интерьеров дворца. Ему принадлежат проекты порталов, каминов, деревянных потолков и мебели, включая т. н. стол Фарнезе (около 1565–1573, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
В феврале 1551 г. Виньола впервые упомянут как архитектор Виллы Джулия, возводившейся в 1551–1555 гг. по заказу папы Юлия III. Отданный под строительство резиденции участок был частью обширных владений Юлия III (итал. Vigna Giulia), расположенных за пределами городских стен Рима. По всей видимости, первоначальная идея этого значимого ансамбля принадлежала Дж. Вазари (проект создан при участии Микеланджело в 1550). Главные элементы архитектурного комплекса виллы нанизаны на центральную ось: небольшое жилое здание (казино) с монументальной экседрой на заднем фасаде, два следующих друг за другом двора, соединённых лоджией, и сад. Один из первых проектов виллы принадлежал Виньоле, однако разработанный им план ансамбля ныне утрачен. В 1552 г. Б. Амманати получил заказ на создание новых чертежей для обоих дворов (получили в итоге прямоугольную и полукруглую форму соответственно).
Виньола руководил строительством казино Виллы Джулия и его декоративным оформлением, а также принимал участие в работе над гидравлическими системами для фонтанов. Для центральной части главного фасада казино Виньола использовал мотив триумфальной арки (повторён на каждом из двух этажей и продолжен на дворовом фасаде); балкон второго этажа, обрамлённый окнами в нишах (характерный для архитектуры Виньолы элемент), предназначен для появления папы Римского перед верующими. Так в оформлении балкона древнеримская триумфальная тема объединена с обрядом папского благословения. Архитектурное решение вогнутого дворового фасада основано на сочетании общей плоскостной трактовки и ритмического рисунка проёмов, участков стены и ионических колонн, скрывающих перекрытую полуциркульным сводом галерею нижнего яруса.
Заказчиком церкви Сант-Андреа-ин-Виа-Фламиниа (около 1551 – 1553 или 1554) также выступил папа Юлий III. План этого скромного по размерам храма – прямоугольник с выступающей за пределы основного объёма апсидой. В интерьере стены ритмически организованы коринфскими пилястрами, на которые визуально опираются арки и паруса, несущие овальные в плане карниз и купол. Объединив вытянутое пространство, сфокусированное на алтаре, с куполом, Виньола смог создать здание, отвечающее одновременно традиционным литургическим требованиям и гуманистическому идеалу центрического сооружения.
Схожий приём Виньола использовал в проекте для церкви Сан-Джованни-деи-Фьорентини в Риме (около 1550; предположительно, по заказу Юлия III), известном по копиям. Овальный в плане основной объём церкви окружают небольшие капеллы. Главный фасад оформлен портиком, а боковые украшены дорическими полуколоннами; на аттике должны были разместиться 12 обелисков. Контрфорсы окружают барабан, на котором стоит овальный купол, увенчанный фонарём без окон. Проект Виньолы, в котором предложено совмещение базиликального и центрического планов, выделяется на фоне проектов других мастеров (Я. Сансовино, А. да Сангалло Младший, Б. Перуцци и Микеланджело), где в основе плана лежит круг.
В должности папского архитектора Виньола также руководил строительными работами в Ватиканском дворце (1552), создавал проект для Кастеллины в Норче (1554–1564) – небольшой крепости с квадратным планом, выступающими угловыми башнями и двухъярусным внутренним двором с галереями.
После смерти Юлия III в 1555 г. Виньола уехал в Перуджу, где консультировал В. Данти, работавшего над статуей покойного папы (1555). Возможно, Виньола – один из архитекторов дворцов герцога Асканио делла Корнья в умбрийских городах Кастильоне-дель-Лаго (около 1563) и Читта-делла-Пьеве (2-я половина 1550-х гг.).
1560-е – 1570-е гг.
В конце 1550-х – 1-й половине 1560-х гг. (понтификат Пия IV) по проектам Виньолы построены церковь Санта-Мария-дель-Пьяно в Капранике (1559–1565, перестроена после обрушения в 17 в.), приходские церкви в городах Маццано-Романо, Сан-Лоренцо и Сант-Оресте, муниципальные дворцы в Риети, Читтадукале, Веллетри (все – Лацио) и Камерино (Марке). В коммуне Фара-ин-Сабина (Лацио) ему приписывается модель табернакля в форме центрического купольного храма (1563–1565) для церкви Сант-Антонио. Виньола также создал модель фонтана для одной из площадей в Витербо (1566; возможно, фонтан на Пьяцца делла-Рокка).
Кардинал Алессандро Фарнезе обеспечил Виньолу самыми крупными заказами в его творческой карьере, одним из которых стала Вилла Капрарола (Вилла Фарнезе в Капрароле) во владениях семьи Фарнезе. Перед архитектором стояла задача превратить недостроенную пятиугольную в плане крепость с бастионами (начало 1520-х гг., проект А. да Сангалло Младшего и Б. Перуцци) в большую виллу. Подготовка к строительству шла с мая 1557 г., Виньола в течение года разработал проект резиденции. Работы начались в апреле 1559 г.
Вилла Фарнезе в Капрароле в полной мере продемонстрировала дарование Виньолы в разных сферах: градостроительстве, инженерии, архитектуре и живописи. Сквозь средневековую застройку города соответственно центральной оси виллы была проложена улица, обеспечившая живописный вид на это сооружение и прямой проезд к нему. Путь продолжался по полукруглым пандусам к трапециевидной площади, затем – по лестницам и разводному мосту, ведущему к главному входу виллы. Для прибывающих на карете или верхом в крепостной стене был пробит тоннель, сквозь который с площади гости попадали в специальное помещение, расположенное под центральным внутренним двором. Подъём оттуда на верхние этажи совершался по спиралевидным лестницам, архитектурное решение которых было вдохновлено лестницей двора Бельведер в Ватикане (начат в 1505, архитектор Д. Браманте). Фасады здания оформлены ионическими и коринфскими пилястрами. Фортификационные элементы во внешнем облике крепости были сохранены и обрели символическое значение, подчеркнув образ феодальной власти: бастионы превратились в террасы на уровне парадного этажа (итал. piano nobile), который образует анфилада из 11 просторных прямоугольных залов и капеллы с центрическим планом (большинство декорировано фресками Я. Бертойи, Т. Цуккари, Ф. Цуккари и др.; в «Зале Юпитера» на цокольном этаже – живописный декор с архитектурными перспективными видами, разработанными Виньолой). Весьма необычный элемент виллы – круглый внутренний двор, задуманный ещё А. да Сангалло Младшим.
Одновременно с работой над виллой в Капрароле Виньола принимал участие в строительстве Палаццо Фарнезе в Пьяченце (строительство начато в 1558 или 1559 архитектором Ф. Пачотто) по заказу Оттавио Фарнезе, 2-го герцога Пармы и Пьяченцы, и его супруги Маргариты Пармской. Виньола сменил Пачотто и в 1561 г. представил свой проект. Согласно сохранившимся рисункам, Виньола видел это сооружение как крепость, городской дворец и загородную виллу одновременно. Для внутреннего двора палаццо Виньола спроектировал открытый театр с полуовальными ступенчатыми зрительскими рядами в северной части. Этот театр, который планировалось возвести из кирпича и бетона в духе античных построек Рима с опорой на трактат Витрувия, представляет важный этап в истории европейской театральной архитектуры. Строительство было приостановлено в 1568 г. из-за недостатка средств, и хотя попытки достроить дворец предпринимались в 1580-х гг., было исполнено лишь около трети от задуманного Виньолой.
В середине 1560-х гг. Виньола также работал над фасадом Палаццо деи-Банки в Болонье. Благодаря точному подбору пропорциональных соотношений Виньоле удалось органично включить протянувшийся на 96 м фасад дворца в ансамбль площади Пьяцца Маджоре, уравновесив внушительные размеры церкви Сан-Петронио.
После смерти Микеланджело в 1564 г. Виньола назначен главным архитектором ватиканского собора Святого Петра (в 1564–1567 наравне с П. Лигорио; главным образом следовал проекту Микеланджело), параллельно работал над другими заказами в Риме. Его церковь Сант-Анна-деи-Палафреньери (1565–1583; после смерти Виньолы достраивалась его сыном Джачинто) – один из самых влиятельных памятников итальянской архитектуры 16 в., определивший дальнейшее развитие типа купольных церквей с овальным планом. Совершенствуя композиционные идеи, предложенные им в церквях Сант-Андреа-ин-Виа-Фламиниа и Сан-Джованни-деи-Фьорентини, Виньола вписал в прямоугольник, ограниченный внешними стенами церкви, овальный в плане и перекрытый куполом основной объём. Главный акцент сделан на центрической конфигурации внутреннего пространства и его целостности, усиленной непрерывным по всему периметру церкви антаблементом на колоннах колоссального ордера. Мерный и спокойный ритм, созданный чередующимися арками и колоннами, смягчает преобладание продольной оси.
Главный после Виллы Капрарола заказ кардинала Алессандро Фарнезе – церковь Иль-Джезу в Риме (1568–1584; при Виньоле возведена до уровня антаблемента, свод и купол построены после 1573 по проекту Дж. делла Порта), которая стала главной церковью ордена иезуитов. Её планиметрическая структура повлияла на римскую строительную практику следующих десятилетий. Отказ от боковых нефов позволил превратить единственный неф в пространственную доминанту, собирающую вокруг себя остальные объёмы. Стены нефа, декорированные сдвоенными пилястрами композитного ордера, поверху объединены непрерывной линией антаблемента, что также способствует общему впечатлению единства интерьера. Шесть затенённых боковых капелл менее заметны за счёт пониженных арок, отделяющих их от нефа. Легко читающийся в интерьере церкви купол превратился в кульминационный элемент композиции: по замыслу Виньолы, окна в барабане и окулус должны были стать основным источником света для алтарной части и укороченных нефа и трансепта.
Первый проект Виньолы для фасада Иль-Джезу (1568) напоминал по своей композиции фасад римской церкви Санта-Мария-дель-Орто (1564–1567, приписывается Виньоле). Этот вариант был отвергнут кардиналом Алессандро Фарнезе, как и второй (1570). В 1571 г. кардинал передал задачу разработки фасада другому мастеру – молодому Дж. делла Порта.
Тем не менее кардинал Фарнезе продолжал снабжать Виньолу заказами в Капрароле, в том числе на проектирование городских дорог (1571), жилых домов (1571) и больницы (1572). Кроме того, по заказам семьи Фарнезе Виньола создал проект Палаццо Комунале в Гротте-ди-Кастро (1568) и разработал планы крепостей в Изола-Фарнезе близ Рима (1567 и 1569) и Монтальто-ди-Кастро на севере Лацио (1570).
Дворцы, виллы и церкви Виньолы представляют собой примеры усложнённой, но при этом строгой и пуристской, нередко холодной архитектуры, что позволяет причислить Виньолу к ведущим мастерам маньеризма. В период, когда многие мастера были склонны экспериментировать с планиметрией зданий, их структурой и декором, Виньола ввёл в архитектурную практику тип центрической церкви с овальным планом и переосмыслил традиционную форму христианской базилики в соответствии с обновлением религиозной жизни в эпоху Контрреформации.
Виньола не оставил мастерской, и после его смерти многие постройки были завершены другими архитекторами (бо́льшая часть – Дж. делла Порта). Его сыновья: Бартоломео, Луиджи и Джачинто Бароцци (между 1535 и 1540 – около 1584; архитектор и теоретик архитектуры).
Теоретическое наследие
Виньоле принадлежат две теоретические работы. Точная дата создания «Правил пяти ордеров архитектуры» (итал. «Regola delli cinque ordini d’architettura») неизвестна. Судя по письму сына Виньолы Джачинто к Оттавио Фарнезе от 12 июня 1562 г., в котором адресату предлагается экземпляр трактата, последний был опубликован в том же году. Это издание, состоящее из нескольких десятков иллюстраций в сопровождении кратких комментариев, – первая книга, в которой представлен универсальный метод работы с пропорциями пяти архитектурных ордеров. Соотношение между высотой пьедестала, колонны и антаблемента для каждого ордера в разработанной Виньолой структуре было одинаковым (4:12:3) и основывалось на радиусе колонны, что облегчало работу с ордером в любом сооружении. Эта книга имела большой успех благодаря ясности и точности самой системы, детально проработанным иллюстрациям и компактному формату издания, которое можно было брать с собой.
Вторая книга Виньолы – «Два правила практической перспективы» («Le due regole della prospettiva pratica», Рим, 1583) – издана после его смерти И. Данти, который написал к ней введение с биографией архитектора. Её текст состоит из ряда ёмких утверждений, объясняющих два основных принципа ренессансной перспективы: искусственную перспективу Л. Б. Альберти (итал. costruzione legittima) и метод выстраивания глубины по точкам (итал. il metodo del punto di distanza). К моменту своего выхода эта книга не содержала принципиально новых идей, однако в ней были окончательно утверждены основы ренессансной перспективы.