Хонтхорст Геррит ван
Хо́нтхорст Ге́ррит ван (нидерл. Gerrit van Honthorst; Герард ван Гонтгорст, нидерл. Gerard van Honthorst; псевдонимы Герардо Ночной, итал. Gherardo delle Notti; Герардо Фламандец, итал. Gherardo Fiammingo) (4.11.1590, Утрехт – 27.4.1656, там же), голландский живописец и график.
Учился в Утрехте у А. Блумарта (1600-е гг.). Жил в Италии с 1610 или 1615 по 1620 гг. В Риме испытал влияние Караваджо и римского караваджизма, пользовался покровительством В. Джустиниани (жил в его дворце; в его коллекции видел произведения Караваджо, Б. Манфреди, Аннибале Карраччи) и Ш. Боргезе, во Флоренции – Козимо II Медичи.
С весны 1620 г. работал в Утрехте (член гильдии Святого Луки с 1622, декан гильдии – 1525–1626, 1628–1629), в Лондоне, где выполнял заказы Карла I и давал уроки живописи его дочерям (1628), и в Гааге для дома принцев Оранских (1637–1652). Наряду с Х. Тербрюггеном и Д. ван Бабюреном был главным представителем утрехтского караваджизма. Автор портретов («Принц Фридрих Генрих Оранский и Амалия ван Сольмс», 1637–1638, Маурицхёйс, Гаага); религиозных («Христос перед первосвященником», около 1617, Национальная галерея, Лондон), мифологических и жанровых («Концерт», 1623, Эрмитаж, Санкт-Петербург) картин, построенных на эффектах искусственного освещения (свечи, лампы) и отличающихся мягкостью светотеневых контрастов; картин-панно для украшения дворцовых интерьеров (живописное убранство Оранского зала дворца Хёйс-тен-Бос в Гааге, 1649); многочисленных рисунков («Обнажённый», 1-я половина 17 в., Гравюрный кабинет, Дрезден).
Оказал влияние на голландскую живопись 17 в., в том числе на Рембрандта. Младший брат Хонтхорста – живописец Виллем ван Хонтхорст (1594–1666).