Архитекторы, градостроители

Перуцци Бальдассаре

Перу́цци Бальдасса́ре, Бальдассаре Томмазо Перуцци (Baldassare Tommaso Peruzzi) (15.1.1481, Анкайано, ныне Совичилле, близ Сиены – 6.1.1536, Рим), итальянский архитектор и живописец.

Учился в Сиене, как архитектор сформировался в русле традиции , от которого воспринял интерес к регулярному плану и античной архитектуре (принадлежавшая семейству Киджи Вилла Ле-Вольте близ Сиены, 1500–1505). Стиль ранней живописи Перуцци отмечен влиянием (в 1504 один из авторов росписей Библиотеки Пикколомини в Сиене и в Сиенском соборе). С 1503 г. работал в Риме при дворе папы , участвовал в росписях сводов Ватиканских в мастерской , в 1504–1506 гг. самостоятельно расписывал апсиду церкви Сант-Онофрио. В Риме становится одним из видных представителей Высокого . В 1506–1517 гг. принимал участие в возведении и декорировании Виллы Киджи (ныне ). Относительная простота её наружного облика (Г-образный план, открытая лоджия, обращённая в сторону реки и сада) контрастирует с великолепием интерьерных росписей, выполненных Рафаэлем и его мастерской. Кисти самого Перуцци принадлежат росписи потолка в зале Галатеи, фриз () в зале дель-Фреджо, а также парадного Салона (т. н. Зал перспективных видов), стены которого «раскрыты» иллюзионистическими Древнего Рима и пейзажами, открывающимися за живописными портиками и лоджиями. Перуцци стремился воссоздать иллюзионизм античной живописи. Его другие живописные работы отмечены влиянием Рафаэля: фреска «Введение Богоматери во храм» и архитектурно-живописный декор капеллы Понцетти (1516–1517, по образцу капеллы Киджи в церкви , созданной Рафаэлем), обе – в церкви Санта-Мария-делла-Паче.

Архитектурные произведения римского периода Перуцци отмечены влиянием : фасад церкви Санта-Мария-ин-Кастелло (1515); собор в Карпи, близ Модены (1515–1522); проект церкви Сан-Никола-ди-Бари в Карпи (1518–1522). После смерти Рафаэля возглавил строительство церкви Сант-Элиджо-дельи-Орефичи, а также занял должность коадьютора (помощника) главного архитектора в Риме, руководил работами, придерживаясь в основном центрического плана Браманте. В 1522–1523 гг. работал в Болонье, где создал проекты фасада готического собора Сан-Петронио (не осуществлён) и декора капеллы Гилизарди в церкви (осуществлён в 1530–1535).

Серьёзно пострадав , Перуцци вернулся в Сиену, где занял должность главного архитектора Сиенской республики, занимаясь преимущественно возведением и реконструкцией городских оборонительных сооружений, а также частных загородных вилл. Завершил свою карьеру в Риме, снова работая на строительстве собора Святого Петра. Его последнее произведение – Палаццо Массимо-алле-Колонне (начало строительства – 1532) – демонстрирует смену стилистической парадигмы и раннеманьеристические черты: изогнутый фасад, повторяющий кривизну улицы, в котором контрастируют друг с другом ордерный портик нижнего яруса и безордерная верхняя часть, продольно-осевой план с наподобие древнеримского, свободное обращение с ордерными элементами и др. Оформляя спектакли и феерии, Перуцци оказал значительное влияние на развитие перспективной декорации; также внёс весомый вклад в развитие архитектурного рисунка: ему принадлежит свыше 500 листов, включая наброски, планы, аксонометрические проекции, геометрические и перспективные штудии, зарисовки и реконструкции произведений античности и другое, которые широко использовал .

Редакция искусства и архитектуры
  • Возрождение в Италии