Орфёнов Анатолий Иванович
Орфёнов Анато́лий Ива́нович [17(30).10.1908, село Сушки Спасского уезда Рязанской губернии, ныне Спасский район, Рязанская область – 6.3.1987, Москва], российский певец (лирический тенор), педагог, заслуженный артист РСФСР (1941), заслуженный работник культуры Словакии (1978).
Отец – Иван Николаевич Орфёнов (1873–1922), священник Сушкинского Никоновского женского монастыря (с 1904) и Казанского женского монастыря в Касимове (с 1911).
А. И. Орфёнов в юные годы пел в хоре Никольской церкви в Касимове (с 1916), позднее (до 1928) был церковным певчим в разных городах и сёлах. «Духовное пение стало для меня моей первой школой пения, а в недалёком будущем и единственным средством существования», – вспоминал артист (Орфёнов. 2004. С. 34). В 1921 г. из-за голода в Поволжье вместе с матерью, сестрой и младшим братом переехал в Вольск Саратовской губернии (ныне Саратовская область), служил псаломщиком в Михаило-Архангельской церкви села Сапожок Сердобского уезда (ныне Ртищевский район) той же губернии. В Вольске солировал в церковном хоре, пел «Верую» А. Т. Гречанинова в присутствии автора. Из Вольска семья переехала в Сердобск Саратовской губернии (ныне Пензенская область), где Орфёнов брал уроки физики и математики, готовясь к поступлению в фармацевтический техникум; выступал в самодеятельности (преимущественно в хоровых концертах, исполнял старинные романсы).
В 1928 г. переехал в Москву, учился на библиотечном отделении Педагогического техникума (1928–1933). В 1928–1934 гг. обучался пению на вечерних Музыкально-вокальных курсах имени И. Ф. Стравинского (позднее Московский музыкальный политехникум, класс А. А. Погорельского). В 1953 г. окончил экстерном Московскую консерваторию.
С 1933 г. артист хора, в 1934–1943 гг. солист Оперного театра имени К. С. Станиславского (в 1941 объединён с Музыкальным театром имени В. И. Немировича-Данченко). Под руководством К. С. Станиславского подготовил и исполнил партии Ленского («Евгений Онегин» П. И. Чайковского, 1935), Юродивого («Борис Годунов» М. П. Мусоргского, 1935), Эрнесто («Дон Паскуале» Г. Доницетти, 1936), Герцога («Риголетто» Дж. Верди, 1939; после смерти Станиславского постановку завершил В. Э. Мейерхольд); среди других партий – Граф Альмавива («Севильский цирюльник» Дж. Россини, 1937), Парис («Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха, 1942). В сезон 1940/1941 выступал в Государственном ансамбле оперы СССР под руководством И. С. Козловского в париях Вертера («Вертер» Ж. Массне), Арлекина («Паяцы» Р. Леонкавалло), Моцарта («Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова).
В 1942–1955 гг. солист, в 1963–1969 и 1981–1984 гг. заведующий оперной труппой московского Большого театра (в 1980 консультант репертуарно-творческого отдела). Среди лучших партий, исполненных на сцене театра: Ленский, Герцог, Граф Альмавива; Альфред («Травиата» Дж. Верди), Синодал («Демон» А. Г. Рубинштейна), Берендей и Индийский гость («Снегурочка» и «Садко» Н. А. Римского-Корсакова), Баян («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Юродивый и Грицко («Борис Годунов» и «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского), Владимир Игоревич («Князь Игорь» А. П. Бородина), Вашек («Проданная невеста» Б. Сметаны; Сталинская премия 2-й степени, вручена в 1949), Дон Оттавио («Дон Жуан» В. А. Моцарта), Фауст (одноимённая опера Ш. Гуно).
С 1934 г. регулярно пел на Всесоюзном радио в операх, опереттах, кантатах, ораториях, исполнял романсы, арии, дуэты, народные и эстрадные песни. Среди партий, исполненных А. И. Орфёновым по радио: Молодой цыган («Алеко» С. В. Рахманинова), Чаплинский («Пан-воевода» Н. А. Римского-Корсакова), Ашик-Кериб («Шах-Сенем» Р. М. Глиэра), Степан Бастрюков («Воевода» П. И. Чайковского), Вагоа («Юдифь» А. Н. Серова), Принц («Русалка» А. Дворжака), Рамиро («Золушка» Россини), Филемон («Филемон и Бавкида» Ш. Гуно), Алёша Попович («Добрыня Никитич» А. Т. Гречанинова), Парис («Прекрасная Елена» Оффенбаха), Пленник («Кавказский пленник» Ц. А. Кюи), Торопка («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), Орфей («Орфей и Эвридика» Й. Гайдна), Оле Нильсен и Эрекле («Оле из Нордланда» и «Измена» М. М. Ипполитова-Иванова), Александр Македонский («Король-пастух» В. А. Моцарта), Эрнесто («Дон Паскуале» Доницетти). Всего Орфёнов исполнил по радио более 40 партий в операх и опереттах (перечень партий см. в книге: Орфёнов. 2004. С. 172–173, 379–382).
Обладал голосом мягкого тембра, выделявшимся ровностью и плавностью звуковедения, виртуозной вокальной техникой, точностью музыкальной фразировки. Исполнение лирических партий отличалось эмоциональной выразительностью. Для интерпретаций камерных сочинений, составлявших значительную часть репертуара А. И. Орфёнова, характерны тонкое чувство стиля, умение передать скрытый драматизм, нередко присутствующий в камерной лирике.
Художественный руководитель вокальной группы Всесоюзного радио (1954–1959). Преподаватель Музыкально-педагогического института имени Гнесиных (1950–1971, с 1958 доцент, в 1963 заведующий кафедрой оперной подготовки), заведующий вокальной кафедрой Каирской консерватории (1971–1973), профессор Высшей школы исполнительских искусств в Братиславе (1974–1980).
Составитель вокальных сборников.
Среди аудиозаписей с участием А. И. Орфёнова: оперы «Эсмеральда» А. С. Даргомыжского (Феб, 1950), «Орфей и Эвридика» Гайдна (1961), «Золушка» Россини (1950), «Дон Паскуале» Доницетти (1950), «Паяцы» Леонкавалло (1955), «Прекрасная Елена» Оффенбаха (1948), «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова (Лыков, 1943), «Сорочинская ярмарка» (1947, фрагменты), «Евгений Онегин» Чайковского (Запевала, 1948), «Заколдованный замок» С. Монюшко (Стефан, 1946), «Проданная невеста» Сметаны (1949), «Пан-воевода» Римского-Корсакова (1951), «Ямщики на подставе» Е. И. Фомина (Тимофей, 1951), «Алеко» Рахманинова (1951), «Шах-Сенем» Глиэра (1952), «Король-пастух» Моцарта (1952), «Воевода» Римского-Корсакова (1952, фрагменты), «Отелло» Верди (Кассио, 1955), оперетта «Синяя борода» Ж. Оффенбаха (заглавная партия, 1950), Первая симфония А. Н. Скрябина (1948), кантата «Аврора» Дж. Россини (1961), арии, дуэты из опер, романсы, песни (многие записи не изданы, хранятся в Гостелерадиофонде).
Снялся в кинофильме «Ты мой восторг, моё мученье» (1983, режиссёр Ю. А. Рогов), в документальном фильме «Мастера русской оперы: М. Д. Михайлов» (1987, режиссёр Г. Д. Бабушкин). Исполнил песню «Далёко-далёко» в кинофильме «Золотой ключик» (1939, режиссёр А. Л. Птушко); озвучил партию Первого гостя в фильме-опере «Каменный гость» (1966, режиссёр В. М. Гориккер; см. в статье об опере «Каменный гость»). Вёл передачи на радио. Фирмой «Мелодия» выпущены сольные грампластинки и CD.
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1951), орденом Братства и Единства (1945, Югославия).
Дочь – Любовь Анатольевна Орфёнова (род. 1944), пианист-концертмейстер, педагог, заслуженная артистка РФ (2001).
Внук – Андрей Дмитриевич Батуркин (род. 1966), оперный певец (баритон), заслуженный артист РФ (2009).