Цесевич Платон Иванович
Цесе́вич Плато́н Ива́нович [25.11(7.12).1879, деревня Негневичи Новогрудского уезда Минской губернии, Российская империя, ныне Новогрудский район, Гродненская область, Белоруссия – 30.11.1958, Москва; похоронен на Новодевичьем кладбище], российский певец (бас), народный артист РСФСР (1947).
Из семьи крестьян. В детстве переехал с родителями в Киев, где по окончании церковно-приходской школы в течение двух лет обучался в духовном училище. С 9 лет пел в церковном хоре киевского Софийского собора (под управлением регента Я. С. Калишевского). В 1895 г. переехал с родителями в Екатеринослав (ныне Днепр), работал литейщиком и токарем на местных заводах, участвовал в любительских концертах и спектаклях, пел в архиерейском хоре. В 1898 г. брал уроки пения у И. А. Левина в Екатеринославе. В 1901–1902 гг. выступал в антрепризах А. А. Болсуновского (Сочи, Армавир и др.), Д. А. Гайдамаки (Новороссийск, Ростов-на-Дону), М. К. Ярошенко (Варшава, исполнил здесь партию Султана в опере «Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовского).
С 1902 г. жил в Санкт-Петербурге, брал уроки пения у Я. М. Любина, выступал в украинской труппе О. З. Суслова. В 1904–1905 гг. пел в Харьковской оперной антрепризе М. М. Валентинова (художественный руководитель и дирижёр Л. П. Штейнберг); среди исполненных партий: Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно), Гремин и Томский («Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского), Гудал («Демон» А. Г. Рубинштейна), Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского), Галицкий («Князь Игорь» А. П. Бородина), Иван Сусанин («Жизнь за царя» М. И. Глинки), Пимен («Борис Годунов» М. П. Мусоргского, в 1905 г. в этой роли впервые выступил на сцене вместе с Ф. И. Шаляпиным). В сезоне 1905/1906 пел на сцене санкт-петербургского Народного дома (исполнил здесь, в частности, партию Салтана в опере «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова; композитор одобрительно отозвался об исполнении). Выступал на сценах Нижнего Новгорода, Казани, Саратова, Баку, Одессы и др.
Наиболее полно дарование Цесевича раскрылось в Киеве, где он пел ведущие партии в Киевском городском театре на протяжении трёх сезонов (1907–1910). Неоднократно выступал на сцене московского Большого театра, исполнял здесь партии Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно, 1907), Вотана («Валькирия» Р. Вагнера, 1913), Ивана Карася («Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовского, 1915), Варяжского гостя («Садко», 1915) и Малюты Скуратова («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, 1916; в партии Марфы – А. В. Нежданова). В 1915–1918 гг. солист Оперы С. И. Зимина. В 1918–1924 гг. гастролировал по городам Украины (в 1924 стал первым исполнителем партии Тараса Бульбы в одноимённой опере Н. В. Лысенко, Харьков). С 1922 г. жил в Москве.
В 1925 г. совершенствовал вокальное мастерство в Милане у В. Ванцо. В 1925–1926 гг. выступал в партии Бориса Годунова (одноимённая опера М. П. Мусоргского) в театрах «Ла Скала», «Сан-Карло», Парижской опере; в партии Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно) – в Городском театре Модены (ныне имени Л. Паваротти). С 1927 г. гастролировал по СССР, в 1930–1933 гг. выступал в Италии, Испании, Румынии, Германии, Франции (в 1932 в парижской «Опера-Комик» пел вместе с Ф. И. Шаляпиным).
Обладал басом-кантанте широкого диапазона. Среди лучших партий Цесевича: Борис Годунов (одноимённая опера М. П. Мусоргского; считался одним из лучших исполнителей этой роли после Ф. И. Шаляпина), Мефистофель («Мефистофель» А. Бойто), Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского), Досифей («Хованщина» М. П. Мусоргского), Кочубей («Мазепа» П. И. Чайковского), Кардинал («Жидовка» Ф. Галеви).
С 1933 г. выступал преимущественно как концертный певец (последнее выступление на оперной сцене состоялось в 1949 в Одессе), солист Гастрольбюро СССР и Всесоюзного государственного концертного объединения (1933–1953), последний концерт состоялся в 1955 г. в Малом зале Московской консерватории. Камерный репертуар Цесевича включал произведения В. А. Моцарта, Дж. Россини, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ж. Массне, Дж. Мейербера, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова, Н. В. Лысенко, украинские и русские народные песни.
Аудиозаписи Цесевича представлены оперными ариями, романсами, народными песнями. Многие из них (в том числе фрагменты сольного концерта в московском Доме учёных, 1948) изданы фирмой «Мелодия» на сольной пластинке «Платон Цесевич, бас: сцены и арии из опер, песни и романсы» (1990). Сохранилась аудиозапись выступления Цесевича на вечере памяти А. Я. Альтшуллера в Центральном доме актёра 6 июня 1951 г. (Памяти певца Александра Яковлевича Альтшуллера // Театрология).
Жена – Елизавета Александровна Кузнецова (1883–1964), певица, педагог.
Сыновья – Владимир Платонович Цесевич; Александр Платонович Цесевич (1918–1990), художник-график.