Кипоренко-Даманский Юрий Степанович
Кипоре́нко-Дама́нский Ю́рий Степа́нович (настоящая фамилия Кипоренко) [12(24).3.1888, Харьков – 6.8.1955, Киев; похоронен на Байковом кладбище], украинский певец (драматический тенор), педагог, народный артист Украинской ССР (1936), заслуженный артист Грузинской ССР (1943).
Сын сапожника, в юности помогал отцу в его ремесле. По окончании церковно-приходской школы обучался в Харьковской музыкальной школе (1905–1906), которую не окончил из-за нехватки средств. В 1906–1912 гг. выступал в малороссийских музыкально-драматических труппах О. З. Суслова, А. Л. Суходольского, А. Ф. Шатковского, П. К. Саксаганского, Д. А. Гайдамаки и др. Исполнял партии Андрея («Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовского), Петра и Левко («Наталка Полтавка» и «Утопленница» Н. В. Лысенко), Грицко («Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского), Андрея («Катерина» Н. Н. Аркаса), Йонтека («Галька» С. Монюшко) и др. В 1911–1916 гг. брал уроки пения у С. Я. Лапинского.
В 1913–1919 гг. солист Оперы С. И. Зимина в Москве (после 1917 – Театр Совета рабочих депутатов), дебютировал в партии Собинина («Жизнь за царя» М. И. Глинки). Выступал здесь в партиях Радамеса («Аида» Дж. Верди), Самозванца («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Фауста (одноимённая опера Ш. Гуно), Карла VII («Орлеанская дева» П. И. Чайковского), Кудеяра [одноимённая опера А. А. Оленина, первый исполнитель, 13(26) ноября 1915], Жнеца («Руфь» М. М. Ипполитова-Иванова), Лоэнгрина (одноимённая опера Р. Вагнера), Ореста («Орестея» С. И. Танеева) и др.
В дальнейшем пел в оперных театрах Саратова (1919–1921), Ростова-на-Дону (1921–1922), Харькова (1922–1923), Киева (1923–1924), Свердловска (ныне Екатеринбург, 1924–1925), Тифлиса (ныне Тбилиси, 1925–1926), Одессы (1926–1927), гастролировал в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), Москве (Большой театр, 1926), Баку (1926), Астрахани (1927, по приглашению М. К. Максакова). В 1927–1928 гг. стажировался в Милане (у Э. Танаро), выступал в оперных театрах Италии и Испании. По возвращении из Италии пел в Одесском (1928–1931) и Харьковском (1931–1939) оперных театрах. В 1939–1941 и 1944–1949 гг. солист Киевского театра оперы и балета, в 1941–1944 гг. (во время Великой Отечественной войны) – Тбилисского театра оперы и балета.
Среди лучших партий: Собинин («Иван Сусанин» Глинки; Сталинская премия 2-й степени за 1948, вручена в 1949), Самозванец («Борис Годунов» Мусоргского), Садко (одноимённая опера Н. А. Римского-Корсакова), Герман («Пиковая дама» Чайковского), Радамес, Отелло («Аида», «Отелло» Верди), Элеазар («Жидовка» Ф. Галеви), Хозе («Кармен» Ж. Бизе), Рауль («Гугеноты» Дж. Мейербера), Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини), Канио («Паяцы» Р. Леонкавалло). Б. И. Кравейшвили вспоминал: «Кипоренко-Даманский обладал исключительным по силе и звонкости драматическим тенором героического характера. Его красивый певучий голос поражал прежде всего невероятным объёмом. Когда он бывал в полной вокальной форме, мощный звук его голоса, подобно разлившейся реке, заполнял весь театр. Мне хорошо помнится Кипоренко в "Паяцах" в роли Канио; с каким удивительным драматизмом, огневым темпераментом и накалом проводил он сцену обезумевшего от ревности обманутого мужа! Внешнее сценическое поведение у Кипоренко было вообще сравнительно спокойным и сдержанным. Его беспокойная темпераментная душа выражала себя обычно в пении, в голосовой экспрессии. <…> Из созданных им образов, пожалуй, наиболее сильным был Элеазар…». Ария Элеазара «Рахиль, ты мне дана…» в «совершенном по звучанию и остро драматическом исполнении» Кипоренко-Даманского «была бесподобна. В ней певец полностью выявлял свои богатейшие вокальные возможности, был замечательно артистичен» (Кравейшвили. 1970. С. 126).
Среди других партий: Князь («Русалка» А. С. Даргомыжского), Голицын и Андрей Хованский («Хованщина» Мусоргского), Туча, Лыков, Вакула («Псковитянка», «Царская невеста», «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова), Ленский, Водемон, Андрей («Евгений Онегин», «Иоланта», «Мазепа» Чайковского), Манрико («Трубадур» Верди), Рудольф и Калаф («Богема» и «Турандот» Пуччини), Тангейзер, Тристан, Парсифаль («Тангейзер», «Тристан и Изольда», «Парсифаль» Вагнера), Самсон («Самсон и Далила» К. Сен-Санса), Энцо («Джоконда» А. Понкьелли), Иоанн Лейденский («Пророк» Мейербера), Туридду («Сельская честь» П. Масканьи), Вертер (одноимённая опера Ж. Массне). Исполнял партии в операх советских композиторов: «Орлиный бунт» А. Ф. Пащенко (Хлопуша), «Тихий Дон», «Поднятая целина» И. И. Дзержинского (Григорий Мелехов, Давыдова), Матюшенко («Броненосец "Потёмкин"» О. С. Чишко), «В бурю» Т. Н. Хренникова (Лёнька); 1-й исполнитель партий в операх «Разлом» В. А. Фемелиди (Годун, 1929), «Золотой обруч» Б. Н. Лятошинского (Максим Беркут, 1930), «Яблоневый плен» Чишко (Зиновий, 1931; все – Одесский театр оперы и балета), «Шевченко» В. Я. Йориша (Кучеренко, 1940), «Честь» Г. Л. Жуковского (Тимоша, 1947; обе – Киевский театр оперы и балета).
Выступал в концертах, исполнял оперные арии, романсы, украинские народные песни.
Записывался на грампластинки и магнитную ленту. Среди записей: арии и сцены из опер «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Ночь перед Рождеством» Н. А. Римского-Корсакова, «Жидовка» Ф. Галеви, «Аида» и «Отелло» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Тарас Бульба» Н. В. Лысенко, украинские песни и романсы.
С 1948 г. преподавал в Киевской консерватории (с 1952 доцент). Среди его учеников – оперная певица Г. Е. Станиславова.
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1948, 1951).