Паторжинский Иван Сергеевич
Паторжи́нский Ива́н Серге́евич (Іван Сергійович Паторжинський) [20.2(3.3).1896, село Петровское Александровского уезда Екатеринославской губернии, Российская империя, ныне Петро-Свистуново, Запорожская область, Украина – 22.2.1960, Киев], украинский певец (бас), народный артист СССР (1944).
Биография и творчество
Сын Сергея Артёмовича Паторжинского, диакона церкви в селе Петровское. Его брат – Фёдор Сергеевич Паторжинский. Пел в церковном и школьном хорах. В 12 лет лишился отца. По окончании начальной школы обучался в Бахмутском духовном училище, затем в духовной семинарии в Екатеринославе (ныне Днепр; окончил в 1917). Брал уроки пения у З. Н. Малютиной (ученицы У. А. Мазетти). Работал статистом в труппах (в 1915 исполнил партию Отца в постановке оперы «Катерина» Н. Н. Аркаса малороссийской труппой Т. П. Колесниченко).
В 1918 г. поступил в Екатеринославскую консерваторию (ныне Днепропетровская академия музыки имени М. Глинки). В том же году создал мужской вокальный квартет, с которым выступал в местных клубах и близлежащих городах (в Каменском и др.) с концертами и театрализованными оперными монтажами. Занятия в консерватории были прерваны Гражданской войной, во время которой Паторжинский входил в передвижную фронтовую концертную бригаду, исполнял революционные песни, романсы и арии. Первый сольный концерт певца состоялся 21 июля 1918 г. в посёлке Рудник Голубовский (ныне Кировск Луганской Народной Республики), где он занимался культурно-просветительской работой (организовал хор, русский и украинский драматические кружки).
В 1921 г. возобновил занятия в консерватории. По её окончании (1922) работал в Екатеринославе счетоводом в Государственном банке. Одновременно продолжал заниматься пением с З. Н. Малютиной; основал хоровую капеллу при Губернском комитете политического просвещения (состоявшую преимущественно из певцов местных церковных хоров), стал её руководителем и дирижёром; преподавал пение в школах; работал хормейстером в клубах; возобновил выступления мужского вокального квартета; стал инициатором создания Оперной студии (товарищества на паях, спектакли шли в Екатеринославском зимнем театре).
В 1925–1935 гг. солист Украинской государственной столичной оперы в Харькове (в сезоне 1926/1927 выступал в Одесском оперном театре). Партнёрами Паторжинского на этой сцене были М. И. Литвиненко-Вольгемут, Ю. С. Кипоренко-Даманский, З. М. Гайдай, М. С. Гришко, Б. Я. Златогорова, А. Д. Ропская, В. Н. Гужова, Е. Н. Копьева, В. Г. Будневич. За годы работы в Харьковской опере Паторжинский исполнил 28 партий, среди них: Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно, 1925), Салтан («Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова, 1926), Галицкий и Кончак («Князь Игорь» А. П. Бородина), Рамфис («Аида» Дж. Верди), Гремин («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Варяжский гость («Садко» Римского-Корсакова; все – 1927), Тарас Бульба (одноимённая опера Н. В. Лысенко), Мороз («Снегурочка» Римского-Корсакова), Линдорф, Коппелиус, Дапертутто, Миракль («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха), Тимур («Турандот» Дж. Пуччини), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини; все – 1928), Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского), Максим («Купало» А. К. Вахнянина; обе – 1929), Фигаро («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, 1931), Борис Годунов (одноимённая опера М. П. Мусоргского), Генрих Птицелов («Лоэнгрин» Р. Вагнера; обе –1933), Карась («Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовского, 1934; одна из лучших партий певца), Марсель («Гугеноты» Дж. Мейербера), Собакин («Царская невеста» Римского-Корсакова; обе – 1935). В летние месяцы Паторжинский часто гастролировал по городам Украины с передвижной оперной труппой под руководством Г. Н. Вольгемута (мужа М. И. Литвиненко-Вольгемут).
В 1935–1952 гг. солист Киевского театра оперы и балета (сюда были переведены лучшие силы Харьковской оперы после провозглашения Киева столицей Украинской ССР). Среди партий, исполненных им на этой сцене: Карась («Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского, 1934), Выборный («Наталка Полтавка» Лысенко, 1935), Кецал («Проданная невеста» Б. Сметаны, 1937), Тарас Бульба (в двух редакциях, 1937, 1939; Сталинская премия 2-й степени, 1942), Кочубей («Мазепа» Чайковского, 1938), Гудал («Демон» А. Г. Рубинштейна, сезон 1938/1939), Кончак («Князь Игорь» Бородина, 1939), Андрей Дубровский («Дубровский» Э. Ф. Направника, сезон 1940/1941), Иван Сусанин (одноимённая опера М. И. Глинки), Чуб («Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова; обе – 1940), Отец («Катерина» Аркаса, 1943, Иркутск).
Создал образы в операх советских композиторов: «Взрыв» Б. К. Яновского (Батько Хрущ, 1927), «Золотой обруч» Б. Н. Лятошинского (Захар Беркут, 1930), «Кармелюк» В. Г. Костенко (Дед Артём), «Разлом» В. А. Фемелиди (Берсенев; обе – 1931), «Яблоневый плен» О. С. Чишко (Артём, 1932; все – Харьковский театр оперы и балета), «Перекоп» Ю. С. Мейтуса, В. П. Рыбальченко, М. Д. Тица (Дед Калинчук, 1938), «В бурю» Т. Н. Хренникова (Фрол Баев, 1939), «Наймичка» М. И. Вериковского (Трофим, 1943, Иркутск), «Молодая гвардия» Мейтуса (Валько, 1947), «Богдан Хмельницкий» К. Ф. Данькевича (Дьяк Гаврила, 1951; все – Киевский театр оперы и балета). Репертуар Паторжинского включал 45 оперных партий (полный перечень см. в книге: Иван Сергеевич Паторжинский. 1976. С. 243–245). Последнее выступление певца на сцене Киевского оперного театра состоялось 8 октября 1953 г. (Карась в опере «Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского).
Многократно выступал в концертах (часто пел в ансамбле с Литвиненко-Вольгемут), исполнял оперные арии, романсы, народные песни. Композитор В. Г. Костенко посвятил Паторжинскому романсы «Ворон», «Послание в Сибирь» (на стихи А. С. Пушкина), «Мобилизуются тополи» (на стихи П. Г. Тычины), сборник «Пять украинских народных песен» (в собственной гармонизации; Киев, 1937). В 1938 г. Паторжинский вместе с артистами Киевского оперного театра совершил шефскую поездку на Дальний Восток для обслуживания частей Красной Армии. Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. находился вместе с театром в эвакуации в Уфе, затем (с ноября 1942) – в Иркутске; выезжал на фронт в составе концертной бригады, выступал в воинских частях разных городов, в периферийных театрах. После войны неоднократно выступал за рубежом: в городах Югославии, Австрии (Баден, Вена, май – июль 1945), в Канаде и США (1946), Финляндии (1949), Польше (1950). Принимал участие в Декадах украинской литературы и искусства в Москве – пел на сцене московского Большого театра в спектаклях Киевской оперы «Снегурочка», «Запорожец за Дунаем» и «Наталка Полтавка» (март 1936), «Богдан Хмельницкий» и «Запорожец за Дунаем» (июнь 1951); 24 апреля 1954 г. выступил в концерте украинского искусства в Большом театре в связи с 300-летием воссоединения Украины с Россией. Последнее концертное выступление Паторжинского состоялось 21 мая 1959 г. в зале Киевской консерватории имени П. И. Чайковского.
Обладал сильным голосом бархатного тембра, в совершенстве владел искусством вокальной декламации. Наибольшей любовью зрителей пользовались образы Паторжинского с ярким национальным колоритом, которые артист наделял подлинно народными чертами – мудростью и задушевным лиризмом (Карась, Выборный), лукавым мягким юмором (Чуб), героикой и патриотизмом (Тарас Бульба). Его Чуб словно сошёл со страниц гоголевской повести, писал А. А. Гозенпуд: «Юмор нигде не переходит в шарж, какая-то приятная грубоватая грация, удовлетворенность сознанием своих достоинств ..., неисчерпаемое добродушие и хитрость, свободомыслие и привычка властвовать – вот сущность образа Чуба, созданного И. С. Паторжинским» (цит. по: Иван Сергеевич Паторжинский. 1976. С. 23). Из трагедийных образов, созданных Паторжинским, одним из лучших был образ Кочубея в опере «Мазепа» Чайковского, покорявший «проникновенностью и глубоким историзмом» (Иван Сергеевич Паторжинский. 1976. С. 161).
С 1944 г. преподавал в Киевской консерватории (профессор с 1946). Среди его учеников: Д. М. Гнатюк, А. И. Кикоть, Е. И. Червонюк.
Депутат Верховного Совета Украинской ССР 1–3-го созывов (с 1938). Председатель Украинского театрального общества (с 1947, организовано при участии Паторжинского в 1944).
Аудио- и видеозаписи
Среди аудиозаписей с участием Паторжинского: оперы «Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовского, «Наталка Полтавка» Н. В. Лысенко (обе – 1950), баллада М. И. Глинки «Ночной смотр», романс Н. А. Римского-Корсакова «Анчар», арии из опер «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Дон Карлос» Дж. Верди, «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Алеко» С. В. Рахманинова, «Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского, «Наталка Полтавка», «Тарас Бульба» Лысенко, украинские, русские и советские песни (в том числе дуэты с М. И. Литвиненко-Вольгемут и Г. П. Виноградовым), концерт в нью-йоркском зале «Таун-холл» (Town Hall) 5 октября 1946 г. (вместе с З. М. Гайдай, выпущен в США на грампластинках ограниченным тиражом; см.: Котляров Ю. Ф. Звукозаписи И. С. Паторжинского // Иван Сергеевич Паторжинский. 1976. С. 256).
Снимался в фильмах-операх «Наталка Полтавка» (1936, Макогоненко, режиссёр И. П. Кавалеридзе), «Запорожец за Дунаем» (1953, Иван Карась, режиссёр В. И. Лапокныш), в фильмах-концертах «Украинские мелодии» (1945, Карась, режиссёры И. Ф. Земгано, И. И. Игнатович), «Концерт мастеров украинского искусства» (1952, дуэт Одарки и Карася из оперы «Запорожец за Дунаем», с М. И. Литвиненко-Вольгемут, режиссёр Б. В. Барнет). Сохранилась киносъёмка И. С. Паторжинского – украинская народная песня «Ой, кум до кумы» (фрагмент, концерт на шахте «Центральная – Ирмино», Теплогорск, Луганская область, ныне Ирмино, Луганская Народная Республика; 1935).
Награды
Награждён орденом Ленина (1946), орденами Трудового Красного Знамени (1936, 1948, 1951).
Память
Именем Паторжинского названы улицы в Киеве (1962, бывший Михайловский проезд), Запорожье, Днепре, Донецке, Краматорске, Луганске, Артёмовске (Бахмуте), переулок в Кременчуге. На фасаде дома в Киеве, где проживал певец в 1951–1960 гг. (улица Марии Заньковецкой, дом 4), установлена гранитная мемориальная доска с его барельефным портретом (1963, скульптор В. И. Зноба, архитектор В. И. Корнеева). В 1996 г. в селе Днепровка (Вольнянский район, Запорожская область, Украина) открыт Музей Паторжинского.
Семья
Жена – Марфа Фоминична Снага-Паторжинская (1899–1981), украинская пианистка, педагог, автор воспоминаний о муже. Дочь – Галина Ивановна Паторжинская (1925–2002), украинская пианистка, педагог, заслуженная артистка Украинской ССР (1991). Зять – Лев Григорьевич Силаев (1922–1993), режиссёр, актёр, народный артист Украинской ССР (1965).