Селиванов Пётр Иванович
Селива́нов Пётр Ива́нович [11(24).6.1905, Орёл – 2.4.1980, Москва], российский певец (баритон), народный артист РСФСР (1951).
С детства пел в церковном хоре, затем в хоре украинской оперной труппы (Елисаветград, ныне Кропивницкий, Украина). После 1917 г. работал учеником токаря на Елисаветградском заводе сельскохозяйственного машиностроения, занимался пением в заводском клубе. Был направлен профсоюзом в Москву, поступил в Центральный техникум театрального искусства (ЦЕТЕТИС, ныне Российский институт театрального искусства – ГИТИС), который окончил в 1931 г. по классу пения М. В. Владимировой; сценическому мастерству обучался у А. П. Петровского и Л. В. Баратова.
В 1928 г., не прекращая занятий в техникуме, поступил в Московский Художественный театр, где участвовал в театральном хоре и массовых сценах. В 1931–1932 гг. пел в Свердловском театре оперы и балета, Московском музыкальном театре имени Вл. И. Немировича-Данченко (исполнил здесь партии Лукаса в спектакле «Карменсита и солдат» на музыку Ж. Бизе и Даниэля в опере «Джонни наигрывает» Э. Кшенека).
В 1932–1959 гг. солист московского Большого театра, дебютировал в роли Валентина в опере «Фауст» Ш. Гуно. Выступал преимущественно как лирический баритон; среди немногих драматических партий: Шакловитый («Хованщина» М. П. Мусоргского), Мурман («Абесалом и Этери» З. П. Палиашвили), Биберах («Банк бан» Ф. Эркеля). К лучшим партиям П. И. Селиванова относятся Онегин («Евгений Онегин» П. И. Чайковского, ведущий исполнитель этой роли в Большом театре 1930–1940-х гг. наряду с П. М. Норцовым и В. Р. Сливинским), Елецкий, Светлейший, Роберт («Пиковая дама», «Черевички», «Иоланта» Чайковского), Веденецкий гость («Садко» Н. А. Римского-Корсакова), Меркуцио («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), Януш («Галька» С. Монюшко), Дон Жуан и Граф Альмавива («Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта), Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе), Шарплес («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини), Жермон и Граф ди Луна («Травиата» и «Трубадур» Дж. Верди). Первый исполнитель партий в операх «Декабристы» Ю. А. Шапорина (Князь Трубецкой, 1953), «Никита Вершинин» Д. Б. Кабалевского (Митрич, 1955). Участвовал в исполнении советских опер: «Тихий Дон» И. И. Дзержинского (Евгений Листницкий, 1936), «Броненосец "Потёмкин"» О. С. Чишко (Клодт, 1938), «От всего сердца» Г. Л. Жуковского (Яркин, 1951), «Война и мир» С. С. Прокофьева (Раевский, 1959).
По воспоминаниям коллег, «певца отличало гармоническое слияние всех данных, необходимых оперному артисту. Прекрасный голос, красивого тембра, компактность звучания и широта диапазона, музыкальность, великолепные сценические данные в сочетании с глубоким актёрским дарованием» [Памяти П. И. Селиванова // Советский артист. 1980. 11 апреля (№ 15). С. 4]. Кантиленные и речитативные эпизоды приобретали в исполнении П. И. Селиванова равное по силе эмоциональное воздействие, чему в немалой степени способствовали ясная и чёткая дикция, предельно внимательное отношение к спетому слову.
В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. выступал в составе фронтовой бригады (руководитель – артистка балета Большого театра Н. В. Спасовская) в частях 1-го Прибалтийского, 4-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов (с войсками последнего вступил в Берлин; см.: Спасовская Н. В. По дорогам войны // Война и музыка. Владимир, 2005. С. 217–220). Участвовал в первом концерте советского искусства в Рейхстаге (5 мая 1945; см.: Селиванов П. И. Концерт в рейхстаге // Война и музыка. 2005. С. 220–221). Всего за время войны провёл свыше 500 концертов (Музы в шинелях. Москва, 2006. С. 368).
Много гастролировал по СССР. Выступал в ГДР, Польше и других странах. Обширный концертный репертуар певца включал классические русские и зарубежные романсы, песни (часто выступал в дуэте с С. М. Хромченко).
С 1965 г. преподавал в ГИТИСе (профессор с 1978). Среди учеников: В. И. Селиванов (брат П. И. Селиванова), Л. В. Лещенко, Г. В. Пискунов.
С участием Селиванова записаны оперы «Пиковая дама» Чайковского (1937, дирижёр С. А. Самосуд; 1957, дирижёр Б. Э. Хайкин; 1959, дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев), «Чио-Чио-сан» Пуччини (1951, дирижёр О. М. Брон), «Декабристы» Шапорина (1954, дирижёр Мелик-Пашаев), «Банк бан» Эркеля (1959, дирижёр Мелик-Пашаев; хранится в Гостелерадиофонде), «От всего сердца» Жуковского (1951, дирижёр К. П. Кондрашин; хранится в Гостелерадиофонде), заключительная сцена из оперы «Евгений Онегин» (с Е. В. Шумской, концертная запись, 1953; хранится в Гостелерадиофонде), песни К. Я. Листова «Вспомним, товарищ» и «Коммунисты» (дуэты с Хромченко). Имеется киносъёмка исполнения Селивановым «Песни о московской девушке» (1942, хранится в Российском государственном архиве кинофотодокументов). Сохранилась аудиозапись вечера памяти Селиванова в Центральном доме работников искусств (1985, с участием И. И. Петрова, И. С. Козловского, Н. Д. Шпиллер, Хромченко, Т. Ф. Янко и др.).
Награждён орденом Красной Звезды (1943).
Брат – Виктор Иванович Селиванов (1917–1984), российский певец.
Жена – Ольга Николаевна Лабзина (1905–1971), актриса МХАТа, народная артистка РСФСР (1963).