Рождественская Наталья Петровна
Рожде́ственская Ната́лья Петро́вна [24.4(7.5).1900, Нижний Новгород – 1.9.1997, Москва], российская певица (сопрано), народная артистка РСФСР (1947).
Дочь юриста и общественного деятеля Петра Александровича Рождественского. В 1911–1916 гг. занималась в Музыкальном училище при Нижегородском отделении Императорского Русского музыкального общества. Брала частные уроки пения в Москве у С. И. Друзякиной. В 1926–1929 гг. обучалась в Центральном техникуме театрального искусства (класс Друзякиной, оперный класс А. Б. Хессина). По окончании техникума была принята по конкурсу в вокальную группу Всесоюзного радио (наряду с Н. П. Александрийской, Д. В. Демьяновым, В. П. Захаровым, Л. И. Легостаевой).
Творческая биография Рождественской связана преимущественно со Всесоюзным радио, солисткой которого она была в 1930–1960 гг. Пела ведущие партии драматического и лирико-драматического сопрано в радиопостановках и в концертном исполнении опер. Среди лучших партий: Донна Анна («Дон Жуан» В. А. Моцарта и «Каменный гость» А. С. Даргомыжского), Графиня («Свадьба Фигаро» Моцарта), Манон («Манон Леско» Дж. Пуччини), Наталья и Марья Власьевна («Опричник» и «Воевода» П. И. Чайковского), Франческа («Франческа да Римини» С. В. Рахманинова); партии в операх Н. А. Римского-Корсакова – Феврония («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»), Царевна Ненаглядная Краса («Кащей Бессмертный»), Панночка («Майская ночь»), Ядвига («Пан-воевода»).
В декабре 1935 г. удостоена 1-й премии на конкурсе исполнителей советской камерной вокальной музыки, организованном Всесоюзным радиокомитетом. С успехом выступала в симфонических и камерных концертах, в авторских вечерах композиторов. Камерный репертуар Рождественской отличался жанровым разнообразием, певица часто включала в программы вокальные циклы: «Любовь и жизнь женщины» Р. Шумана (в ансамбле с К. Н. Игумновым, Г. Г. Нейгаузом), «Детская» М. П. Мусоргского, «У моря» Н. А. Римского-Корсакова, песни Э. Грига, романсы С. В. Рахманинова и др.; создавала монографические радиопередачи, посвящённые камерному вокальному наследию русских и западноевропейских композиторов. Часто пела новую советскую музыку – произведения Ю. С. Мейтуса, Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, С. Е. Фейнберга, В. Я. Шебалина и др. Значительные события в творчестве певицы – исполнение сольных партий в Симфонии № 9 Л. ван Бетховена (Большой зал Московской консерватории, 1935, дирижёр О. Клемперер) и в Симфонии № 4 Г. Малера (там же, 1954; дирижёр К. И. Элиасберг). Последний раз пела в 1960 г. с оркестром под управлением сына – Г. Н. Рождественского.
Обладала широким по диапазону голосом, отличалась высокой исполнительской культурой. Особая открытость звучания голоса Рождественской придавала её интерпретации «неизменную интонацию молодости, радостного удивления миром, красотой жизни» (Аджемов. 1975. С. 56).
Рождественская, владевшая несколькими иностранными языками, переводила на русский язык тексты зарубежной оперной и камерно-вокальной музыки, в том числе либретто опер «Дитя и волшебство» и «Испанский час» М. Равеля, «Арабелла» Р. Штрауса, «Человеческий голос» Ф. Пуленка, «Умница» К. Орфа, «Похождения повесы» И. Ф. Стравинского. В поздние годы жизни выступала в качестве члена жюри всесоюзных и международных конкурсов.
Среди многочисленных аудиозаписей с участием Рождественской: оперы «Каменный гость» Даргомыжского, «Манон Леско» Пуччини (обе – 1946), «Майская ночь» (фрагменты, 1946), «Кащей Бессмертный» (1949), «Пан-воевода» (1951), «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова (трансляционная запись 1955, студийная запись 1956), «Опричник» (1948) и «Воевода» Чайковского (фрагменты, 1952), «Франческа да Римини» Рахманинова (фрагменты, 1946), «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» Моцарта (обе – 1948), «Либуше» Б. Сметаны (1951), «Абесалом и Этери» З. П. Палиашвили (1952); вокальные циклы «Детская» Мусоргского (1947–1949), «У моря» Римского-Корсакова (1947), «Любовь и жизнь женщины» Шумана (1952), «Естественные истории» Равеля (1956); Симфония № 4 Малера (1954), кантата «Свитезянка» Римского-Корсакова (1947), арии и сцены из опер «Норма» В. Беллини, «Миньон» А. Тома, «Вертер» Ж. Массне, «Саламбо» Мусоргского, «Ася» М. М. Ипполитова-Иванова, «Гарольд» Э. Ф. Направника, романсы и песни Бетховена, И. Брамса, Ф. Листа, Х. Вольфа, Грига, С. Монюшко, П. Виардо, Я. Сибелиуса, М. Карловича, О. Мериканто, Э. Мелартина, М. И. Глинки, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилёва, Даргомыжского, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, Рахманинова, А. Т. Гречанинова, Н. К. Метнера, Г. Л. Катуара (партия фортепиано – А. Б. Гольденвейзер), Мясковского, Н. П. Ракова (партия фортепиано – автор), народные песни в авторских обработках. Фирмой «Мелодия» изданы сольные пластинки Рождественской – «Романсы» (1979), «Арии» (1982).
Муж Рождественской – дирижёр Н. П. Аносов.
В 2011 г. на здании Нижегородского государственного академического театра кукол (бывшее здание Музыкального училища; улица Большая Покровская, дом 39б) установлена мемориальная доска в честь певицы.