Губенко Николай Николаевич
Губе́нко Никола́й Никола́евич (17.8.1941, Одесса – 16.8.2020, Москва), российский актёр, режиссёр, народный артист РСФСР (1985).
Родители Губенко погибли во время Великой Отечественной войны 1941–1945. Отец режиссёра, Николай Петрович Губенко – военный лётчик-бортмеханик, в 1942 г. погиб в бою под Ворошиловградом (ныне Луганск), мать Зинаида Николаевна Скрылёва – главный конструктор Одесского крекинг-завода (ныне Одесский нефтеперерабатывающий завод), в 1942 г. повешена за отказ сотрудничать с фашистами.
В 1946 г. принят в дошкольную группу одесского детского дома, в 1948 г. там же – в спецшколу-интернат № 2 для сирот погибших. В конце 1950-х гг. поступил в театральную студию при Доме актёра в Одессе. В 1958–1959 гг. актёр вспомогательного состава Одесского театра юного зрителя имени Н. А. Островского (ныне Одесский театр юного зрителя имени Юрия Олеши).
С начала 1960-х гг. – в Москве. В 1962–1963 гг. посещал занятия в Государственном училище циркового искусства [ныне Государственное училище циркового и эстрадного искусства имени М. Н. Румянцева (Карандаша)]. В 1964 г. окончил актёрское (дипломная работа включала 3 роли, в том числе Артуро Уи в спектакле «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта, диплом получил в 1969) и режиссёрское отделения постановочного факультета ВГИКа (объединённая режиссёрско-актёрская мастерская С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой; ныне Всероссийский государственный университет киноискусства имени С. А. Герасимова; дипломная работа – короткометражный игровой фильм «Братья Макаровы», 1970).
В 1964–1968 и в 1980–1983 гг. актёр Московского театра на Таганке. Среди ролей в постановках Ю. П. Любимова: Янг Сун («Добрый человек из Сезуана» Брехта, 1964), Печорин («Герой нашего времени» по одноимённому роману М. Ю. Лермонтова, 1964), Керенский («Десять дней, которые потрясли мир» по одноимённой книге Дж. Рида, 1965), Гитлер («Павшие и живые» по стихам поэтов военных лет, 1965), Пугачёв («Пугачёв» С. А. Есенина, 1967), Борис Годунов («Борис Годунов» А. С. Пушкина, 1982). Эксцентрик и романтик одновременно, Губенко сочетал выразительность внешнего рисунка роли с постижением психологических особенностей персонажа; его герои – широкие, страстные натуры.
В 1987–1989 гг. главный режиссёр Театра на Таганке. В 1988 г. возобновил спектакль Любимова «Владимир Высоцкий» (к 50-летию со дня рождения В. С. Высоцкого).
В результате внутренних разногласий Театр на Таганке разделился на две труппы. С 1993 г. до конца жизни Губенко являлся художественным руководителем театра «Содружество актёров Таганки». В первом спектакле нового коллектива («Чайка» А. П. Чехова, режиссёр С. А. Соловьёв) сыграл роль Тригорина (1994). Поставил спектакли: «Белые столбы» по произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина (1994), «Четыре тоста за Победу» по поэзии и песням военных лет (первоначальное название «День Победы», 1995; вторая редакция, 2005), «Иванов» Чехова (1997, исполнил роль Иванова), «Не плачьте вслед» и «ВВС (Высоцкий Владимир Семёнович)» по произведениям Высоцкого (оба – 1998), «Афган», сценическая композиция Губенко по песням и письмам воинов-«афганцев» (1999), «Очень простая история» М. Ладо (2002), «Мисс и мафия» по комедии «Мисс» Н. М. Птушкиной (2007), «Арена жизни» по произведениям «Дневник провинциала в Санкт-Петербурге», «В больнице для умалишённых», «Господа ташкентцы», «Пёстрые письма», «Сказки», «Незавершённые замыслы и наброски» Салтыкова-Щедрина (2010), «Концерт по случаю конца света» по произведениям русских поэтов и писателей (2014), «Нечистая сила» по одноимённому роману В. С. Пикуля (2017).
Дебют в кино – одна из главных ролей (Николай Фокин) в фильме «Застава Ильича» (в прокате «Мне двадцать лет», режиссёр М. М. Хуциев, 1962). Роль современника, молодого парня, вступающего в жизнь и сталкивающегося со сложными проблемами, принесла актёру популярность.
Заразительный темперамент Губенко побуждал режиссёров приглашать его сниматься в амплуа лихих разбитных «ухарей», лукавых и склонных к анархизму (Гурьянов – «Пока фронт в обороне», 1964; Парень в тельняшке – «Мальчик и девочка», 1966; «Начало неведомого века», новелла «Ангел», 1967; солдат Иван – «Золотые ворота», Ситников – «Дворянское гнездо», оба – 1969), а порой и явных, хотя и обаятельных, уголовников (Яша «Барончик» – «Первый курьер», 1967).
В первой главной роли – карманника Пети «Дачника» в антиутопической фантасмагории «Последний жулик» (1966) – пригодились акробатические и вокальные способности Губенко, фильм стал его актёрским бенефисом.
В героическом амплуа Губенко воплощал образ харизматичного, надёжного лидера с крепкой жизненной хваткой: Василий Блюхер («Пароль не нужен», 1967; приз Всесоюзного кинофестиваля за лучшую мужскую роль, 1968), Алексей Зворыкин («Директор», 1969), Андрей Родионов («Если хочешь быть счастливым», 1974), Сергей Уваров («Прошу слова», 1975) и др.
Среди других фильмов: «Когда улетают аисты» (Раду), «Пядь земли» (Солдат; оба – 1964), «Они сражались за Родину» (лейтенант Голощёков, 1975). Исполнил роль В. И. Ленина в телевизионном документальном сериале «В. И. Ленин. Страницы жизни» (1982–1988).
Постановочным кинодебютом стала курсовая работа во ВГИКе «Настасья и Фомка» (короткометражный фильм, 1968), привлёкшая к начинающему режиссёру внимание в кинематографических кругах. Посвящённая теме смерти и похорон чёрно-белая картина с участием непрофессиональных актёров выполнена в гиперреалистической (см. Гиперреализм) манере.
Первую полнометражную постановку отличала профессиональная зрелость; трагическое полотно о послевоенной жизни в деревне «Пришёл солдат с фронта» (роль Николая Егорова, 1971; Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых за 1971, вручена в 1973) вступало в противоречие с канонами социалистического реализма.
Значительной режиссёрской и актёрской удачей стал фильм «Подранки» (1976; приз «Бронзовый Хьюго» Международного кинофестиваля в Чикаго, 1977; Главный приз Всесоюзного кинофестиваля, 1978, Ереван, и др.; в 1977 фильм участвовал в Основной программе Каннского кинофестиваля), в котором предпринята попытка анализа душевного и духовного состояния поколения, детство которого опалено войной. Новые краски в актёрской палитре Губенко нашёл, воплощая образ воспитателя детского дома Криворучко, человека, травмированного тяжёлыми жизненными испытаниями и мучимого противоречивыми страстями.
Настроения угасающего периода «застоя» чутко уловлены в фильме об обитателях профсоюзного пансионата «Из жизни отдыхающих» (1980). Изобразительная изысканность и тонкий лиризм отличают киноповесть о доме престарелых «И жизнь, и слёзы, и любовь» (1983).
Большинство фильмов, поставленных Губенко, посвящено сложностям сосуществования очень разных людей. Эту своеобразную модель мира он, воспитанник детского дома, постоянно исследовал и проверял на прочность.
Последней лентой Губенко-режиссёра стал рассказ о восстановлении деревни после урагана «Запретная зона» (1988). В анимационном фильме «Ку! Кин-дза-дза» (2013) озвучил роль утончённого интеллигента профессора Чижова, продемонстрировав виртуозное перевоплощение вплоть до полного фонетического «неузнавания».
Автор и соавтор сценариев многих своих фильмов.
Участвовал в документальных фильмах: «Мои современники» (1984), «Чтобы помнили. Георгий Бурков» (1997), «Борис Хмельницкий. Страсти по Борису» (2008), «Алла Ларионова. Сказка о советском ангеле», «Никто не хотел забывать. Будрайтис, Банионис и другие», «Он сражался за Родину. Василий Шукшин» (все – 2009) и др.
Губенко посвящены документальные фильмы «Верность подранка. Николай Губенко», «Николай Губенко. Я принимаю бой» (оба – 2011).
Член Коммунистической партии Советского Союза (1987), член Центрального комитета КПСС (1990–1991). Член Президиума ЦК КПРФ (1997–2002). Один из видных деятелей Коммунистической партии Российской Федерации.
В 1989–1991 гг. министр культуры СССР. На этой должности противодействовал возвращению еврейских религиозных книг и рукописей из «библиотеки Шнеерсона» в США в рамках реституции культурных ценностей (оставшаяся в СССР часть библиотеки лидера движения хасидизма хабад Й. И. Шнеерсона, хранящаяся в Российской государственной библиотеке).
С 1992 г. президент Международной ассоциации содействия культуре.
В 2001–2006 гг. член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.
Депутат Государственной думы Российской Федерации 2-го и 3-го созывов от КПРФ (1995–2003). В Государственной думе РФ 3-го созыва председатель Комитета по культуре и туризму (1999–2003). Выступал за усиление государственного контроля над телевидением и поддержку производства российских фильмов и радиопередач. Вместе с С. С. Говорухиным и другими депутатами инициировал принятые в 2001 г. поправки в закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (закрепили ответственность государства за сохранение культурного наследия, обеспечили защиту права граждан на творчество, исключили из общего порядка приватизации объекты культуры и др.). В 2003 г. препятствовал возвращению из России в ФРГ «Балдинской коллекции» (собрание произведений западноевропейского искусства, вывезенных в конце Второй мировой войны 1939–1945 гг. из Третьего рейха в СССР советским офицером В. И. Балдиным).
Депутат от КПРФ (2005–2020), заместитель председателя (2009–2020) Московской городской думы. Инициатор законопроектов, направленных на улучшение социального обеспечения уязвимых групп населения в Москве (в том числе предлагал ввести налог на бездетность для обеспеченных людей и тратить эти средства на поддержку многодетных семей, ввести бесплатные питание и проезд для школьников, и др.). Ряд других его законодательных инициатив были направлены на защиту нравственности, культуры и русского языка.
Премия Ленинского комсомола (1972, за талантливое художественное воплощение образов советских людей, за создание кинопроизведений, воспитывающих у молодёжи гражданственность, мужество, любовь к Родине).
Кавалер ордена Искусств и литературы (1990, Франция). Награждён орденом Дружбы (2015).
Жена – Ж. А. Болотова.