Иванов-Крамской Александр Михайлович
Ивано́в-Крамско́й Алекса́ндр Миха́йлович (настоящая фамилия Иванов) [26.7(8.8).1912, Москва – 11.4.1973, Минск; похоронен в Москве на Введенском кладбище], российский гитарист, педагог, композитор, заслуженный артист РСФСР (1959). Крупнейший деятель гитарного искусства советского периода.
В 1920–1927 гг. учился в Детской музыкальной школе имени К. Н. Игумнова по классу скрипки, однако после посещения в 1926 г. в Москве концерта А. Сеговии решил посвятить свою судьбу гитаре. Первоначально осваивал семиструнную (т. н. русскую) гитару. В 1930–1934 гг. учился игре на шестиструнной гитаре у П. С. Агафошина в Музыкальном техникуме имени Октябрьской революции (стал первым советским гитаристом, окончившим профессиональное учебное заведение), там же обучался композиции у Н. С. Речменского. Совершенствовался на курсах повышения квалификации Московской консерватории у Агафошина (гитара), И. В. Способина (гармония) и К. С. Сараджева (дирижирование), которые окончил в 1935 г.
В 1932–1952 гг. солист Всесоюзного радио. 2-я премия Всесоюзного конкурса исполнителей на народных инструментах (1939).
В 1936 г., когда А. Сеговия вновь приезжал в Москву, А. М. Иванов-Крамской участвовал в его мастер-классах, а в дальнейшем продолжил его исполнительскую традицию. Одним из первых в СССР он активно исполнял оригинальный гитарный репертуар, привлекал композиторов-современников к сочинению сольных и ансамблевых произведений для этого инструмента, публиковал свои пьесы (начал сочинять в 1936), обработки, произведения других авторов.
В 1939–1945 гг. руководил оркестром народных инструментов в составе Ансамбля песни и пляски НКВД СССР. Как участник Великой Отечественной войны награждён медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Кавказа», «За оборону Москвы». Участвовал в концертах для фронтовиков, в цикле концертов на радио «Слушай, фронт».
В 1947–1952 гг. дирижёр оркестра Русского народного хора Всесоюзного радио.
С 1944 г. выступал в ансамбле с певцами Г. П. Виноградовым, И. С. Козловским, Н. А. Обуховой, В. Н. Ивановой, скрипачами Л. Б. Коганом, Э. Д. Грачом. Сотрудничал с Квартетом имени Бетховена, Квартетом имени Комитаса, Квартетом имени Танеева. В середине 20 в. был одним из немногих концертирующих гитаристов в СССР. В 1962 г. дал первый сольный концерт. Выступал во многих городах СССР.
Владел широчайшим сольным и ансамблевым репертуаром. Исполнял классический репертуар шестиструнной гитары (Ф. Сор, М. Джулиани, Ф. Карулли, А. Диабелли), сочинения для лютни (Дж. Дауленд, Р. де Визе), музыку 20 в. (Ф. Таррега, Э. Вила-Лобос, М. М. Понсе), собственные переложения для гитары произведений русских и зарубежных композиторов, романсы отечественных авторов 19 в. для голоса в сопровождении гитары (П. П. Булахов, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилёв, А. И. Дюбюк, Б. С. Шереметев). Первым среди советских гитаристов исполнил произведения Х. Родриго, Ф. Морено Торробы, М. Кастельнуово-Тедеско, созданные под влиянием А. Сеговии. Значительную часть его репертуара составляли собственные переложения и обработки русских, украинских, белорусских, итальянских, испанских, негритянских песен для голоса и гитары. Игру Иванова-Крамского отличала стилистическая точность, эмоциональность и благородство, тембровое богатство звука; его концерты развеивали распространённое в среде академических музыкантов представление о гитаре как инструменте ограниченных звуковых и технических возможностей.
Ему посвящена Сонатина В. Я. Шебалина (1963), под его влиянием созданы произведения Н. С. Речменского, В. А. Золотарёва, А. В. Мосолова, Г. К. Камалдинова и многих других композиторов.
Автор более 500 сочинений, один из создателей отечественного репертуара для шестиструнной гитары. Часть его произведений отмечена влиянием русского мелоса (в особенности городского романса), часть создана в русле европейской (средиземноморской) традиции. Творческой лабораторией А. М. Иванова-Крамского стал жанр миниатюры; среди произведений других жанров – два гитарных концерта (1960, 1966), многочисленные фантазии и вариации на темы народных песен, ансамбли для гитары с фортепиано, мандолиной, органом. Ряд произведений существует в редакции его дочери Н. А. Ивановой-Крамской.
Записывался на грампластинки с 1945 г. (всего 42 диска), в числе грамзаписей – произведения, ранее не исполнявшиеся в СССР: Концерт № 3 для гитары с оркестром М. Джулиани, сонаты для гитары и скрипки Н. Паганини, произведения для гитары и струнного квартета Л. Боккерини, Трио для гитары, флейты и альта Ф. Молино (полный перечень грамзаписей см. в кн.: Иванова-Крамская Н. Жизнь посвятил гитаре. Москва, 1995. С. 96–98).
В 1952 г. усилиями А. М. Иванова-Крамского при Доме культуры фабрики «Красные текстильщики» был организован первый в СССР ансамбль гитаристов, в котором он преподавал и которым руководил. На VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве (1957) квартет из этого ансамбля стал лауреатом 3-й премии (в рамках конкурса исполнителей на народных инструментах).
В 1960 г. по ходатайству А. М. Иванова-Крамского открыт класс шестиструнной гитары в Музыкальном училище при Московской консерватории, где он преподавал до конца жизни. Среди учеников: Н. А. Иванова-Крамская, Н. А. Комолятов, Д. М. Назарматов, В. Я. Петренко, Е. Д. Ларичев, гитарный мастер Ф. Р. Акопов. С 1970 г. преподавал в открытом им гитарном классе в Московском государственном институте культуры.
Автор учебно-методических пособий; его «Школа игры на шестиструнной гитаре» (1948) выдержала 14 изданий.
В 1972 г. принял участие в телепередаче «Встречи с мастерами сцены».
Умер во время гастролей.
С 1987 г. в Москве проводится Международный фестиваль гитарной музыки имени А. М. Иванова-Крамского (организован Н. А. Ивановой-Крамской), с 2012 г. – в рамках Международного конкурса-фестиваля исполнителей на классической гитаре имени А. М. Иванова-Крамского.
В 2012 г., к 100-летию со дня рождения, вышел документальный фильм «А. М. Иванов-Крамской: Битва за гитару» (режиссёр И. И. Колядин).
Имя А. М. Иванова-Крамского присвоено московской Детской музыкальной школе № 67 (2004).