Юрасовский Александр Иванович
Юрасо́вский Алекса́ндр Ива́нович [15(27).6.1890, имение Мишково (не сохранилось) Мценского уезда Орловской губернии, ныне территория Ломовского сельского поселения Залегощенского района Орловской области – 31.1.1922, Москва], российский композитор, дирижёр, общественный деятель.
Сын оперной певицы Н. В. Салиной, внук скрипача В. З. Салина. Его отец, дворянин Иван Константинович Юрасовский (1862–1937) – московский врач, акушер-гинеколог, владелец лечебницы И. К. Юрасовского (находилась в специально выстроенном доме, архитектор С. Ф. Кулагин, 1910, Большой Николопесковский переулок, дом 4). Дядя Константин Константинович Юрасовский (1864–1904) – морской офицер, погиб при обороне Порт-Артура 1904–1905 гг.
Родился в имении помещиков Юрасовских. В Москве обучался игре на фортепиано у Е. Ф. Савиной (Савиной-Гнесиной), В. Н. Демьяновой-Шацкой, музыкально-теоретическими предметами и композицией занимался у П. Н. Ренчицкого, А. Т. Гречанинова, Р. М. Глиэра. В 1913 г. окончил юридический факультет Московского университета. Первые сочинения – камерно-инструментальные и вокальные (опусом 1 композитор обозначил романсы, написанные в 1908–1909). Одно из ранних произведений, прозвучавших публично, – пьеса для оркестра «В лунном свете» (op. 6, 1911), впервые исполненная в 1912 г. под управлением К. С. Сараджева в Москве в Алексеевском народном доме (ныне Центральный дом кинематографистов).
Выступал как пианист, в 1912 г. дебютировал как дирижёр в Москве на Сокольническом кругу. В «Симфонических концертах Кусевицкого» дирижировал своими сочинениями: в 1912 г. – пьесами «Пастели» (1911) и «В лунном свете», в 1913 г. – симфонической поэмой «Призраки» («Фантомы», 1912). 10(23) июля 1914 г. на Сокольническом кругу дирижировал московской премьерой Симфонии № 1 Н. Я. Мясковского, в том же концерте исполнил «Призраки» и антракт из своей единственной оперы «Трильби», «Сны» С. С. Прокофьева и «Паутинки» А. А. Шеншина. В 1913 г. познакомил Прокофьева с С. А. Кусевицким. Концерт в Павловске 28 июня (11 июля) 1913 г., упоминающийся в переписке Прокофьева и Мясковского, включал, наряду с Симфонией № 2 Мясковского, также «В лунном свете» и «Призраки» (дирижёр А. П. Асланов). Во время Первой мировой войны в 1914–1917 гг. Юрасовский находился в рядах русской армии в Галиции.
После Октябрьской революции 1917 г. А. И. Юрасовский вёл просветительскую деятельность, дирижировал организованными им общедоступными концертами в Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону. В 1919–1921 гг. главный дирижёр Симфонического оркестра в Смоленске, одним из организаторов которого выступил наряду с композитором П. Н. Триодиным и др.; в 1920 г. оркестр получил статус государственного. Переложил для оркестра ряд фортепианных сочинений С. В. Рахманинова (в том числе Сюиту № 2 для двух фортепиано), влияние которого (в области гармонии, фортепианной фактуры, общего эмоционального тонуса музыки) сказалось на его собственном творчестве.
В 1921 г. заведовал Музыкальным отделом (МУЗО) Главполитпросвета Наркомпроса РСФСР.
Умер от сыпного тифа.
Из сочинений А. И. Юрасовского пользовалась известностью драматическая опера «Трильби» (на собственное либретто по одноимённому роману Дж. Дюморье; работал над ней в 1913–1920), впервые поставленная в 1924 г. в Первой свободной опере С. И. Зимина (бывшая Опера С. И. Зимина). В том же году состоялась её премьера в московском Большом театре – на сцене Экспериментального театра (перенос из Свободной оперы С. И. Зимина). 25 октября 1929 г. опера поставлена в филиале Большого театра (2-й Государственный театр оперы и балета; дирижёр Е. М. Славинская, режиссёр И. Н. Просторов, художник С. К. Самохвалов). В обеих премьерах Большого театра главные партии исполняли Г. В. Жуковская (Трильби) и Александр С. Пирогов (Свенгали). Опера с успехом шла в театрах Харькова, Киева, Одессы, Баку, Перми, Саратова; последняя по времени постановка состоялась в 1958 г. в Улан-Удэ. Арии из оперы сохранились в записях Александра С. Пирогова, И. С. Козловского (участник 2-й премьеры в Большом театре, в партии Билли Бегота).
В числе других сочинений: Весенняя симфония (1918), Поэма-концерт для фортепиано с оркестром (1918), Драматическая соната (1911) и другие сочинения для виолончели и фортепиано, фортепианные пьесы, хоры, романсы и песни, мелодекламации; музыка к спектаклю «Эпизоды Отечественной войны» С. С. Мамонтова [29 января (11 февраля) 1914, московский Малый театр].