Гмыря Борис Романович
Гмы́ря Бори́с Рома́нович (Борис Романович Гмиря) [23.7(5.8).1903, Лебедин, Лебединский уезд, Харьковская губерния, Российская империя, ныне Сумская область, Украина – 1.8.1969, Киев], украинский певец (бас), народный артист СССР (1951).
Из семьи рабочего. По окончании Лебединского первого приходского училища (1914) работал по найму – посыльным съезда мировых судей в Лебедине (1914–1917), печатником исполкома Лебединского уезда (1917–1919), разнорабочим портового завода, грузчиком порта, матросом, кочегаром на шхуне «Св. Павел» (Севастополь, 1919–1921) и др. В юности пел в хоре, выступал в самодеятельности в Лебедине (играл в водевилях, украинских пьесах). В 1927–1930 гг. учился на вечернем рабфаке (Полтава, Харьков), в 1930–1935 гг. студент Харьковского инженерно-строительного института (ныне Харьковский национальный университет строительства и архитектуры); аспирант (1935–1936), младший научный сотрудник (1936–1937) Харьковского научно-исследовательского института сооружений. В 1934 г. поступил в Харьковскую консерваторию (ныне Харьковский национальный университет искусств имени И. П. Котляревского; класс пения П. В. Голубева, сценического мастерства – С. Д. Масловской), которую с отличием окончил в 1939 г. В декабре 1938 – январе 1939 гг. принял участие во Всесоюзном конкурсе вокалистов в Москве (2-я премия).
В 1936–1939 гг. солист Харьковского театра оперы и балета; выступал здесь в партиях Султана («Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовского), Старого Слуги («Демон» А. Г. Рубинштейна), Гремина и Томского («Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского), Бориса Годунова (одноимённая опера М. П. Мусоргского), Галицкого («Князь Игорь» А. П. Бородина), Вакулинчука («Броненосец "Потёмкин"» О. С. Чишко), Половцева («Поднятая целина» И. И. Дзержинского), Монтероне и Барона Дюфоля («Риголетто» и «Травиата» Дж. Верди).
В 1939–1941 и 1944–1957 гг. солист Киевского театра оперы и балета (отдельные выступления продолжались до 1968). Во время Великой Отечественной войны в 1941–1944 г. находился на оккупированной немецкими войсками территории Украины, выступал на сценах Харьковского оперного, Полтавского и Каменец-Подольского музыкально-драматических театров в партиях Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно), Рокко («Фиделио» Л. ван Бетховена), Коллена («Богема» Дж. Пуччини).
Обладал голосом тёплого бархатного тембра, исполнение отличалось глубокой выразительностью, образностью, безукоризненной кантиленой. Среди лучших партий, исполненных на сцене Киевского театра оперы и балета: Иван Сусанин и Руслан («Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Кочубей («Мазепа» П. И. Чайковского), Борис Годунов (одноимённая опера М. П. Мусоргского), Собакин («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Нилаканта («Лакме» Л. Делиба), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно), Кривонос («Богдан Хмельницкий» К. Ф. Данькевича), Тарас («Тарас Бульба» Н. В. Лысенко). В 1962–1963 гг. выступал в партии Сальери в концертной постановке оперы «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова в Москве, Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), Киеве (в партии Моцарта – И. С. Козловский, К. Д. Огневой). Последний оперный спектакль с участием Б. Р. Гмыри состоялся в 1968 г. («Фауст» Гуно, Киевский театр оперы и балета).
Б. Р. Гмыря – выдающийся камерный певец. Его обширный концертный репертуар включал арии и фрагменты из опер (в том числе не исполнявшихся им на сцене – «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» В. А. Моцарта, «Сальватор Роза» А. Гомеса, «Дон Карлос», «Симон Бокканегра», «Сицилийская вечерня» Дж. Верди, «Валькирия» Р. Вагнера, «Юдифь» А. Н. Серова, «Алеко» С. В. Рахманинова и др.), романсы и песни российских и зарубежных композиторов, украинские народные песни. Давал тематические и монографические концерты (романсы и песни на стихи Т. Г. Шевченко, вокальный цикл Ф. Шуберта «Зимний путь», романсы А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, старинные русские романсы). Первый исполнитель вокального цикла Д. Д. Шостаковича «Пять романсов на стихи Е. Долматовского» (1956, Колонный зал имени Н. В. Лысенко Киевской филармонии). Пел сольные партии в вокально-симфонических произведениях (Симфония № 9 Л. ван Бетховена, Реквием В. А. Моцарта), в кантатах украинских композиторов («Бьют пороги» Н. В. Лысенко, «Мир и труд» К. Я. Доминчена, «Сталинградская легенда» С. С. Жданова, «Славься, Отчизна моя» Г. Л. Жуковского, «Украина моя» А. Я. Штогаренко), поэме «Россия» Штогаренко; исполнял партию баса в музыкальной картине П. И. Нищинского «Вечёрки» («Вечорницi»; подробный перечень концертного репертуара см. в книге: Гмыря. 1988. С. 219–222). Постоянным аккомпаниатором Б. Р. Гмыри был пианист Л. Е. Острин. Часто выступал с капеллой «Думка», Капеллой бандуристов Украины (ныне Национальная заслуженная капелла бандуристов Украины имени Г. И. Майбороды), под аккомпанемент органа (в том числе с И. А. Браудо).
Гастролировал в Чехословакии (1955, 1958), Болгарии (1956, 1958), Польше (1956, 1961), Китае (1956–1957), Венгрии (1960). Последний сольный концерт состоялся 30 мая 1969 г. в Ленинграде (зал Ленинградской капеллы).
Занимался общественной работой: был членом худсоветов Киевского театра оперы и балета (с 1959), Капеллы бандуристов Украины (с 1957), Главного управления по делам искусств Министерства культуры СССР (с 1957), членом правления Общества советско-китайской дружбы (с 1957). Входил в состав жюри по отбору на Всемирный конкурс молодых оперных певцов (1961), жюри Республиканского конкурса вокалистов имени Н. В. Лысенко (1962), Всесоюзного конкурса вокалистов имени М. П. Мусоргского (1964). Во время гастролей часто выступал с лекциями-беседами перед студентами консерваторий и артистами театров (Москва, Ленинград, София, Пекин, Киев, Минск и др.; см.: Гмыря. 2010. С. 132–140). Опубликованы статьи, дневники, письма и воспоминания Б. Р. Гмыри.
С участием Б. Р. Гмыри записаны оперы «Царская невеста» (1954, дирижёр В. И. Пирадов), «Моцарт и Сальери» (1962, по трансляции из Концертного зала имени П. И. Чайковского, в партии Моцарта И. С. Козловский, дирижёр Е. Ф. Светланов, хранится в Гостелерадиофонде; 1963, студийная, Моцарт – К. Д. Огневой, дирижёр Э. П. Грикуров), «Богдан Хмельницкий» (1953, дирижёр Пирадов), трансляционные спектакли Киевского театра оперы и балета – «Князь Игорь» (Галицкий, 1954, дирижёр Н. Д. Покровский, запись со сцены ГАБТа, хранится в Гостелерадиофонде), «Заря над Двиной» Ю. С. Мейтуса (Тихон Нестеров, 1955, дирижёр В. С. Тольба), «Руслан и Людмила» (1956, дирижёр А. И. Климов), «Милана» Г. И. Майбороды (Рущак, 1957, дирижёр В. С. Тольба); пролог к опере «Фауст» (1959, с И. С. Козловским, дирижёр Б. Э. Хайкин), фрагменты из оперы «Борис Годунов», вокальные циклы «Зимний путь» Ф. Шуберта, «Песни и пляски смерти» М. П. Мусоргского, «Персидские песни» А. Г. Рубинштейна, «Пять романсов на стихи Е. Долматовского» Д. Д. Шостаковича (1956, в присутствии автора), арии из опер, романсы, песни, сольные концерты. Издано собрание записей на CD.
Снимался в фильмах «Наймичка» (по одноимённой опере М. И. Вериковского, 1963, роль Трофима, режиссёры И. А. Молостова, В. И. Лапокныш), «Концерт мастеров украинского искусства» (1952, ария Бориса Годунова, режиссёр Б. В. Барнет) и на телевидении (песни, романсы, арии). Снят документальный фильм «Борис Гмыря» (Укртелефильм, 1983, режиссёр О. И. Бийма).
Сталинская премия 2-й степени за концертно-исполнительскую деятельность (1952). Награждён орденом Ленина (1960).
В 1973 г. в Киеве на доме, где в 1951–1969 гг. жил певец (улица Крещатик, 15), установлена мемориальная доска с его портретным изображением (скульптор И. П. Кавалеридзе, архитектор А. Ф. Игнащенко); здесь же открыт мемориальный музей-квартира. В Лебедине при Доме культуры основан музей-комната Б. Р. Гмыри. Его именем названы улицы в Киеве, Полтаве, Харькове, Чернигове, Сумах, Лебедине; музыкальные школы в Днепропетровске (ныне Днепр), Лебедине, Харькове. В Киеве в 1993 г. создан фонд Б. Р. Гмыри, в 2004 и 2008 гг. прошли международные конкурсы вокалистов его имени.