Литвиненко-Вольгемут Мария Ивановна
Литвине́нко-Во́льгемут Мари́я Ива́новна (Марія Іванівна Литвиненко-Вольгемут; урождённая Литвиненко, в замужестве Вольгемут) [1(13).2.1892, Киев – 3.4.1966, там же], украинская певица (лирико-драматическое сопрано), педагог, народная артистка СССР (1936).
Биография
Дочь Ивана Ивановича Литвиненко, рабочего завода «Арсенал». С детства пела в церковном хоре. В 1901–1906 гг. училась в приходском училище при заводе «Арсенал». С 1906 г. участвовала в спектаклях любительского музыкально-драматического кружка, исполняла партии Наталки («Наталка Полтавка» Н. В. Лысенко), Оксаны («Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовского), драматическую роль Гали («Назар Стодоля» Т. Г. Шевченко) и др. В 1908–1912 гг. обучалась в Киевском музыкальном училище (ныне Киевская муниципальная академия музыки имени Р. М. Глиэра; класс пения М. П. Алексеевой-Юневич). В 1912–1914 гг. солистка Музыкально-драматического театра Н. К. Садовского в Киеве, исполняла здесь в том числе партии Наталки, Панночки («Наталка Полтавка», «Утопленница» Лысенко), Оксаны («Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского), Катерины (одноимённая опера Н. Н. Аркаса).
В 1914–1916 гг. выступала в петроградском Театре музыкальной драмы. Среди партий: Купава («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова), Лиза, Татьяна, Настасья, Оксана («Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Чародейка», «Черевички» П. И. Чайковского), Аида (одноимённая опера Дж. Верди), Микаэла («Кармен» Ж. Бизе), Маргарита («Фауст» Ш. Гуно), Кундри («Парсифаль» Р. Вагнера), Джульетта («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха). «Здесь я научилась художественно и музыкально раскрывать образ», – вспоминала певица (Литвиненко-Вольгемут. 1936). В ноябре 1916 – феврале 1917 гг. пела в Киевской опере (антреприза М. Ф. Багрова), среди новых партий: Тоска (одноимённая опера Дж. Пуччини), Надежда («Аскольдова могила» А. Н. Верстовского), Ярославна («Князь Игорь» А. П. Бородина), Милитриса («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова).
В 1918 г. вновь играла в спектаклях театра Садовского в Киеве. В 1919 г. вместе с режиссёром А. С. Курбасом и художником А. Г. Петрицким участвовала в организации и входила в состав 1-го украинского советского оперно-балетного театра «Украинская государственная музыкальная драма» (открылся оперой Н. В. Лысенко «Утопленница», действовал с июля по сентябрь 1919, во многом опирался на художественные принципы петроградского Театра музыкальной драмы).
В 1920–1922 гг. солистка организованной ею (вместе с мужем Г. Н. Вольгемутом, театральным администратором) музыкально-драматической труппы – «Первого трудового кооператива украинских артистов» (Украинский народный театр) в Виннице. Наряду с драматическими спектаклями в репертуар входили оперы: «Галька» С. Монюшко, «Сельская честь» П. Масканьи, «Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовского, «Утопленница», «Энеида», «Рождественская ночь» Н. В. Лысенко, «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Рогнеда» А. Н. Серова. Помимо участия в этих спектаклях, Литвиненко-Вольгемут исполняла главные роли в пьесах «Ой не ходи, Грицю» и «Цыганка Аза» М. П. Старицкого. Одновременно организовала в Виннице «Прифронтовую театральную труппу», с которой выступала в воинских частях.
В 1922–1923 гг. пела в Киевском оперном театре имени К. Либкнехта; здесь её репертуар пополнился партией Джоконды (одноимённая опера А. Понкьелли) и партиями в операх Р. Вагнера: Елизавета («Тангейзер»), Эльза («Лоэнгрин»), Зиглинда («Валькирия»). В 1923–1925 гг. солистка Харьковской русской оперы, в 1925–1935 гг. – Украинской государственной столичной оперы. Среди лучших партий, исполненных Литвиненко-Вольгемут на харьковской сцене: Галька (одноимённая опера Монюшко, 1923, в партии Йонтека – И. С. Козловский), Катерина (одноимённая опера Аркаса, 1924) и Одарка («Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского, 1927).
В 1935–1953 гг. солистка Киевского театра оперы и балета имени Т. Г. Шевченко. Особой популярностью пользовался спектакль «Запорожец за Дунаем» с участием Литвиненко-Вольгемут (Одарка) и И. С. Паторжинского (Карась). Создала проникновенный образ Насти, жены Тараса Бульбы («Тарас Бульба» Лысенко). Первая исполнительница партий в операх «Купало» А. К. Вахнянина (Одарка), «Взрыв» Б. К. Яновского (Наташа), «Наймичка» М. И. Вериковского (Ганна), «Честь» Г. Л. Жуковского (Жеребенчиха), «Богдан Хмельницкий» К. Ф. Данькевича (Варвара; её последняя партия). В годы Великой Отечественной войны находилась в эвакуации с театром в Уфе и Иркутске; выезжала на Юго-Западный фронт, где пела перед воинами на передовой линии фронта и перед ранеными в госпиталях. Гастролировала (вместе с Паторжинским) во многих городах Украины, Урала, Сибири, Кавказа, Крыма. Выступала за рубежом – во Франкфурте-на-Майне, Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Лейпциге.
В 1920–1922 гг. преподавала в Винницкой народной консерватории, в 1930-х гг. занималась с молодыми певцами в Харькове и Киеве, в 1944–1964 гг. преподавала в Киевской консерватории (профессор с 1946). Среди её учеников: B. Ф. Гуров, Н. Е. Квасница, Н. Е. Настека, А. Ф. Шестакова. Член жюри конкурсов вокалистов (с 1947).
Характеристика творчества
Обладала сильным голосом мягкого тембра, широкого диапазона, исполнение отличалось музыкальной выразительностью, глубиной раскрытия образов. Лучшими в репертуаре Литвиненко-Вольгемут стали партии с ярким национальным колоритом – Одарка и Оксана («Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского), Наталка Полтавка и Терпелиха, Настя («Наталка Полтавка», «Тарас Бульба» Лысенко), Ганна («Наймичка» Вериковского); партии в классических операх – Ярославна («Князь Игорь» Бородина), Купава («Снегурочка» Римского-Корсакова), Лиза, Настасья («Пиковая дама», «Чародейка» Чайковского). По характеристике А. А. Гозенпуда, «искусство Литвиненко-Вольгемут – искусство высокой этической красоты. Лучшие образы, ею созданные, воплощают духовное благородство и нравственное величие русской и украинской женщины, верной любви и долгу» (Гозенпуд. 1951. С. 21). Одна из лучших исполнительниц партий в операх Вагнера: Эльза и Ортруда («Лоэнгрин»), Елизавета и Венера («Тангейзер»), Ева, Кундри («Нюрнбергские мейстерзингеры», «Парсифаль»).
Камерный репертуар Литвиненко-Вольгемут включал произведения Лысенко, Я. С. Степового, К. Г. Стеценко, М. И. Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Римского-Корсакова, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, Ц. А. Кюи, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, И. Брамса, Э. Грига, украинские народные песни. Для певицы писали произведения Л. Н. Ревуцкий, Б. Н. Лятошинский, Г. И. Майборода, Ю. С. Мейтус, О. В. Тактакишвили, Б. А. Мокроусов и другие композиторы.
Аудиозаписи. Фильмы
С участием Литвиненко-Вольгемут записаны оперы «Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского (Одарка; 1950, студийная запись, дирижёр В. С. Тольба, в партии Андрея – Козловский; 1951, запись по трансляции, дирижёр В. И. Пирадов, в партии Андрея – П. С. Белинник, хранится в Гостелерадиофонде), «Наталка Полтавка» Лысенко (Терпелиха, 1950), арии из опер «Пиковая дама» Чайковского, «Запорожец за Дунаем» (романс Оксаны), «Наталка Полтавка» и «Тарас Бульба» Лысенко, «Ледовое побоище» Г. П. Таранова, «Купало» Вахнянина, «Наймичка» Вериковского, украинские народные и советские песни (в том числе дуэты с Паторжинским).
Снялась в фильме-опере «Запорожец за Дунаем» (1953, Одарка, режиссёр В. И. Лапокныш), в фильме «Концерт мастеров украинского искусства» (1952, дуэт Одарки и Карася из оперы «Запорожец за Дунаем», с Паторжинским, режиссёр Б. В. Барнет). Озвучила партию Наталки в фильме-опере «Наталка Полтавка» (1936, режиссёр И. П. Кавалеридзе).
Награды
Сталинская премия 1-й степени за 1943–1944 гг. (вручена в 1946) за выдающиеся достижения в области театрально-вокального искусства. Награждена орденом Ленина (1946), орденами Трудового Красного Знамени (1936, 1948, 1951).
Память
В Киеве в честь Литвиненко-Вольгемут названа улица; на доме, где жила певица (улица Евгения Чикаленко, 20А), установлена мемориальная доска (скульптор А. П. Олейник, архитектор В. Г. Гнездилов, 1977).