Калатозов Михаил Константинович
Калато́зов Михаи́л Константи́нович (урождённый Калатозишвили) [15(28).12.1903, Тифлис, ныне Тбилиси – 27.3.1973, Москва], грузинский и российский кинорежиссёр, народный артист СССР (1969).
С 1923 г. работал на студии Госкинпрома Грузии в Тифлисе (киномеханик, лаборант, монтажёр, ассистент оператора, оператор). В 1925 г. сыграл роль духанщика Саморе в фильме «Дело Тариэла Мклавадзе» И. Н. Перестиани. Как оператор и соавтор сценария сотрудничал с режиссёрами Л. В. Кулешовым, Л. Ф. Пушем и Н. М. Шенгелаей. Снятые Калатозовым в 1927 г. сюжеты о пуске электростанции (посёлок Загэс) и другие продемонстрировали, по мнению Кулешова, «блестящую операторскую работу» с «нефотогеничным» материалом (Кулешов Л. В. Собрание сочинений. Т. 2. М., 1988. С. 99). В 1928 г., под влиянием монтажных концепций Э. И. Шуб и при её поддержке, совместно с Н. В. Гогоберидзе снял фильм «Их царство» («18–28»).
Первой значительной работой стал фильм «Соль Сванетии» (1930, оператор Ш. Н. Гегелашвили). В отборе этнографического и природного материала, в его экспрессивной обработке (посредством диагональных внутрикадровых композиций, крупных планов, динамичной камеры и напряжённого монтажного ритма) чувствовалось влияние идей ЛЕФа. Внимание к изобразительному решению фильма и стремление к зрелищности определили режиссёрскую стилистику Калатозова, а романтическая тема борьбы человека с природой и с самим собой стала ведущей в его творчестве.
В 1932 г. поставил притчу «Гвоздь в сапоге» о приведшем к военному поражению тыловом бракодельстве (запрещён за «неправильный» показ Красной Армии).
В 1933 г. для изучения звукового кино Калатозов был зачислен слушателем в ленинградскую Государственную академию искусствознания (ГАИС; в 1962 объединена с Ленинградским театральным институтом имени А. Н. Островского).
Принимал участие в деятельности Ленинградской организации Ассоциации работников революционной кинематографии (ЛенАРРК). В 1934 г. вернулся в Тифлис (до 1936 директор студии Госкинпрома Грузии). За документальный фильм «15-летие Советской Грузии» (1935, не вышел на экраны) Калатозов был обвинён в формализме. Возвратившись в Ленинград, в 1936–1938 гг. работал над сценарием фильма «Шамиль» («Горные орлы»). В 1937 г. окончил аспирантуру ГАИС и был зачислен режиссёром на киностудию «Ленфильм». В 1939 г. поставил приключенческий фильм о лётчиках «Мужество», в 1941 г. – фильм «Валерий Чкалов». В фильме о героизме жителей блокадного Ленинграда «Непобедимые» (1942, совместно с С. А. Герасимовым) найденное Калатозовым равновесие между «документальной» простотой и масштабностью предвосхитило стилистику создаваемых в 1960-х гг. отечественных фильмов о войне.
С 1943 г. работал на «Мосфильме». В том же году поставил «Киноконцерт к 25-летию Красной Армии» (совместно с Герасимовым и Е. Л. Дзиганом), в 1946 г. вышедший в американский прокат в сокращённой версии под названием «Московский мюзик-холл».
В 1943–1944 гг. уполномоченный Комитета по делам кинематографии при Совете Народных Комиссаров (СНК) СССР в США. В результате этой деятельности Калатозова «Мосфильм» был оснащён современной американской кинотехникой, а советские киноработники и руководители ознакомились с новейшей продукцией Голливуда.
В 1944–1948 гг. начальник Главка по производству художественных фильмов. В 1946 г. возглавлял советскую делегацию на 1-м Международном Каннском кинофестивале. В 1946–1948 гг. заместитель министра кинематографии СССР (разрабатывал программу организационно-экономических реформ киноотрасли).
«Холодная война» определила тему первого цветного фильма Калатозова («Заговор обречённых», 1950, премия Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1950, Сталинская премия за 1950, вручена в 1951). Посвящённый Ф. Э. Дзержинскому фильм «Вихри враждебные» – типичная позднесталинская историко-биографическая лента (1953, вышла на экраны в 1956). Одним из первых опытов кино «оттепели» стала лирическая комедия «Верные друзья» (1954, премия Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1954). Работа над фильмом «Первый эшелон» (1955), в связи с болезнью и смертью оператора Ю. И. Екельчика, была продолжена С. П. Урусевским, сотрудничество с которым определило следующий этап в творчестве Калатозова.
В 1957 г. снял фильм «Летят журавли», получивший мировую известность (главные призы Каннского кинофестиваля, 1958, и других международных смотров) и ставший одним из символов «оттепели». Здесь Калатозов вернулся к чёрно-белой гамме и во многом к своему раннему экспрессивному стилю, предоставив Урусевскому широкие возможности визуального экспериментирования.
В 1958 г. Калатозов – художественный руководитель фильма «Дело "пёстрых"». Яркой экспериментаторской работой стал фильм «Неотправленное письмо» (1959) о трагической судьбе группы геологов, соединявший психологизм и романтизм, ощущение подлинности и масштабности отснятого в тувинских Саянах материала и максимальной активности (и вместе с тем условности) изображения.
Кинопоэма «Я – Куба» (1964) посвящена Кубинской революции. Стремясь найти изобразительный эквивалент спонтанности исторического момента, Калатозов и Урусевский использовали исключительно ручную камеру; фильм вновь продемонстрировал умение Калатозова интегрировать в режиссёрский замысел индивидуальное видение коллеги-оператора, стремление к нестандартным и зрелищным изобразительным решениям. В последнем фильме, «Красная палатка» (1969), посвящённом истории спасения экспедиции У. Нобиле к Северному полюсу, Калатозов вернулся к цвету, продемонстрировав свою классическую манеру, сочетавшую условность и документальность, пафос подвига и эпические картины природы.