Корчмарёв Климентий Аркадьевич
Корчмарёв Климе́нтий Арка́дьевич [21.6(3.7).1899, Верхнеднепровск, Екатеринославская губерния, Российская империя, ныне Днепропетровская область, Украина – 7.4.1958, Москва; похоронен на Новодевичьем кладбище], российский композитор, музыкальный критик, заслуженный деятель искусств Туркменской ССР (1944).
Жизненный и творческий путь
В 1919 г. окончил Одесскую консерваторию с золотой медалью по классу фортепиано Г. М. Бибер (Бибер-Киршон) и по классу композиции В. Малишевского. В 1919–1923 гг. жил на Украине, в том числе с 1921 г. преподавал в Екатеринославской консерватории (с 2016 Днепропетровская академия музыки имени М. Глинки), выступал как пианист. В 1923 г. переехал в Москву и вступил в Российскую ассоциацию пролетарских музыкантов. В 1925 г. вместе с группой лиц вышел из неё и стал одним из организаторов Объединения революционных композиторов и музыкальных деятелей (ОРКИМД). Выступал как музыкальный критик и рецензент.
В произведениях начала 1920-х гг. заметно влияние музыки А. Н. Скрябина, в частности на его тему написаны Вариации для скрипки, виолончели и фортепиано (1923). Другие инструментальные сочинения Корчмарёва: сонаты для альта (1921), контрабаса (1926) и скрипки (1928) с фортепиано, Струнный квартет (1935), Скрипичный концерт (1937) и «Вальс» для симфонического оркестра (1940).
Во 2-й половине 1920-х гг. центр интересов композитора сместился в сторону социальной тематики: он написал много хоровых произведений (особенно популярен был в то время «Левый марш» на стихи В. В. Маяковского, 1924), 3 вокальные пьесы (на слова из поэмы «Комсомолия» А. И. Безыменского, 1923), «Революционный карнавал» для фортепиано (вариации на тему французской революционной песни «Карманьола», 1924), ряд театральных произведений, в том числе оперу «Иван-солдат» (либретто Д. П. Смолина, поставлена в 1927 в Москве) и балет («хореодраму») «Крепостная балерина» (либретто Смолина, поставлен в 1927 в Ленинградском театре оперы и балета).
В 1930-е гг. сочинил 3 симфонии с хором: № 1 – «Октябрь» (1931, слова В. В. Маяковского и С. М. Городецкого, на материале оперы «Десять дней, которые потрясли мир», либретто по Дж. Риду, завершена в 1931, не поставлена), № 2 – «Голландия» (1933, слова Й. Ласта в переводе Н. С. Берендгофа), № 3 – «Народы свободной страны» (вариант названия – «Народы Советской страны», 1935, слова М. А. Улицкого). Написал оперетту «Ганна» (варианты названия – «Ранняя красавица», «Джоконда»; либретто С. Ветлугина и Л. И. Ошанина, поставлена в 1939 в Театре музыкальной комедии, Хабаровск).
В 1939–1947 гг. Корчмарёв работал в Туркмении, изучал музыкальный фольклор, записал более 200 народных песен. Крупные театральные произведения этого времени: комическая опера «Счастливая молодость» («Байлы яшлык», либретто А. Н. Афиногенова и Р. Сеидова, поставлена 23 февраля 1942, Туркменский театр оперы и балета, Ашхабад), 2 балета – «Алдар Косе» («Весёлый обманщик», либретто К. Бурунова и Н. С. Холфина по мотивам туркменских сказок, поставлен 31 октября 1942 там же; 2-я редакция – 1949, Театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко) и «Девушки моря» (либретто Холфина, поставлен в 1944, Туркменский театр оперы и балета). Большую известность в республике получил балет «Алдар Косе» – первый туркменский балет.
По возвращении из Туркмении композитор продолжил сказочную тему в балете «Аленький цветочек» (либретто Л. И. Черкашиной, по С. Т. Аксакову, 1949, Новосибирский театр оперы и балета).
В 1950-е гг. Корчмарёв написал ряд сочинений на китайскую тему, среди них – кантата «Свободный Китай» (1950, слова М. Л. Матусовского; Сталинская премия 2-й степени, 1951) и его последняя опера – «Дитя радости» (на основе музыки к спектаклю «Седая девушка» по произведениям средневековых китайских поэтов, 1952; 1-я редакция на либретто Л. И. Черкашиной, Н. Кликова и Г. А. Регистана поставлена в 1955 в Бурятском театре оперы и балета; 2-я редакция на либретто Черкашиной и А. А. Жарова поставлена в 1959 в Белорусском театре оперы и балета).
Среди других сочинений: музыка к драматическим спектаклям «Пролитая чаша» Ван Ши-фу (1952), «Отважная Джерен» Л. И. Черкашиной (1952), фильмам «Шуми, городок» (1939, режиссёр Н. Ф. Садкович), «Далёкая невеста» (1948, режиссёр Е. А. Иванов-Барков), к мультфильмам «Братья Лю» и «Сказка про белого бычка».
Жена – Лидия Ивановна Черкашина (1914–1959), драматург, либреттист.
Опера «Иван-солдат»
Из сочинений К. А. Корчмарёва наибольшую известность получило «музыкальное представление» (по авторскому определению) «Иван-солдат» – одна из первых советских опер (поставлена в 1927 в Экспериментальном театре – филиале Большого театра). В статье «К проблеме советской оперы» отмечалось: «Это произведение, с одной стороны, несомненно связано с периодом музыкальных "агиток" и ведёт своё начало от инсценировок эпохи военного коммунизма, с другой же – представляет собой первую попытку создания советской сатирической оперы» (Иорданский. 1933. С. 37). М. М. Ипполитов-Иванов считал, что это произведение «следует рассматривать как первый опыт в большом масштабе музыкально-сценического примитива, почти лубка, по своему характеру приближающегося к народным представлениям… и, как таковое, оно является занятным зрелищем, могущим привлечь внимание публики» (цит. по: А. П. Иван-солдат. 1926. С. 21). Справедливость мнения Ипполитова-Иванова подтверждал и сам автор: «При сочинении "Иван-солдат" мною, главным образом, руководило желание дать оперный спектакль, который доходил бы до широких слоёв массового слушателя» (РОН «Иван-солдат», беседа с К. А. Корчмарёвым. 1927. С. 13).
В основе сюжета лежит сказка о Жар-птице, дополненная мотивами других русских народных сказок. Композитор трактует сказочных персонажей метафорически в духе времени: Жар-птица олицетворяет свободу, Баба-Яга – старуху-помещицу, Кащей – генерала тайной канцелярии, свита Кащея (Опивало с Объедайлой, Большой Карман с Денежкой, Лежачий и Сидячий) – типичные людские пороки, а царство Неописанной Красоты – идеальный мир свободного труда. Драматургия строится как ряд этапов, преодоление которых постепенно приближает героя к желанной цели: в 1-м действии Царь Обалдуй посылает Ивана за Жар-птицей, во 2, 3 и 4-м действиях Иван побеждает соответственно Бабу-Ягу, Кащея и Змея; в конце 4-го действия наступает развязка – Иван попадает в царство Неописанной Красоты, где встречается с женой – Алёной, финал оперы – общая пляска. Оригинальным выглядит приём «театр в театре»: Двое у занавеса открывают и закрывают занавес, объявляют выходы новых персонажей и иногда поясняют происходящее на сцене; их роли разговорные, в начале и конце каждого действия звучит их лейтмотив. Персонажи из «реального» мира охарактеризованы песенным тематизмом, фантастические – инструментальным (исключение – Шествие кащеевых слуг в 3-м действии на мотив старинной украинской песни). Композитор активно цитирует народные песни: для характеристики Обалдуя использована песня «Во кузнице», Ивана в 1-м действии сопровождают 2 рекрутские песни, а во 2-м действии – украинская революционная песня; заключительная пляска основана на песне шахтёров Криворожья и песне «Я на камушке сижу». Для отрицательных персонажей автор находит оригинальные тембровые решения: Обалдуй сопровождается лейттембрами флейты-пикколо и фагота, Баба-Яга – звучанием струнных sul ponticello в сочетании с арфой и челестой («писк» Бабы-Яги передают 6 сопрано пением с закрытым ртом). Кащей – мимический герой, за которого «разговаривает» Череп, постоянно сопровождающий Кащея на сцене.
Общая стилистика произведения опирается на средства, выработанные композиторами «Могучей кучки», наиболее сильное влияние оказало творчество Н. А. Римского-Корсакова: параллели с его сочинениями (с оперой «Кащей Бессмертный» и др.) возникают и на уровне отдельных персонажей и сюжетных мотивов (Кащей; Вихрь, сметающий царство Кащея и открывающий ворота в царство Неописанной Красоты), и на уровне музыкального тематизма (так, лейтмотив Кащея напоминает лейтмотив Бомелия из оперы «Царская невеста»).
В 1928 г. из музыки оперы «Иван-солдат» Корчмарёв сделал одноимённую сюиту.