Иванов Андрей Алексеевич
Ивано́в Андре́й Алексе́евич [30.11(13.12).1900, Замостье Люблинской губернии Российской империи, ныне Замосць, Польша – 1.10.1970, Москва; похоронен на Новодевичьем кладбище], российский певец (баритон), народный артист СССР (1944).
Сын учителей гимназии. С детства пел в хоре, играл в любительском оркестре народных инструментов. В 1921–1924 гг. учился в Киевском высшем кооперативном техникуме (ныне Киевский кооперативный институт бизнеса и права) и вокальной студии Н. Н. Лунда в Киеве, выступал статистом в Государственном оперном театре имени К. Либкнехта. В 1925 г. исполнил заглавную партию в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского в выпускном студенческом спектакле Киевского музыкального техникума (в 1934 объединён с Высшим музыкально-драматическим институтом имени Н. В. Лысенко в Киевскую консерваторию, ныне Национальная музыкальная академия Украины имени П. И. Чайковского), выступление зачли как окончание оперного класса и дипломную работу.
В 1925–1926 гг. пел в составе передвижной Киевской оперной труппы В. А. Ганфа в городах Поволжья, Северного Кавказа и др. (среди известных гастролёров, часто выступавших с труппой: Г. С. Пирогов, П. И. Цесевич); за год исполнил 22 оперные партии, в их числе: заглавные партии в операх «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Демон» А. Г. Рубинштейна, Елецкий, Томский («Пиковая дама» П. И. Чайковского), Риголетто, Жермон, Амонасро («Риголетто», «Травиата», «Аида» Дж. Верди), Невер («Гугеноты» Дж. Мейербера), Валентин («Фауст» Ш. Гуно), Тонио, Сильвио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе).
В 1926–1928 гг. солист Азербайджанского театра оперы и балета в Баку, где наряду со старым репертуаром исполнил новые партии – Веденецкого гостя («Садко» Н. А. Римского-Корсакова) и Фредерика («Лакме» Л. Делиба); летом 1927 г. гастролировал в Астрахани. В последующие годы, работая в Одесском (1928–1931) и Свердловском (1931–1934) театрах оперы и балета, пополнил репертуар советскими («Яблоневый плен» О. С. Чишко, «Декабристы» В. А. Золотарёва, «Разлом» В. А. Фемелиди, «Северный ветер» Л. К. Книппера) и современными западными («Джонни наигрывает» Э. Кшенека) операми.
В 1934–1949 гг. солист Украинского театра оперы и балета (Киев). Лучшие партии, исполненные Ивановым на этой сцене: Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Остап («Тарас Бульба» Н. В. Лысенко), Грязной, Мизгирь («Царская невеста», «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова), заглавные партии в операх «Мазепа» П. И. Чайковского, «Риголетто» Дж. Верди, «Демон» А. Г. Рубинштейна; в советском репертуаре – Щорс (одноимённая опера Б. Н. Лятошинского), Фрунзе («Перекоп» Ю. С. Мейтуса, В. П. Рыбальченко и М. Д. Тица), Евгений Листницкий и Нагульнов («Тихий Дон» и «Поднятая целина» И. И. Дзержинского).
В 1950–1956 гг. солист московского Большого театра, выступал здесь в партиях Валентина, Жермона, один из лучших исполнителей партий Князя Игоря и Демона на этой сцене; принимал участие в московской премьере оперы Г. Л. Жуковского «От всего сердца» (1951, Матвей).
Обладал лирико-драматическим баритоном бархатного тембра; исполнение отличалось одухотворённостью, осмысленностью и эмоциональной выразительностью. Для искусства Иванова характерны тонкость фразировки, чувство стиля, умение создавать законченный образ вокальными средствами.
Выступал как концертный певец (активная концертная деятельность Иванова началась во время Великой Отечественной войны), владел обширным камерным репертуаром. Гастролировал в Австрии, Венгрии, Чехословакии, ГДР, Великобритании.
С участием Иванова записаны оперы «Риголетто» Дж. Верди (1947), «Евгений Онегин» и «Черевички» П. И. Чайковского (Светлейший; обе – 1948), «Князь Игорь» А. П. Бородина (1951), сцены и арии из опер «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, «Демон» и «Нерон» А. Г. Рубинштейна, «Вильгельм Телль» Дж. Россини, «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Пиковая дама» и «Мазепа» Чайковского, «Дубровский» Э. Ф. Направника, «Алеко» С. В. Рахманинова, «Гамлет» А. Тома, «Богема» Дж. Пуччини, «Тангейзер» Р. Вагнера, «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, «Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовского, «Наталка Полтавка» Н. В. Лысенко, «Броненосец "Потёмкин"» О. С. Чишко, «Щорс» Б. Н. Лятошинского, «Перекоп» Ю. С. Мейтуса, В. П. Рыбальченко и М. Д. Тица, романсы российских и западноевропейских композиторов, русские, украинские, польские народные песни, в том числе в дуэтах с И. С. Козловским, Г. П. Виноградовым, Г. М. Нэлеппом, З. А. Долухановой, А. Н. Клещёвой, В. И. Кильчевским, П. С. Белинником и другими певцами. Изданы сольные CD (на лейблах Preiser Records, Aquarius Classic, IMLab).
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1948), орденом «Знак Почёта» (1951).