Дух
Дух, фундаментальное понятие, означающее в различных религиозных учениях и философских системах верховное начало или высшую ступень в иерархии бытия и раскрывающееся в своём конкретном содержании в контексте его противопоставления природе, жизни, материи, душе и т. д.
В индийской философии понятие духа раскрывается прежде всего через отождествление Атмана (высшего субъективного духовного начала) с Брахманом – высшей объективной реальностью, безличным мировым духовным началом. При этом абсолют (Атман или Брахман) противопоставляется индивидуальной душе (дживе). В адвайта-веданте безличный Брахман (Брахман «без свойств») рассматривается как высшая реальность по отношению к личному Богу (Брахману «со свойствами») – продукту иллюзии (майя). В санкхье неизменное духовное начало – Пуруша – противопоставляется пракрити (материально-психической силе).
В античной философии различные аспекты духа представлены такими понятиями, как: всепроникающий логос (Гераклит); Ум-нус (греч. νοῦς, лат. intellectus) как мироустрояющее начало (Анаксагор); неподвижный перводвигатель мира, мыслящий самого себя (Аристотель); истекающая из Единого сфера истинно сущего, объемлющего в себе совокупность идей-первообразов всех вещей (Плотин и неоплатонизм); пневма в эллинистической философии и раннехристианской мысли («Дух Божий» в Септуагинте – греческом переводе Священного Писания – греч. πνεῦμα θεοῦ как перевод евр. רוח אלהים – rûaḥ 'Ĕlōhîm в Ветхом Завете; «божественный дух» как высшая часть человеческой души у Филона Александрийского и др.). В трёхчастной антропологии патристического периода в составе человека выделяются дух, душа и тело (ср. «тело духовное» и «тело душевное» у апостола Павла – 1 Кор. 15:44). Определяющим для христианского богословия является принципиальное различение между нетварным божественным духом (учение о Троице и Святом Духе) и дух тварных существ – ангелов и человека. В мусульманском богословии термин «дух» (араб. – روح), часто выступающий как синоним души (нафс), относился только к сотворённым существам, но не к Богу.
В философии Нового времени получает развитие рационалистическое понимание духа прежде всего как разума, мышления (лат. mens): дух как мыслящая субстанция, противопоставленная материи – протяжённой субстанции, как «способность суждения и размышления», отличающая человека от животных (Р. Декарт), как характеристика субстанций-монад, «обладающих разумом и волей» (Г. В. Лейбниц). Одним из синонимов духа (франц. l’esprit) у К. А. Гельвеция выступает гений как творческая способность человека к эпохальным открытиям и изобретениям. И. Кант в «Критике способности суждения» определяет дух как «способность изображения эстетических идей» (§ 49). Социальное измерение духа как присутствующего в человеческом сообществе надындивидуального начала раскрывается в таких понятиях, как «дух законов» у Ш. Л. Монтескьё, «всеобщая воля» у Ж.-Ж. Руссо, «дух народов», пронизывающий различные сферы национальной культуры и определяющий её историческое развитие, у И. Г. Гердера, «объективный дух», охватывающий право, гражданское общество, государство, у Г. В. Ф. Гегеля и других авторов.
Для немецкого классического идеализма характерно истолкование духа прежде всего как «абсолютной деятельности» (Ф. В. Шеллинг), реализующей единство субъекта и объекта. У раннего И. Г. Фихте Я в акте самосознания полагает самого себя и противостоящее ему не-Я. В философии тождества Шеллинга природа и дух предстают как два полюса единого Абсолюта: природа – как «видимый дух», Дух – как «невидимая природа». Дух – центральное понятие онтологии Гегеля – открывается в «опыте сознания» как подлинная основа всех явленных в нём образов, завершённая последовательность которых предстаёт как «феноменология духа» – свободная от случайностей история его становления для субъекта как актуально бесконечной определённости – «абсолютного знания», уже не нуждающегося в «существовании» как субстрате (подобно тому как аристотелевский Ум-нус не нуждается в связи с материей). Спонтанное движение духа, раскрывающее содержание этого «абсолютного знания» в дискурсивной форме саморазвивающейся системы логических категорий, описывается – уже как бы с «точки зрения вечности» – в «Науке логики». В позднейшей «Энциклопедии философских наук» её 3-я часть – «Философия духа» – завершает постижение «идеи», или абсолюта, в её «для-себя-бытии» в форме конечного – «субъективного» и «объективного» духа – и бесконечного «абсолютного духа», представленного искусством, религией и философией.
Для различных философских течений 19–20 вв. характерны психологизация духа, сведение его к «интеллектуальным способностям» (А. Шопенгауэр), «сознанию», «внутреннему опыту» человека (В. Вундт), отождествление со смысловым содержанием человеческой культуры (В. Дильтей, В. Виндельбанд), сверхиндивидуальной интерсубъективной значимостью её созданий (Э. Кассирер, Э. Шпрангер и др.). Симптоматично в этом отношении появление в Германии в 19 в. направления «истории духа» как специфического способа истолкования истории культуры (прежде всего философии, религии, литературы) и методологическое противопоставление гуманитарных наук – «наук о духе» – естественно-научному знанию («наукам о природе»).
В восходящем к Ф. Ницше натуралистическом варианте философии жизни дух противопоставляется сфере жизненных влечений как насильственное начало, расчленяющее и разрушающее спонтанный поток душевной жизни [Л. Клагес, «Дух как противник души» («Der Geist als Widersacher der Seele», Bd 1–3, 1929–1932), и др.]. В пантеистически окрашенной метафизике позднего М. Шелера изначальное напряжение «бессильного духа» и мощного, но слепого витального «порыва» разрешается через их взаимопроникновение, приводящее к «оживотворению» духа и осуществлению вечного Божественного начала (лат. Deitas) в мире. В онтологии Н. Гартмана дух как высший слой бытия также оказывается слабее низших (психики и жизни), от которых он зависит.
В различных направлениях философской антропологии и психологии дух выступает как характеристика мотивационно-смысловых аспектов личности, её творческих потенций и ценностных установок (см. статьи Понимающая психология, Гуманистическая психология). Понятие духа оказывается при этом более широким, чем понятие сознания, охватывая также бессознательные и сверхсознательные переживания и установки.