Санкхья
Са́нкхья (санскр. सांख्य, буквально – зависящее от числа, исчисление), одна из шести «ортодоксальных» философских школ (даршан) Индии, признающих авторитет Вед, хотя истоки её выходят за рамки собственно ведийской традиции, отражая древние пласты мышления, связанные с числовыми комплексами и перечнями элементов мироздания.
В «средних» упанишадах (особенно в «Катхе» и «Шветашватаре»), в буддийской литературе, в частности в «Жизнеописании Будды» Ашвагхоши, в медицинском трактате «Чарака-самхита», в аюрведе, в «Махабхарате» и особенно в «Бхагавадгите» встречаются идеи, напоминающие санкхью содержащимися в них списками элементов мироздания и противопоставлением активной, множественной и постоянно изменчивой Пракрити, или прадханы («природы», «основы»), и неактивного, неизменного и вечного Пуруши («сознания»). В разных версиях ранней, так называемой эпической, санкхьи число таких элементов различно (7, 9, 17, 20, 26, 25, 30).
Классическую философскую форму санкхья получила в труде Ишваракришны «Санкхья-карика» (4–5 вв.), а текст «Санкхья-сутры», приписываемый Капиле, легендарному основателю санкхьи, появился лишь в 14 в. Из комментариев к «Санкхья-карике» наиболее авторитетны «Санкхья-карика-бхашья» Гаудапады (4–5 вв.), «Юктидипика» («Свет аргументов»; 6 или 7 вв.; предполагаемый автор – Раджан или Раджана), «Таттвакаумуди» («Лунный свет первоначал») Вачаспати Мишры (10 в.) и «Санкхья-сара» («Сущность санкхьи») Виджнянабхикшу (16 в.), который вслед за Анируддхой (15 в.) создал также комментарий к «Санкхья-сутрам».
В «Санкхья-карике» прежние традиции подверглись унификации и логическому обоснованию: количество принципов (таттв) было сведено к 25, из них первой таттвой провозглашён Пуруша, остальные же – Пракрити и продукты её эволюции («эволюты»). Наличие наряду с активной Пракрити противоположного начала – Пуруши (в роли абсолютного субъекта) делает санкхью дуалистической системой. Но это не дуализм активного духовного начала и инертной материи, а дуализм активного материально-психического начала, включающего мышление, и пассивно созерцающего сознания. Пракрити развивается по внутренним законам эволюции с единственной целью – привести Пурушу к осознанию своего фундаментального отличия от неё и тем самым помочь ему достичь освобождения от сансары, которое в санкхьи называется кайвалья [буквально «изоляция (Пуруши от Пракрити)»]. Таким образом, Пракрити существует не для себя, а для другого: «Как танцовщица удаляется, показав себя залу, так и Пракрити устраняется, раскрыв себя перед Пурушей» («Санкхья-карика», 58). Мысль – продукт Пракрити – без света сознания слепа и мертва. Присутствие Пуруши, наблюдающего за эволюцией Пракрити, но не вмешивающегося в её ход, сравнивается с присутствием источника света, освещающего мысли и чувства и тем самым делающего их доступными восприятию Пуруши (санкхья признаёт множественность пуруш).
Санкхья развивает теорию причинности, согласно которой следствие предсуществует в причине, как растение в ростке. В доказательство этого тезиса приводятся пять доводов: 1) то, что не существует, не может быть произведено – ничто не возникает из ничего; 2) всякое явление имеет свою материальную причину; 3) если бы существовали беспричинные явления, то всё производилось бы из всего и в мире царил бы полный хаос; 4) следствие производит только то, что потенциально заключено в причине; 5) без появления следствия причина не является причиной. В момент предсуществования в причине следствие пребывает в непроявленной, латентной форме, переходя затем на стадию проявления. Непроявленное имеет такой же статус существующего, как и проявленное.
Таким образом, в мире не возникает ничего нового, а только проявляется в определённой последовательности уже существующее. Пракрити состоит из бесчисленного множества гун – субстанций-сил, образующих три основные категории: саттва (свет, лёгкость, пластичность, радость), раджас (активность, движение, страдание), тамас (темнота, пассивность, торможение). Сами гуны не воспринимаемы, воспринимаются только их проявления в мире и в психике человека. В любом явлении идёт борьба гун, но в результате проявляется только одна из них, остальные переходят в латентное состояние. Пока гуны находятся в равновесии, Пракрити остаётся непроявленной, сигналом к нарушению равновесия является «безконтактное» воздействие на неё Пуруши, которое сравнивается с воздействием магнита на железную стружку. На первой стадии эволюции, когда преобладает саттва, возникает буддхи (интеллект) – не индивидуализированный и не ограниченный, поэтому его называют «великим» (махат). Из великого появляется аханкара (буквально – производитель Я), принцип индивидуации. Начиная с аханкары эволюция определяется поочерёдным преобладанием разных сочетаний гун, образуя соответственно три линии эволюции: вайкарика аханкара – индивидуация, при которой раджас помогает саттве, она порождает манас (ум); раджасика аханкара (индивидуация через гуну раджас) порождает 10 индрий – пять органов чувств, пять моторных органов (речь, манипулирование руками и ногами, испражнение и извержение семени); тамасика аханкара (когда раджас помогает тамасу) обеспечивает появление танматр («тонких сущностей», потенций слуха, вкуса, обоняния, осязания и зрения), из которых в свою очередь возникают соответствующие «грубые элементы» – акаша (эфир и носитель звука), ветер, огонь, вода и земля. Буддхи совместно с манасом и аханкарой образуют «внутренний орган» (антахкарана), с присоединением к нему танматр образуется «тонкое тело», которое перерождается в процессе сансары.
Теория познания санкхьи признаёт три независимых источника достоверного познания – восприятие с помощью чувств, логическое умозаключение и свидетельства авторитетов. В классической санкхьи нет места для божественного начала и даже выдвигались атеистические аргументы, но в дальнейшем имели место и теистической интерпретации (Виджняна Бхикшу).
Санкхья оказала значительное влияние на другие философские системы, особенно на йогу, которая заимствовала у неё метафизику и теорию познания и сама испытала влияние других направлений, особенно буддизма. Её психокосмогонические схемы использовались в разных направлениях веданты и в позднем индуизме, где они получали самую разную трактовку – дуализм мужского и женского начал (в тантризме), теистический дуализм Бога и индивида (в шайва-сиддханте, вишнуизме) или теистический монизм (в кашмирском шиваизме).