#Философские термины и понятияФилософские термины и понятияИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегФилософские термины и понятияФилософские термины и понятияНайденo 282 статьиФилософские школы, направления, движенияФилософские школы, направления, движения ОккамизмОкками́зм, направление в схоластике 14–15 вв., сформировавшееся главным образом под влиянием методологии и философии У. Оккама. Характерно критическое отношение к синтезу аристотелизма и христианского богословия – ключевому элементу схоластической мысли предшествующего периода. Общим для большинства оккамистов были эмпиризм в теории познания, номинализм в онтологии (подразумевавший также критику традиционной метафизики) и скептическое отношение к применению рациональных методов в богословии (вплоть до полного их отрицания).Термины МимесисМиме́сис, один из основных принципов античной эстетики, а также эстетики классицизма 16–18 вв. Понятие подражания – «мимесис» (греч. μίμησις, лат. imitatio) – восходит к практике древнегреческих архаических музыкально-драматических представлений и первоначально обозначало игру участника действа (мима). Расширение этого понятия у Платона и перенос его на искусство и изобразительные способности человека сопровождались критикой поэзии и познавательных возможностей в силу того, что чувственно воспринимаемые человеком явления – лишь отражения подлинных сущностей, идей. Аристотель в «Поэтике» исходит из подражания как универсальной врождённой способности человека, благодаря которой и существует искусство; виды его различаются средствами, предметом и способом подражания. В эпоху Возрождения «подражание природе» (лат. imitatio naturae) вновь становится центральным понятием искусства, особенно после того, как в 16 в. «Поэтика» Аристотеля входит в научный и художественный обиход. С расцветом классицизма и риторики в 17 – начале 18 вв. возвращается и понимание подражания как следования идеальным созданиям античного искусства. Как фундаментальная антропологическая категория понятие «миметической способности и практики» возрождается в философии культуры и эстетике 20 в. у В. Беньямина, Т. Адорно, Ж. Бодрийяра и др.Термины Объяснение (в философии)Объясне́ние, познавательная процедура, заключающаяся в углублении знания об определённом явлении путём включения его в более широкий контекст общепринятого и достоверного знания. В философии науки объяснение рассматривается как важнейшая функция научного познания наряду с открытием, описанием и предсказанием новых фактов и явлений. Философско-методологические проблемы, связанные со спецификой объяснения в разных областях науки, его логической структурой и другими вещами, начали обсуждаться с середины 19 в. Дж. С. Милль в «Системе логики» («A systeme of logic», 1843) выдвинул идею дедуктивной модели научного объяснения, ставшую одной из основных в философии науки 20 в. Приоритет в разработке строгих моделей научного объяснения принадлежит К. Попперу и К. Гемпелю.Термины ВернакулярныйВернакуля́рный (от лат. vernaculus – туземный, местный), термин, используемый в географии, социальной антропологии и других социальных науках. Обозначает формы локального знания и образа территории в глазах её жителей.Термины ИшваравадаИшварава́да, в индийской религиозно-философской мысли общее обозначение теистических доктрин веданты, ньяя-вайшешики, а также ряда вишнуитских и шиваитских систем.Термины Tabula rasaTabula rasa (с лат. – чистая доска), метафора отсутствия предопределённости, возможности создания любого содержания. Выражение восходит к Аристотелю: в трактате «О душе» он сравнивает ум с покрытой воском дощечкой для письма, на которой ещё ничего не написано. По мере эмпирического восприятия окружающего мира разум посредством рассуждения формирует абстрактные понятия и тем самым познаёт действительность. В разное время концепция ума как tabula rasa рассматривалась Ибн Синой, Ибн Туфайлем (в романе «Хай ибн Якзан»), Фомой Аквинским. Понятие tabula rasa является ключевым в эмпиризме Дж. Локка в контексте его критики врождённых идей.Термины ИмперативИмперати́в, одно из центральных понятий моральной философии И. Канта. Обозначает представление объективного принципа, принудительного для воли. Выражается в форме долженствования и тем самым указывает на отношение объективного закона разума к такой воле, которая по своему субъективному свойству не определяется этим законом с необходимостью. Понятие императива (и прежде всего категорического императива) находит переосмысление в последующем немецком идеализме (в частности, у И. Г. Фихте и Г. В. Ф. Гегеля).Термины Модальность (в философии)Мода́льность, характеристика ситуации в качестве онтологически или логически необходимой, случайной, возможной, во временны́х характеристиках, эпистемических и характеристиках действий, обязательности и подобных. В современной логике различают суждения ассерторические (простые утверждения) и модальные, в которых не только утверждается наличие или отсутствие некоторого положения дел, но даётся также его дополнительная характеристика посредством указанных выше терминов. Свойства модальности исследуются в модальной логике.Философские школы, направления, движения Временная логикаВременна́я ло́гика, раздел современной модальной логики, изучающий логические связи временны́х утверждений. Временная логика включает множество логических систем (логик), распадающихся на две группы: 1) A-логики времени, рассматривающие временны́е утверждения, истинностное значение которых может быть разным в разные моменты времени; 2) B-логики времени, имеющие дело с временны́ми утверждениями, истинностное значение которых не меняется с течением времени. Временная логика применяется в анализе естественного языка, в исследованиях в области искусственного интеллекта, в компьютерных науках.Философские школы, направления, движения Опрощение (в философии Л. Н. Толстого)Опроще́ние, образ жизни, характеризующийся ограничением потребностей. Жизненная установка, присущая опрощению, отчасти сходна с идеями различных философских, религиозных и социальных учений от Античности до Нового времени: философии киников и стоиков, буддизма, христианского аскетизма, концепции «естественного человека» Ж.-Ж. Руссо, книги Г. Торо «Уолден, или Жизнь в лесу». В русский язык понятие вошло как обозначение нравственно-социальной концепции Л. Н. Толстого, воспринятой и реализованной его учениками (толстовцами), хотя сам писатель в своих работах его не употреблял. Обозначение религиозно-нравственного учения позднего Толстого как опрощения последовательно проводится в статье Н. Н. Минского «Толстой и реформация» (1909) и в статье С. Н. Булгакова «Простота и опрощение» (1912). 12345