#Философские термины и понятияФилософские термины и понятияИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегФилософские термины и понятияФилософские термины и понятияНайденo 279 статейТерминыТермины ВернакулярныйВернакуля́рный (от лат. vernaculus – туземный, местный), термин, используемый в географии, социальной антропологии и других социальных науках. Обозначает формы локального знания и образа территории в глазах её жителей.Термины ИшваравадаИшварава́да, в индийской религиозно-философской мысли общее обозначение теистических доктрин веданты, ньяя-вайшешики, а также ряда вишнуитских и шиваитских систем.Термины Tabula rasaTabula rasa (с лат. – чистая доска), метафора отсутствия предопределённости, возможности создания любого содержания. Выражение восходит к Аристотелю: в трактате «О душе» он сравнивает ум с покрытой воском дощечкой для письма, на которой ещё ничего не написано. По мере эмпирического восприятия окружающего мира разум посредством рассуждения формирует абстрактные понятия и тем самым познаёт действительность. В разное время концепция ума как tabula rasa рассматривалась Ибн Синой, Ибн Туфайлем (в романе «Хай ибн Якзан»), Фомой Аквинским. Понятие tabula rasa является ключевым в эмпиризме Дж. Локка в контексте его критики врождённых идей.Термины ИмперативИмперати́в, одно из центральных понятий моральной философии И. Канта. Обозначает представление объективного принципа, принудительного для воли. Выражается в форме долженствования и тем самым указывает на отношение объективного закона разума к такой воле, которая по своему субъективному свойству не определяется этим законом с необходимостью. Понятие императива (и прежде всего категорического императива) находит переосмысление в последующем немецком идеализме (в частности, у И. Г. Фихте и Г. В. Ф. Гегеля).Термины Модальность (в философии)Мода́льность, характеристика ситуации в качестве онтологически или логически необходимой, случайной, возможной, во временны́х характеристиках, эпистемических и характеристиках действий, обязательности и подобных. В современной логике различают суждения ассерторические (простые утверждения) и модальные, в которых не только утверждается наличие или отсутствие некоторого положения дел, но даётся также его дополнительная характеристика посредством указанных выше терминов. Свойства модальности исследуются в модальной логике.Философские школы, направления, движения Временная логикаВременна́я ло́гика, раздел современной модальной логики, изучающий логические связи временны́х утверждений. Временная логика включает множество логических систем (логик), распадающихся на две группы: 1) A-логики времени, рассматривающие временны́е утверждения, истинностное значение которых может быть разным в разные моменты времени; 2) B-логики времени, имеющие дело с временны́ми утверждениями, истинностное значение которых не меняется с течением времени. Временная логика применяется в анализе естественного языка, в исследованиях в области искусственного интеллекта, в компьютерных науках.Философские школы, направления, движения Опрощение (в философии Л. Н. Толстого)Опроще́ние, образ жизни, характеризующийся ограничением потребностей. Жизненная установка, присущая опрощению, отчасти сходна с идеями различных философских, религиозных и социальных учений от Античности до Нового времени: философии киников и стоиков, буддизма, христианского аскетизма, концепции «естественного человека» Ж.-Ж. Руссо, книги Г. Торо «Уолден, или Жизнь в лесу». В русский язык понятие вошло как обозначение нравственно-социальной концепции Л. Н. Толстого, воспринятой и реализованной его учениками (толстовцами), хотя сам писатель в своих работах его не употреблял. Обозначение религиозно-нравственного учения позднего Толстого как опрощения последовательно проводится в статье Н. Н. Минского «Толстой и реформация» (1909) и в статье С. Н. Булгакова «Простота и опрощение» (1912).Термины ЗнаниеЗна́ние, результат процесса познания, обычно выраженный в языке или иной знаковой форме. Согласно наиболее распространённой трактовке в современной эпистемологии, знание – это соответствующее реальному положению дел (т. е. истинное), обоснованное фактами и рациональными аргументами убеждение человека. Знание может рассматриваться также как социальный феномен – продукт деятельности различных познавательных сообществ, вырабатывающих собственные критерии того, что относится, а что не относится к знанию; при таком подходе знание включает в себя всё то, что считается знанием в том или ином обществе. Поиск способов обоснования знания, критериев его достоверности и истинности всегда составлял основной мотив философского анализа знания.Термины ДостоинствоДосто́инство, одно из центральных философских антропологических понятий, указывающих на особенность, положительное отличие человека, которое людям присуще в разной мере. Зарождение понятия достоинства восходит ко временам позднего эллинизма и тесно связано с римским периодом развития античной мысли. Претерпевает ряд трансформаций в эпоху Средневековья, Нового времени и Просвещения. С определёнными видоизменениями употребляется и в современной философии.Термины ГенийГе́ний, в римской мифологии первоначально божество – прародитель рода, затем бог – олицетворение мужской силы. Гении – духи-покровители, могли быть также у местностей, городов, легионов, корпораций и т. п. Античный образ гения содержал в себе смысловые моменты, указывающие на некую инстанцию, внеположную по отношению к сознанию индивида и одновременно интимно связанную с глубинами его бытия. В результате переосмысления традиционной латинской лексики в Новое время понятие «гений» стало обозначать исключительную степень творческой одарённости человека. До 2-й половины 18 в. гениальность трактуется как свойство острого ума, в высокой степени способного «наблюдать сходства между вещами» (Х. фон Вольф), наделённого комбинаторной изобретательностью, но также интуитивным проникновением в суть вещей. Однако одновременно намечается перенос акцента на природно-спонтанный момент, полемически противопоставляемый правилам; в гении подчёркивается первозданность, необузданность. На рубеже 18–19 вв. в немецкой эстетике происходит переосмысление понятия «гений», которое истолковывается как творческая способность души, а затем как неповторимо-индивидуальное творческое начало и сам его носитель (быть гением в противоположность прежнему обладанию гением). В 19 в. складывается представление о гениальности как высшей творческой способности, в связи с чем становится актуальной проблема различия гения и таланта. 12345