#Философские термины и понятия
Философские термины и понятия
Тег

Философские термины и понятия

Философские термины и понятия
Найденo 286 статей
Философские школы, направления, движения
Оккамизм
Окками́зм, направление в схоластике 14–15 вв., сформировавшееся главным образом под влиянием методологии и философии У. Оккама. Характерно критическое отношение к синтезу аристотелизма и христианского богословия – ключевому элементу схоластической мысли предшествующего периода. Общим для большинства оккамистов были эмпиризм в теории познания, номинализм в онтологии (подразумевавший также критику традиционной метафизики) и скептическое отношение к применению рациональных методов в богословии (вплоть до полного их отрицания).
Философия
Термины
Мимесис
Миме́сис, один из основных принципов античной эстетики, а также эстетики клас­си­циз­ма 16–18 вв. Понятие подражания – «мимесис» (греч. μίμησις, лат. imitatio) – восходит к практике древнегреческих архаических музыкально-драматических представлений и первоначально обозначало игру участника действа (мима). Расширение этого понятия у Платона и перенос его на искусство и изобразительные способности человека сопровождались критикой поэзии и познавательных возможностей в силу того, что чувственно воспринимаемые человеком явления – лишь отражения подлинных сущностей, идей. Аристотель в «Поэтике» исходит из подражания как универсальной врождённой способности человека, благодаря которой и существует искусство; виды его различаются средствами, предметом и способом подражания. В эпоху Возрождения «подражание природе» (лат. imitatio naturae) вновь становится центральным понятием искусства, особенно после того, как в 16 в. «Поэтика» Аристотеля входит в научный и художественный обиход. С расцветом классицизма и риторики в 17 – начале 18 вв. возвращается и понимание подражания как следования идеальным созданиям античного искусства. Как фундаментальная антропологическая категория понятие «миметической способности и практики» возрождается в философии культуры и эстетике 20 в. у В. Беньямина, Т. Адорно, Ж. Бодрийяра и др.
Философия
Термины
Объяснение (в философии)
Объясне́ние, познавательная процедура, заключающаяся в углублении знания об определённом явлении путём включения его в более широкий контекст общепринятого и достоверного знания. В философии науки объяснение рассматривается как важнейшая функция научного познания наряду с открытием, описанием и предсказанием новых фактов и явлений. Философско-методологические проблемы, связанные со спецификой объяснения в разных областях науки, его логической структурой и другими вещами, начали обсуждаться с середины 19 в. Дж. С. Милль в «Системе логики» («A systeme of logic», 1843) выдвинул идею дедуктивной модели научного объяснения, ставшую одной из основных в философии науки 20 в. Приоритет в разработке строгих моделей научного объяснения принадлежит К. Попперу и К. Гемпелю.
Философия
Термины
Tabula rasa
Tabula rasa (с лат. – чистая доска), метафора отсутствия предопределённости, возможности создания любого содержания. Выражение восходит к Аристотелю: в трактате «О душе» он сравнивает ум с покрытой воском дощечкой для письма, на которой ещё ничего не написано. По мере эмпирического восприятия окружающего мира разум посредством рассуждения формирует абстрактные понятия и тем самым познаёт действительность. В разное время концепция ума как tabula rasa рассматривалась Ибн Синой, Ибн Туфайлем (в романе «Хай ибн Якзан»), Фомой Аквинским. Понятие tabula rasa является ключевым в эмпиризме Дж. Локка в контексте его критики врождённых идей.
Философия
1
2
3
4
5