#Философские термины и понятияФилософские термины и понятияИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегФилософские термины и понятияФилософские термины и понятияНайденo 286 статейТерминыТермины «Познай самого себя»«Познай самого себя» (греч. γνῶθι σαυτόν, лат. nosce te ipsum). Одна из максим, начертанных, согласно Платону (Протагор. 343a–b) и Павсанию (Описание Эллады. X. 24, 2), «семью мудрецами» на древнем храме Аполлона в Дельфах. Подлинное авторство установить невозможно. Рассуждение о смысле максимы – популярный жанр у античных авторов. Компиляцию фрагментов на тему «познай себя» составил Иоанн Стобей (Антология. XXI).Дискуссионные клубы Философское кафеФилосо́фское кафе́, формат дискуссии, в котором философская проблема выносится на публичное обсуждение. Дискуссия проходит не в аудитории, а в открытом общественном месте (чаще всего в кафе). Впервые предложен в 1992 г. М. Сoте.Философские школы, направления, движения Эпистемология добродетелейЭпистемоло́гия доброде́телей, направление в теории познания, представители которого определяют знание как истинное убеждение, полученное (или обоснованное) посредством интеллектуальных добродетелей. Эпистемология добродетелей рассматривает такие центральные эпистемологические категории, как «знание» и «обоснование», в качестве нормативных понятий.Научные теории, концепции, гипотезы, модели «Статуя Кондильяка»«Ста́туя Кондилья́ка», философский концепт, выступающий своего рода символом сенсуализма XVIII в. Мысленный эксперимент Э. Б. де Кондильяка для демонстрации условий формирования различных способностей человека и приобретения им всех своих знаний посредством ощущений, чувственного восприятия.Философские школы, направления, движения ОккамизмОкками́зм, направление в схоластике 14–15 вв., сформировавшееся главным образом под влиянием методологии и философии У. Оккама. Характерно критическое отношение к синтезу аристотелизма и христианского богословия – ключевому элементу схоластической мысли предшествующего периода. Общим для большинства оккамистов были эмпиризм в теории познания, номинализм в онтологии (подразумевавший также критику традиционной метафизики) и скептическое отношение к применению рациональных методов в богословии (вплоть до полного их отрицания).Термины МимесисМиме́сис, один из основных принципов античной эстетики, а также эстетики классицизма 16–18 вв. Понятие подражания – «мимесис» (греч. μίμησις, лат. imitatio) – восходит к практике древнегреческих архаических музыкально-драматических представлений и первоначально обозначало игру участника действа (мима). Расширение этого понятия у Платона и перенос его на искусство и изобразительные способности человека сопровождались критикой поэзии и познавательных возможностей в силу того, что чувственно воспринимаемые человеком явления – лишь отражения подлинных сущностей, идей. Аристотель в «Поэтике» исходит из подражания как универсальной врождённой способности человека, благодаря которой и существует искусство; виды его различаются средствами, предметом и способом подражания. В эпоху Возрождения «подражание природе» (лат. imitatio naturae) вновь становится центральным понятием искусства, особенно после того, как в 16 в. «Поэтика» Аристотеля входит в научный и художественный обиход. С расцветом классицизма и риторики в 17 – начале 18 вв. возвращается и понимание подражания как следования идеальным созданиям античного искусства. Как фундаментальная антропологическая категория понятие «миметической способности и практики» возрождается в философии культуры и эстетике 20 в. у В. Беньямина, Т. Адорно, Ж. Бодрийяра и др.Термины Объяснение (в философии)Объясне́ние, познавательная процедура, заключающаяся в углублении знания об определённом явлении путём включения его в более широкий контекст общепринятого и достоверного знания. В философии науки объяснение рассматривается как важнейшая функция научного познания наряду с открытием, описанием и предсказанием новых фактов и явлений. Философско-методологические проблемы, связанные со спецификой объяснения в разных областях науки, его логической структурой и другими вещами, начали обсуждаться с середины 19 в. Дж. С. Милль в «Системе логики» («A systeme of logic», 1843) выдвинул идею дедуктивной модели научного объяснения, ставшую одной из основных в философии науки 20 в. Приоритет в разработке строгих моделей научного объяснения принадлежит К. Попперу и К. Гемпелю.Термины ВернакулярныйВернакуля́рный (от лат. vernaculus – туземный, местный), термин, используемый в географии, социальной антропологии и других социальных науках. Обозначает формы локального знания и образа территории в глазах её жителей.Термины ИшваравадаИшварава́да, в индийской религиозно-философской мысли общее обозначение теистических доктрин веданты, ньяя-вайшешики, а также ряда вишнуитских и шиваитских систем.Термины Tabula rasaTabula rasa (с лат. – чистая доска), метафора отсутствия предопределённости, возможности создания любого содержания. Выражение восходит к Аристотелю: в трактате «О душе» он сравнивает ум с покрытой воском дощечкой для письма, на которой ещё ничего не написано. По мере эмпирического восприятия окружающего мира разум посредством рассуждения формирует абстрактные понятия и тем самым познаёт действительность. В разное время концепция ума как tabula rasa рассматривалась Ибн Синой, Ибн Туфайлем (в романе «Хай ибн Якзан»), Фомой Аквинским. Понятие tabula rasa является ключевым в эмпиризме Дж. Локка в контексте его критики врождённых идей. 12345