Филон Александрийский
Фило́н Александри́йский (греч. Φίλων ὁ Ἀλεξανδρεύς, лат. Philo Alexandrinus; Филон Иудей, греч. Φίλων ’Ιουδαῖος, лат. Philo Judaeus) (около 15 до н. э. – около 50 н. э.), иудейско-эллинистический богослов и религиозный философ. Происходил из богатой и влиятельной еврейской семьи (жреческого рода) из Александрии, где его брат, Александр, был официальной главой еврейской общины. В 39 г. н. э. Филон Александрийский возглавил посольство александрийских евреев в Рим с петицией к императору Калигуле. Говорил и писал по-гречески и имел римское гражданство, Ветхий Завет знал только в греческом переводе Септуагинты. Глубокое знание Библии соединялось у Филона Александрийского с разносторонним знанием греческой философии, прежде всего Платона, среднего платонизма и стоицизма, а также Аристотеля и неопифагореизма (Климент Александрийский называет его «пифагорейцем»). Сохранившееся обширное литературное наследие Филона Александрийского распадается на 3 группы сочинений: экзегетические; исторические и апологетические; философские.
Изложению закона посвящены «Жизнеописание Моисея», представленного как царь, законодатель, жрец и пророк, «Толкование на Пятикнижие» (10 сочинений, в том числе трактат «О сотворении мира», обнаруживающий сильное влияние платоновского «Тимея» и рассматривающий сотворение мира как космологическое основание закона), «Об Аврааме», «Об Иосифе», «О декалоге», «О частных законах». 19 трактатов содержат аллегорические комментарии к библейскому тексту («Аллегории законов», «О херувимах», «О жертвоприношениях», «О потомстве Каина», «О гигантах», «О неизменяемости Бога», «О земледелии», «О пьянстве», «О трезвости», «О смешении языков», «О переселении Авраама», «Кто наследник Божественного» и др.). Используя стоический метод аллегорического толкования Гомера, Филон Александрийский находит в Ветхом Завете пифагорейско-платоническое учение о стремлении души к божественному совершенству, о жизни как пути к Богу, завершающемся обо́жением (теозис). «Вопросы и ответы на книгу Бытия» и на «Исход» сохранились только в латинском переводе 4 в. и армянском переводе 6 в.; заимствованная из греческой традиции комментариев к Гомеру вопросо-ответная форма «проблем», или «вопросов», применена здесь к библейскому тексту.
Трактаты «Против Флакка» и «Посольство к Гаю» описывают события 38–40 гг. в Александрии и Риме. «Апология евреев» – история происхождения, обычаев и законов еврейского народа.
Философские сочинения Филона Александрийского почти не содержат ссылок на Библию и иудаизм и лежат в русле постэллинистической греческой философии; они касаются метафизики («О вечности мира», «О провидении»), этики («О том, что всякий добрый человек свободен»), психологии («Александр или о том, что и дикие животные наделены разумом»). В русле типичного для всей постэллинистической философии (начиная с 1 в. до н. э.) стремления к синтезу классических философских традиций Филон Александрийский понимает Бога через призму платонического учения о бытии, прокладывая путь апофатическому богословию: сущность Бога непознаваема, человек может знать только то, что Бог есть, но не чтó Он есть. На раннехриcтианскую мысль оказали влияние 2 фундаментальные идеи философской теологии Филона Александрийского – идея Логоса, заимствованная у стоиков, и идея благодати. Логос, или Слово Божие, выступает у Филона Александрийского как аспект Бога и вместе с тем как нечто самосущее, как посредник между нетварным горним миром и миром человеческим.
Как позднейший иудаизм, так и позднеантичные философы полностью игнорировали наследие Филона Александрийского: синтез иудаизма и эллинизма был неприемлем для них. Сочинения Филона Александрийского имели успех в среде ранних христианских писателей, особенно у Климента Александрийского, его цитируют также Ориген, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, блаженный Иероним, Августин, заимствуя у него приёмы аллегорического толкования Библии. Благодаря отцам Церкви сочинения Филона Александрийского сохранились до наших дней.